Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 26 (7739) 15-21 июля 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноЮРИЙ ШИЛЛЕР: Не считаю себя городским человекомГеннадий БЕЛОСТОЦКИЙ
Имя кинорежиссера Юрия ШИЛЛЕРА до недавнего времени мало что говорило даже киноманам. Между тем он автор более 50 документальных картин, отмеченных призами национальных и международных кинофестивалей. В их числе "Рыбаки" (1970), "Плясуны" (1989), "Живы будем" (1991), "Искра божья" (1993), "Вечерний звон" (1994), "Родная сторона" (1997), "Полет шмеля" (1998), "Падение Икара" (2003). Неигровое кино, к сожалению, теперь в кинотеатрах - за очень редким исключением - не показывают, на ТВ оно редкий гость... И вот, наконец, о Шиллере узнала страна: фильм "Воробей", его дебют в игровом кино, представлял Россию в основном конкурсе 32-го Московского международного кинофестиваля. - Спешу поздравить вас, Юрий Андреевич, с мировой премьерой "Воробья "! - Спасибо. Это для меня, конечно, большая честь. Я, честно говоря, приглашение на фестиваль воспринял с удивлением. Мы еще не закончили картину - только-только сделали черновой монтаж, у нас и в мыслях не было куда-то ее посылать, кому-то предлагать. Кассету с фильмом передала в отборочную комиссию ММКФ киновед Людмила Донец. И, уже когда мы делали эталонную копию, нам сообщили: вы в конкурсе. У нас словно гора с плеч свалилась. До этого было тревожно: получилось ли? Ведь никто не видел картину, и мы могли только предполагать их реакцию. А раз нас отобрали, значит, картина сложилась. - Фильм, судя по реакции зрителей и критиков, "прозвучал". Не обидно, что ваш потенциал как режиссера игрового кино раскрылся лишь сейчас, после четырех десятилетий работы в документалистике, а не раньше ? - Существует заблуждение, что между игровым кино и документальным лежит пропасть. Они близки, как кровные братья. Я во ВГИКе учился режиссуре в мастерской Григория Наумовича Чухрая и, окончив институт, готов был снимать как художественные, так и документальные фильмы. Все зависит от того, что тебя больше влечет. Меня всю жизнь тянуло бродяжничать, смотреть мир и попутно фиксировать его. После института это "бродяжничанье" стало моей профессией. Я не стремился придумывать сюжеты и истории и переносить их на пленку, работать с актерами. Куда большее удовольствие я испытывал, встречаясь с новыми интересными, неординарными людьми, поверьте, их очень много в глубинке, и судьбы у них необычные. - И как вы пришли к "Воробью "? - История зрела очень медленно, обрастала "мясом", и постепенно я понял, что это должен быть художественный фильм. Когда работаешь в документалистике, многое остается "за кадром". Если рассказать, что я видел, с кем встречался, какие истории слышал... И однажды я почувствовал, что сценарий почти сложился, осталось его перенести на бумагу. Когда я свои наброски показал новосибирским друзьям-писателям, они сказали, что из этого может получиться отличный художественный фильм. С этого все и началось. Меня в первую очередь интересовала не история с лошадьми, а история мальчика, его внутренний мир. Проходит довольно много времени, прежде чем возникает завязка интриги. Можно было, конечно, сразу брать быка за рога: с первых же кадров обрисовать ситуацию и затем в динамичном ключе развивать конфликт. Была бы жесткость и даже "чернушность". И такая картина, наверное, многим понравилась бы. А тут какая-то лирика. Людей, которые привыкли к экшну, это раздражает: когда картина-то начнется? Чего это нам все показывают пейзажи, как кони какие-то бегают? Но я задумал совершенно другое кино, не такое, к какому мы привыкли. Мне хотелось показать мир, в котором живет мой маленький герой, - спокойный, добрый, несуетливый; мне хотелось, чтобы зрители почувствовали очарование этой жизни, этого вселенского покоя. Должен сказать, что не все сразу приняли мой замысел, в том числе и оператор. Мне пришлось убеждать его. Пойми, говорил я, суть не в том, отправят коней на мясо или не отправят, не это важно, а люди, рядом с которыми растет наш герой, то, что происходит в душе ребенка, когда на его глазах рушится мир, в котором он чувствовал себя счастливым. - И тем не менее ваше кино откровенно публицистическое. Я в нем почувствовал неприкрытую боль от того негативного, что происходит в России, в русской деревне, в нас с вами ...
- Вы не почувствовали бы эту боль, если б не было в картине лошадей и необыкновенных при всей их обыкновенности людей, этого божественного мира, в котором они живут. Наблюдая за ними, начинаешь испытывать ностальгию по нормальной жизни, по тому, чего, к сожалению, мы часто бываем лишены. Всего этого не было бы и в помине, если б я снимал жанровое кино, раскручивал конфликт. Не счесть, сколько раз я видел нечто подобное как в художественном кино, так и в документальном, где все время с экрана идут жесткость, жестокость, насилие, депрессия, что-то разоблачается, кого-то клеймят, и это не трогало. И мне хотелось обо всем этом сказать через флер тоски о прекрасном. Мне казалось, что если удастся мне создать этот флер, картина получится. - Почему гибнет деревня, почему спивается ? - Спивается не больше, чем раньше. Просто раньше об этом не давали писать, запрещали снимать. Но самое главное - в селах живут нормальные люди, а не сплошь и рядом алкаши. Да, исчезло такое понятие, как дисциплина. Многие уходят на заработки - но так и раньше было. Тревожит, что слишком мало духовности. Об этом не пишут, об этом не услышишь с телеэкрана, но это большая беда. Из средств массовой информации на людей обрушивается поток бесовщины. И создается впечатление, что мир, в котором мы живем, отвратительный и что народ наш отвратительный - не тот, каким был раньше, совершенно другой. Все это неправда. Вот это меня очень огорчает. - Вы человек городской. Взявшись за кино о деревне, не опасались, что сфальшивите и тем самым погубите замысел? Подобных случаев было немало. - Не считаю себя городским человеком. Детство мое прошло не в городе, а в пригороде Челябинска - фактически в той же деревне. Да, живу сейчас в Новосибирске, и это обусловлено особенностями моей профессии. Мне необходимо общение - деловое, творческое. Но как только выпадает возможность, я, подобно многим горожанам, сажусь в машину и отправляюсь в свой деревенский дом. Он у меня далековато - 180 километров в одну сторону. А в город возвращаюсь работать. Часто говорят: город - это культура, музеи, театры, концерты, выставки. А начинаешь спрашивать, когда последний раз был в театре, тут собеседник и замолкает. - Снять полнометражный художественный фильм - дорогое удовольствие. Кстати, каков его бюджет ? - Поскольку это дебют, мы получили господдержку порядка 22 миллионов рублей. От этой суммы мы "танцевали", хотя чувствовали себя связанными по рукам и ногам. Уже то, что съемки проходили в экспедиции, влетело в копеечку. Приходилось спешить, экономить буквально на всем, и это видно на экране. Были бы нормальные деньги - совсем иначе строилась бы картина. Я был лишен возможности тщательно готовить каждую сцену, а некоторые важные эпизоды просто вылетели из режиссерского сценария, так как поджимали сроки. Одно накладывалось на другое... В общем, было тяжело. Творчество не терпит спешки, суеты, нервотрепки. А тем более штурмовщины. Помните, как в советские времена к концу года, к концу квартала почти вся страна вставала на уши, люди из кожи вон лезли, чтобы любой ценой "сделать план"? Нечто подобное происходило и у нас. О каком качестве, о какой художественной глубине тут можно вести речь? И если мы чего-то сумели добиться, то это - результат энтузиазма съемочной группы, а не нормального производственного и творческого процесса. Я изначально снял с себя продюсерские заботы. Хотя в Новосибирске у меня своя фирма, пусть и небольшая, мог и сам вести картину. Но гробить время на все это мне не хотелось. Во-первых, это мешало бы мне полноценно заниматься режиссурой, уделять внимание другим проектам. А во-вторых, бумажные, хозяйственные дела мне ужасно противны. - Нередки конфликты между режиссером и продюсером . - Зачастую они возникают, когда продюсер - человек с амбициями и вкладывает в проект собственные или лично им добытые деньги. Здесь не тот случай. Государство, по сути, выделило деньги (примерно 90 процентов бюджета) мне - под мой замысел, под мой сценарий, под мое имя. И мой продюсер Александр Гундоров по-хозяйски распоряжался ими, абсолютно не вмешиваясь в творческий процесс. - Что было для вас на съемках самым трудным ? - Приходилось "прессовать" себя, работать в два раза быстрее, чем следовало. Часто возвращался в гостиницу после съемочного дня неудовлетворенным: то не успел, там недоделал, надо было еще поработать с актерами, нужен был хотя бы еще один дубль и т.д. И все из-за проклятых денег! Я отчетливо видел свои огрехи, понимал, что мог снять эпизод тоньше, изящнее, интереснее, но был бессилен что-либо изменить. И это сильно давило на психику. - Стилистически и композиционно ваша картина складывается из двух пластов: картины природы (прежде всего лошади, которые будто существуют сами по себе) и сцены из неторопливой деревенской жизни. Я был свидетелем спора двух критиков. Одного лошади раздражали: мол, слишком много места в фильме они занимают, их существование в кадре плохо мотивировано - в жизни так не бывает. А другой возражал: надо воспринимать это как условность, лошади - это метафора нашей сегодняшней жизни. - Мне хотелось, чтобы лошади воспринимались зрителями как метафора. И отнюдь не случайны посылы в мифологию - я снимал не бытовое, а поэтическое кино . - Лично для меня самое интересное в вашей картине - это сплав документального и игрового кино. Во время просмотра подчас возникало ощущение, что вы подсматриваете за реальной жизнью. Такой степени достоверности профессиональному актеру чрезвычайно трудно добиться. Вы действительно "подсматривали"? - В какие-то моменты - да. Важно и то, что в процессе съемок профессиональные актеры - их, кстати, было немного - поняли, в каком формате мы работаем, и начали подстраиваться, в спонтанно возникающих ситуациях импровизировать, говорить то, чего не было в сценарии, как, например, в эпизоде, где наш герой ночью сидит с отцом на крыльце. Я говорил актерам: вы болтайте, а я буду выхватывать то, что мне нужно. - Это, как я понимаю, из кухни режиссера-документалиста ... - Конечно. Но почему бы этот метод не использовать и в игровом кино? И я не считаю, что это нечто оригинальное. Когда смотрел фильмы Феллини, отчетливо видел, что во многих сценах актеры работали не по сценарию. Он создавал на съемочной площадке такие ситуации, что актеры не играли, а жили в кадре. И у зрителей возникало ощущение абсолютной достоверности того, что происходило на экране. - На меня большое впечатление произвел монолог старика на спонтанно возникшем митинге. Это актер ? - Нет. Это самый что ни на есть настоящий дедок. Он должен был сказать несколько фраз, но настолько вошел в роль, что забыл про камеру и стал рубить правду-матку. Этот его монолог я бы ни за что не написал сам. - Во время съемок вы думали о будущей прокатной судьбе картины? Это ведь сейчас большая проблема ... - Не думал. Я режиссер, а не продюсер, мои картины никогда не прокатывались. Да, их показывали на фестивалях, награждали, иногда они прорывались на телеэкран, но широкому зрителю они неизвестны. За свою работу получал лишь гонорар - весьма скромный. То же самое вам скажет любой документалист, в том числе и из самых знаменитых. - Показ "Воробья" на Московском фестивале и связанный с этим резонанс в СМИ, по идее, должны помочь ему дойти до зрителя ... - Я на это не очень надеюсь - уж больно тихая моя картина, не вписывающаяся в общий поток. Ей нужен особый прокат, нужны деньги на раскрутку, а их-то и нет. И это, к сожалению, беда не только моя, но и очень многих российских режиссеров и продюсеров. Даже победа на Московском фестивале не гарантирует хорошую прокатную судьбу - мне известны факты, когда фильмы-победители вообще не были показаны, например, в таких крупных городах, как Екатеринбург и Новосибирск. У владельцев кинотеатров своя политика, свои интересы. - Как вы оцениваете ситуацию, сложившуюся в нашем кинематографе? Деньги от государства получат лишь восемь кинокомпаний, а остальные как бы оказались не у дел ... - Пока не могу сказать, хорошо это или плохо. Совсем не сладко нам было в системе Министерства культуры... - И тем не менее вы смогли снять "Воробья" при поддержке государства . - И тем не менее в течение двух лет я ничего не получал от государства и был лишен возможности сделать документальную картину. Один раз посылал заявку, другой, и каждый раз она каким-то образом проваливалась. А в это же время запускались какие-то странные картины. - Документальные ? - Документальные. А какая разница? Принцип-то финансирования один. Поэтому я не знаю, что хуже: Минкультуры или Фонд. Может быть, появится у меня сценарий, я пойду с ним в одну из этих восьми компаний или не в одну, и мою заявку оперативно и профессионально оценят. И глядишь, проект будет запущен в производство. Им ведь нужны хорошие сценарии, надежные режиссеры. Так что давайте не будем спешить с вердиктом, поживем - увидим. - Вы упомянули, что вот-вот приступите к работе над своим очередным документальным фильмом. А когда ждать ваш новый игровой фильм ? - Не скоро. Меня сейчас тянет в документальное кино. Также в рубрике:
|