Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 37 (7197) 14 - 20 октября 1999г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноСумасшедший дом под названием ГосфильмофондАрхивы заговорили, звери нашли приют Анастасия МАШКОВА День Госфильмофонда начали отмечать несколько лет назад, когда советские праздники уже не вызывали в народе прежнего энтузиазма, а новые еще не прижились. Поначалу жители поселка Белые Столбы, где находится главное кинохранилище России, восприняли новый праздник как "инициативу сверху". А в последнее время, привыкнув, стали отмечать его с радостью в первых числах октября. Хранить фильмы здесь не рекомендуется!Госфильмофонд - это не просто склад где-то в Подмосковье, в поселке с подозрительным названием Белые Столбы. Это - целое государство, в котором живут фильмы, люди, а в последнее время даже звери. Он постоянно прирастает новыми строениями, новыми поступлениями фильмов, а также новыми инициативами тех, кто работает в российском киноархиве. По мнению нынешнего директора Госфильмофонда Владимира Малышева, долгие годы вверенную ему организацию незаслуженно воспринимали именно как склад, место, куда надо отправлять на хранение пленку, что само по себе якобы обеспечивает фильму сохранность на долгие годы. От подобного подхода и возникли проблемы, а последствия этого сейчас расхлебывает киноархив. Сохранить кинопленку, а вместе с ней и бесценный документ времени или искусства, в тех складских помещениях, что были построены на белостолбовской земле, почти невозможно. Вернее - очень сложно. Сотрудники сумели создать необходимые условия для сохранности киноматериалов. А условия таковы: температура - 15 градусов выше нуля, влажность - 60 процентов. Этот климат надо поддерживать и зимой, и летом. Строгий контроль за микробиологией, ведь пленка состоит в том числе и из желатина. В архивном помещении поражает идеальная чистота, как в операционной, а каждую коробку с пленкой протирают вручную. Старательность и аккуратность, внимание к каждой единице хранения, изобретательность сотрудников - все это вместе обеспечивает сохранность нашему кинематографическому достоянию. В последнее время было много разговоров о том, что, мол, не обеспечивается сохранность фильмов, в недопустимых условиях они хранятся. Да, все так. Здания спроектированы таким образом, что хранить в них кинопленку, ну, скажем так, не рекомендуется. Однако в Белых Столбах изначально делали все, чтобы фильмы хранились достойно. Так осталось и по сей день. Но новые здания строить надо. Их и строят, только очень долго. Как только "приходят" деньги, сдают новую очередь. Только для сумасшедшихБережное отношение к каждому фрагменту пленки - это основное условие сохранности архива. Сотрудников Госфильмофонда воспитывают, ищут, взращивают на собственной белостолбовской земле. Коллектив сегодня насчитывает примерно 560 человек. Большинство составляют технические работники, например, слесари, сантехники и так далее. Исторически сложилось так, что у сотрудников Госфильмофонда была, пожалуй, самая низкая зарплата в отрасли. "Хорошо, что местность у нас сельская, у всех были огороды", - почти философски добавляет Малышев. Сейчас удержать технический персонал на работе стало почти невозможно. Но их удерживают, если не величиной зарплаты, то регулярностью ее выплаты. Другое "историческое" обстоятельство: все сотрудники живут рядом с архивом. "Москвичи к нам работать не идут, потому, что половина зарплаты уйдет на электричку", - объясняет директор. А чтобы стать квалифицированным обработчиком пленки, необходимо проработать тут 10 лет! Поэтому руководство архива подбирает будущих коллег среди местных школьников, которые проходят в Госфильмофонде практику. Те, кто решает связать свою судьбу с архивом, при содействии Госфильмофонда получают образование во ВГИКе, бывшем ЛИКИ (теперь у Ленинградского института инженеров кино уже новое название, которое пока не прижилось), в кинотехникуме, что находится в Сергиевом Посаде. А многие молодые люди приходят в кинохранилище еще и потому, что здесь работают их родители. В главном корпусе госфильмофондовского комплекса на почетном месте висит план десятиэтажного дома в сто квартир, который строит Госфильмофонд. Дом - это способ отблагодарить старейших сотрудников, которые связали свою жизнь с архивом и дожили до пенсии не в самых лучших жилищных условиях; это - ведомственное жилье, с помощью которого можно удержать в Белых Столбах новое поколение архивистов. Пока возведено только семь этажей... А рядом со стройкой стоит как немой укор огромный черный барак, в котором некоторые сотрудники до сих пор живут. "Да, москвичи к нам не идут. А ведь некоторых отпугивает наше местопребывание, само название Белые Столбы", - рассказывает приезжим журналистам директор Госфильмофонда. "А чего же боятся?" - смеются журналисты. "Ну как же, меня очень часто спрашивают: где у вас здесь находится сумасшедший дом?" - продолжает Малышев. - Я обычно отвечаю так: сумасшедший дом у нас тут один - Госфильмофонд России". Настоящий цвет гранатаПри всех финансовых проблемах архивное население поселка Белые Столбы не отчаивается и продолжает научную и теоретическую работу. Сейчас гигантское количество единиц хранения (около 56 тысяч названий) потихоньку "отправляют" в компьютер. Это огромная, кропотливая работа, значение которой трудно переоценить. Гигантские массивы документальной хроники ждут исследователей, тех, кто будет судить по этим фильмам о ХХ веке. Сейчас Госфильмофонд совместно с НТВ делает документальный сериал об истории "русской Палестины". Весь архивный уникальный материал - до 1948 года! - для этого проекта свой, госфильмофондовский. Благодаря новейшему цифровому оборудованию восстанавливаются старые фильмы. К сожалению, в советские времена не только архивы создавались так, что хранить в них фильмы было невозможно без героических усилий, а зарплату за эти героические усилия платили смешную, но и фильмы снимали на такой "замечательной" пленке под названием "Свема", что срок жизни произведения искусства на ней едва достигал лет десяти. Потом "Свема" решительно выцветает, оставляя на позитивной копии красноватые разводы. Сейчас идет работа над реставрацией авторской копии фильма "Цвет граната" ("Саят-Нова"). Реставрация с помощью цифрового видеооборудования напоминает чудо: с помощью этой умной техники можно сделать вещи немыслимые "вручную". А тут на глазах красноватый, будто тонированный фрагмент видеоизображения вдруг оживает, и ты понимаешь, каким видел мир Параджанов, какими красками он пользовался, создавая свои причудливые видения на пленке... Возвращаясь к прозе технических проблем и хозяйственных расходов, заметим, что это необходимое для любого архива чудесное оборудование было приобретено Госфильмофондом по распоряжению Правительства РФ в лице его тогдашнего главы В.Черномырдина. Чаще ездишь - лучше знаешьПомимо собирания, хранения, реставрации архивов, Госфильмофонд занимается популяризацией того, что хранит. Для чего, собственно, и придуман фестиваль архивного кино (который проходит в Белых Столбах с 1997 года), чьим главным "интеллектуальным мотором" является киновед-универсал Владимир Дмитриев. В Белых Столбах построен новый кинотеатр, он же фестивальный центр. Есть еще ряд культурных инициатив, одна из которых - возрождение Бюро пропаганды киноискусства, бывшего одним из тех редких положительных начинаний советской поры, что как назло исчезли во времена постсоветские. Госфильмофонд намерен снимать собственные фильмы о деятелях кино. Так, снята одна серия из цикла "Фильмы моей жизни", где Марлен Хуциев рассказал о своем незабываемом детском киновпечатлении - фильме "Чапаев". В Белые Столбы мэтр приехал работать, писал в здешнем пансионате радиосценарий. При Госфильмофонде есть пансионат, где живут те, кто работает в архиве: режиссеры, киноведы, сценаристы и редакторы. Это сейчас, в 90-е, достаточно легко застать интересный фильм в Музее кино или старом добром "Иллюзионе", кинотеатре Госфильмофонда. А на видео - куда уж проще! А когда-то главным свидетельством высокого профессионального уровня кинематографиста была частота его пребывания в Белых Столбах. Часто ездит - хорошо знает кино. Замечательно, что в последнее время в Госфильмофонде делают все, чтобы сюда продолжали ездить одержимые кино люди. Столбы - ПетушкиСобрание Госфильмофонда постоянно пополняется новыми названиями. Правда, в последнее время зарубежная часть умножается намного активнее, нежели отечественная. Пополняется законно. В годы застоя фильмы в буквальном смысле воровали с фестивальных показов, потихоньку печатали копии, как нынче поступают видеопираты. А год назад "государство Госфильмофонд" пополнилось уж совсем экзотическим дополнением. Фактически Госфильмофонду передали зообазу Госкино, расположенную в Петушках. К тому моменту бедные зверушки - олени, медведи, рыси и прочие любимые персонажи нашего выдающего режиссера Александра Згуриди, - а также их дрессировщики полгода не получали никаких денег. Госфильмофонд - чем может! - помогает уникальному достоянию отечественной киноиндустрии, каковой по праву считается зообаза: зверей, пригодных для киносъемок, надо сызмальства дрессировать и воспитывать, их нельзя заменить питомцами цирков или обычных зоопарков. Однако положение зообазы бедственное. Госфильмофонд очень просит руководство крупнейших российских киностудий придумать проект, способный обеспечить работой талантливых обитателей петушковской зообазы. Также в рубрике:
|