Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 26 (7739) 15-21 июля 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Провинция"Благоповедение" по-суздальскиСпасо-Евфимиев монастырь: перемена участи? КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКАГеоргий ОСИПОВ Не так давно во Всемирной сети промелькнуло сообщение о том, что в списке имущества, на которое Церковь намерена претендовать после принятия закона о церковной реституции (полное его название - "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"), значится и суздальский Спасо-Евфимиев монастырь. Косвенным подтверждением этому является и выступление секретаря Владимиро-Суздальской епархии отца Иннокентия, который заявил, что монашеская жизнь должна идти в любом монастыре. В тон ему звучит и высказывание председателя отдела Московского патриархата по взаимодействию Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина: "Там (в Спасо-Евфимиевом монастыре. - Г.О.) должны быть созданы и условия для монашеской жизни. Монахи должны в этом монастыре иметь возможность жить, питаться, заниматься просветительской работой". Запомним эти слова. И посмотрим, что же сегодня представляют собой суздальские монастыри. Для справки: в Суздале двенадцать тысяч жителей, 32 храма (действуют от силы 6 - 7) и пять монастырей (действуют четыре). Не согрешишь - не покаешься Самым известным монастырем до недавнего времени был Покровский, бывший некогда тюрьмой для высокопоставленных и даже августейших узниц - от Соломонии Сабуровой до Евдокии Лопухиной. Известным потому, что в 60-х его отреставрировали (сегодня в срочном вмешательстве реставраторов нуждаются только отдельные фрагменты стен и башен) и превратили в комфортабельную гостиницу в русском стиле для иностранных туристов. В 1990-х годах, когда ряд строений на территории Покровского монастыря был передан Церкви, туристическая гостиница и община монашек существовали вместе на одной территории. Недавно обитель была передана монашеской общине. Сегодня в Покровском монастыре около 30 сестер и небольшой, менее чем на десять воспитанниц, приют для девочек-сирот, открытый в одной из бывших туристических деревянных "избушек". На восточной окраине Суздаля находится Васильевский монастырь, в котором сосуществуют небольшая монашеская община (3 монаха) и несколько организаций, к Церкви никакого отношения не имеющих. Архитектурный ансамбль монастыря находится в процессе восстановления. В небольшом Александровском монастыре, находящемся неподалеку от Покровского, на высоком берегу Каменки, до недавнего времени располагался реставрационный центр. Именно здесь проходили заседания известного среди столичных гуманитариев "Суздаль-клуба". Сегодня монастырь возвращен епархии, и при единственной церкви числятся два монаха. Зато внешний вид обители несколько переменился - возле храма, за плотным деревянным забором как из-под земли вырос уютный деревянный коттеджик с банькой. Посетителей встречает табличка: "В монастыре уместно благоповедение". Золотые слова. Восточная часть территории монастыря, возле несохранившегося участка стены, пока не застроена - что-то на ней будет? От Авеля до Паулюса Судьбы двух оставшихся монастырей, может быть, наиболее показательны для современного Суздаля. Самый древний монастырь города, расположенный в самом что ни на есть его центре - Ризоположенский. Двухшатровые Святые ворота - один из шедевров русской архитектуры. Высоченная, видимая уже за много километров от города колокольня - памятник победы 1812 года (та самая, на фоне которой "фигурял" в генеральском мундире бедолага Бальзаминов Георгия Вицина). Собор XVI века. Построенная в начале ХХ века гостиница "Ризоположенская", одна из самых недорогих в Суздале (совсем недавно ее, с грубейшими нарушениями закона, арендовал на 49 лет бывший мэр Суздаля А. Рыжов). В 1996 году монастырь был передан Церкви. Сегодня здесь живут шестнадцать сестер. Подчеркнем особо - все те здания, которые находятся сегодня в более или менее сносном состоянии, были отреставрированы еще в советские годы, в том числе и собор. Остальное - большая часть монастыря - являет собою истинную мерзость запустения, и это прямо напротив зданий городской администрации! Покосившиеся стены и башни, руины зданий, заросшие бурьяном, лопухи и крапива едва ли не в человеческий рост, рухнувшие своды Сретенской церкви середины позапрошлого века, в которой когда-то располагался кинотеатр. Дороги, которые не всякий "Лендровер" одолеет. Наконец, давно закрытая для посещений колокольня, с которой открывается изумительный вид на город и его окрестности. "Больно глядеть на все это, - говорит мне Светлана Мельникова, заместитель директора заповедника. - Да пусть община привела хотя бы колокольню в порядок - отбою бы от посетителей не было, а на деньги, полученные за подъем на лучшую видовую точку, вполне можно было бы начать восстановление зданий. Поставить хотя бы памятный крест на месте взорванного в 30-е годы храма... А какой великолепный паломнический центр можно было бы сделать в этих зданиях, сколько людей могли бы в нем приобщаться к вере! Но, видно, и у общины, и у епархии совсем иные интересы..." А самый большой, внушительный и - позволим себе такое слово - импозантный, - конечно, Спасо-Евфимиев монастырь. Откроем энциклопедию: "Первоначальные деревянные постройки монастыря не сохранились, нынешний вид ансамбля сложился в XVI - XVII веках. Возведение грандиозных построек монастыря оказалось возможным благодаря крупным пожертвованиям Василия III, Ивана Грозного, князей Пожарских и других представителей русской аристократии". Главной чертой, определяющей внешний облик монастыря, являются мощные стены - ну чистый кремль! - и высокие башни. Может быть, по этой причине именно здесь в 1766 году по распоряжению Екатерины II была учреждена тюрьма. В 1829 году в ней скончался доведенный до сумасшествия декабрист, князь Федор Шаховской. В 1826 году по приказанию императора Николая I в монастырь был заточен знаменитый предсказатель монах Авель, который через пятнадцать лет здесь же и умер и был погребен за алтарем Никольской церкви. По легенде, сюда же якобы собирались заключить отлученного от Церкви Льва Толстого. "Эстафету" от царских тюремщиков приняли советские - в Спасо-Евфимиевом монастыре разместились изолятор и секретная тюрьма особого назначения - они видели много знаменитых узников: Николая Кондратьева, Мартемьяна Рютина, Фридриха Паулюса. Понятно, что богатое тюремное прошлое отнюдь не способствовало сохранению уникальных памятников монастыря: Спасо-Преображенского собора, монастырской звонницы, Благовещенской надвратной церкви, дома архимандрита с красивейшей Успенской шатровой церковью и прочих. В итоге монастырский комплекс был передан Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику. Алиса Ивановна Аксенова, личность в отечественном музейном деле поистине легендарная, возглавляет его уже полвека, и практически те же полвека продолжалось восстановление "Евфимия". Еще лет семь - восемь назад в облике монастыря, приглядевшись внимательно, можно было найти черты, напоминавшие о прошлом - особенно на башнях. Сегодня Спасо-Евфимиев монастырь - поистине музей образцового содержания. Только здесь, в особой галерее, гость Суздаля может увидеть, что представляет собой повседневный труд реставратора. Десять постоянных экспозиций - не считая выставок. Особенно поражает та, что посвящена содержавшимся в монастыре после войны итальянским военнопленным - многие упокоились именно в Суздальской земле. Результат налицо - поток туристов из Италии стремительно растет с каждым годом. "Приходите и служите" ? В прошлом году была залечена еще одна "рана" - Президент России открыл восстановленную часовню рядом с могилой князя Дмитрия Пожарского. Справа от входных ворот можно увидеть одну из главных "изюминок" музея - возрожденный Аптекарский огород с 52(!) видами лекарственных растений. Словом, ходить бы да восхищаться этой музейной обителью, слушать каждый час голоса старинных колоколов с древней звонницы... Однако голос Алисы Ивановны Аксеновой возвращает к прозаической реальности. "Очень хотелось бы знать, какой видит уважаемый Всеволод Чаплин именно монашескую жизнь в Спасо-Евфимиевом монастыре? Забудем пока о том, что в монастырском соборе уже проводятся регулярные богослужения. Обратим внимание на то, что у музея свой ритм, свои правила жизни, у действующего монастыря - совсем иные. Музей в определенное время закрывается, думаю, не надо дополнительно объяснять, какие сокровища здесь хранятся, - одна "Золотая кладовая" чего стоит! Ночью на территорию музея выпускаются, между прочим, сторожевые собаки. А монашеская жизнь подразумевает совсем иное: насельники не могут существовать в "стилистике" музейных экспонатов. Им надо предоставить возможность постоянно выходить в город - раз. Их, судя по высказыванию Чаплина, надо кормить - два. Очевидно, за счет музея. Но по какой статье расходов мне это проводить? И как это монашеский образ жизни сочетается с уже упомянутыми особенностями функционирования музейного комплекса?" Наша газета уже не раз писала о том, что в сферу интересов епархии попала и церковь над знаменитыми Золотыми воротами во Владимире. Рассуждая о ней на одном из владимирских телеканалов, протоиерей Дмитрий Смирнов, председатель Синодального отдела Московской патриархии по взаимодействию с Вооруженными силами, проректор Свято-Тихоновского Богословского института, декан факультета православной культуры Академии ракетных войск РФ по-солдатски прямо взял да рубанул: "Золотые ворота - не место для музея. Активнее надо действовать! Приходите и служите!" Иными словами, убирайтесь-ка, граждане музейщики подобру да поздорову. Что тут скажешь - "культура" и "благоповедение" весьма своеобразные. Неужто к ним приобщат и Спасо-Евфимиев монастырь? Также в рубрике:
|