У всех свой вкус
КИНО НА ТВ
Геннадий БЕЛОСТОЦКИЙ
Киноальманахи снимали всегда, и особенно модны они были в 60-е годы. Но фильм “У каждого свое кино” (СТС, 11 сентября, 0.35. Франция, 2007. Режиссеры: Вонг Кар-Вай, Дэвид Линч, Такеши Китано, Андрей Кончаловский, Гас Ван Сэнт, Вим Вендерс, Итан Коэн, Джоэл Коэн, Дэвид Кроненберг, Роман Полански, Чжан Имоу, Ларс фон Триер и другие. В ролях: Такеши Китано, Мишель Пикколи, Сильвия Кристель, Жанна Моро, Ларс фон Триер) – особый случай. Во-первых, проект уникален по своему масштабу: к 60-летнему юбилею самого престижного в мире Каннского фестиваля по предложению его руководства 36 именитых режиссеров (в том числе два “братских” дуэта: Коэны и Дарденны) с 5 континентов и 25 стран сняли 33 мини-новеллы по 3 – 4 минуты каждая, и убедительно доказали, что даже за такое короткое время можно о многом рассказать. Во-вторых, необычна тема: в этих новеллах прославленные мэтры признаются в своей любви к кино – в оригинале, кстати, фильм называется “У каждого свое кино, или Эти маленькие именины сердца, когда свет в зале гаснет и сеанс начинается”. В основе каждой новеллы лежит оригинальная история. Они неравнозначные – рядом с “жемчужинами” (Ларс фон Триер смотрит в кинотеатре свой “Мандерлей”, “Эротическое кино” Романа Полански) есть и скучноватые, и немного невнятные, они очень разные – есть фильмы-исповеди, фильмы-шутки, фильмы-пародии, фильмы-провокации, но о каждой из новелл можно сказать, что это искреннее, талантливое и действительно мастерски снятое кино. И пусть причастные к миру кино (профессионалы и любители) видят в нем больше, чем рядовые зрители, и соответственно получают большее удовольствие, но и рядовым зрителям во время просмотра отнюдь не скучно. Немалое удовольствие любителям кино доставит и телепремьера музыкальной мелодрамы “Через Вселенную” (“Первый канал”, 11 сентября, 22.50. США, 2007), номинированной на “Оскара” за костюмы и на “Золотой глобус” как лучший фильм (комедия или мюзикл). Режиссер Джулия Тэймор, хорошо знакомая нам по “Фриде” (2002), сняла оригинальную и, безусловно, талантливую ленту. В ее основу легли 34 композиции группы “Битлз” 1963 – 1969 годов в современном исполнении. Эта чудная музыка сопровождает и как бы иллюстрирует любовную историю. В конце 1960-х молодой ливерпулец Джуд (Джим Стерджесс) приезжает из родного Ливерпуля в США в поисках своего пропавшего во время Второй мировой войны отца, которого никогда не видел, и находит его в Принстонском университете. Оказывается, отец даже не подозревал о существовании сына. Там же Джуд знакомится со студентом Максом Кэрриганом (Джо Андерсон) с бунтарскими взглядами на жизнь и его сестрой Люси (Ивэн Рэйчел Вуд). Вскоре Макс бросает университет и вместе с Джудом переезжает в Нью-Йорк, где молодые люди с головой погружаются в водоворот “бурных 60-х”. Вскоре к ним присоединяется и Люси… История любви Джуда и Люси на первом плане, однако в фильме речь идет и о конформизме и нонконформизме, войне во Вьетнаме и антивоенном движении, молодежных группировках, полицейском произволе, американских рок-группах. В контрапункте с музыкальным сопровождением это дает неожиданный результат – зрители получают возможность по-новому взглянуть на многие важные вещи. Ну а об удовольствии, которое испытают битломаны, и говорить не приходится: помимо самой музыки, которой очень много, они найдут множество деталей, намеков, отсылов, связанных с жизнью и творчеством знаменитых ливерпульцев. В немалой степени удивил своих коллег и поклонников знаменитый голливудский режиссер Рон Хауард (“Аполлон-13”, “Гринч – похититель Рождества”, “Игра разума”). Сделавший себе имя на коммерчески успешных блокбастерах, он после нашумевшего “Кода да Винчи” вдруг снял политическую драму “Фрост против Никсона” (НТВ, 9 сентября, 1.25. США – Франция – Великобритания, 2008) по пьесе Питера Моргана (он же написал сценарий), с успехом шедшей в Лондоне и на Бродвее. В основу сюжета легли реальные факты. В 1977 году, спустя четыре года после уотергейтского скандала, в результате которого под угрозой импичмента Ричард Никсон (Фрэнк Лангелла) был вынужден уйти в отставку, бывший американский президент дал многочасовую серию телеинтервью. Определенное место в картине занимает предыстория этого события, ставшего сенсацией года. Переживающего не лучшие дни известного английского шоумена и телеведущего Дэвида Фроста (Мартин Шин), халтурившего в Австралии на развлекательных шоу, однажды осенило: а что если попытаться взять интервью у Никсона, который после ухода из Белого дома не общался с прессой и никак не объяснил причины своей отставки? Не получив поддержки телеканалов, он на свой страх и риск, вложив в проект кровные 200 тысяч долларов, сделал Никсону предложение. И тот, нуждавшийся в деньгах, согласился – он не видел никакой опасности со стороны английского плейбоя, комика и звезды развлекательного ТВ. И дальше начинается самое интересное – интеллектуальный поединок двух незаурядных личностей. Эта лента не столь успешна в плане коммерции, как предыдущие проекты Хауарда (собрала 27,5 миллиона долларов при 25-миллионном бюджете), зато в плане художественности она устроила многих специалистов – была удостоена пяти номинаций на “Оскара” и “Золотой глобус” (за фильм, режиссуру, сценарий, лучшую мужскую роль и монтаж). Куда более коммерчески успешная романтическая комедия “Любовь по правилам... и без” (“Россия 1”, 11 сентября, 1.40. США, 2003. Режиссер Нэнси Майерс) – собрала 277 миллионов долларов при бюджете 80 миллионов. Герой этой картины Гарри (Джек Николсон), стареющий плейбой и вечный охотник за юбками, попал в переплет. Его очередной уик-энд с новой прелестной пассией Мэрин (Аманда Пит) обернулся плачевно: старого ловеласа в самый неподходящий момент хватил сердечный приступ. Еле передвигающийся Гарри остается наедине с матерью Мэрин – известной нью-йоркской писательницей Эрикой (Дайана Китон), за которой стал ухаживать ее давний поклонник – молодой и неотразимый доктор (Киану Ривз), врачующий Гарри... Как нетрудно догадаться, между Гарри и Эрикой вспыхивает искра любви. Предсказуемость сюжетных поворотов, стандартность обыгрываемых ситуаций с лихвой компенсируются темпераментной игрой Дайаны Китон, что было отмечено номинацией на “Оскара” в категории “Лучшая актриса” и “Золотым глобусом” за лучшую женскую роль в мюзикле или комедии. Николсон, правда, не столь убедителен в комедийной роли, как в драматичных, но он просто неспособен играть плохо. Ривзу негде особенно развернуться – но он “берет” своим природным обаянием и естественностью. В 1997 году режиссер Барри Левинсон удивил и порадовал кинематографический мир динамичной, остроумной и злой сатирической комедией “Хвост виляет собакой” (в нашем прокате “Плутовство”), где высмеял нравы американской политической элиты. Наверное, поэтому известный голливудский продюсер Арт Линсон (“Схватка”, “Бойцовский клуб”) остановился на его кандидатуре, когда задумал экранизацию собственной популярной книги мемуаров “Вот что случилось. Голливудские истории с передовой” (он сам написал сценарий), где зло высмеял атмосферу и нравы, царящие в Голливуде. И тот, увы, подвел: фильм “Однажды в Голливуде” (“Россия 1”, 9 сентября, 0.05. США, 2008) собрал в мировом прокате всего 5,3 миллиона долларов, “отбив” лишь пятую часть своего бюджета. И это удивительно: Левинсон снял вполне добротное кино, и занята в нем целая плеяда звезд (Роберт Де Ниро, Брюс Уиллис, Шон Пенн, Джон Туртурро, Стенли Тучи, Робин Райт Пенн и другие). Де Ниро с настроением играет голливудского продюсера-неудачника Бена. Некогда он преуспевал, а теперь его карьера на закате. Его новую картину с Шоном Пенном в главной роли (актер играет самого себя) не выпускают в широкий прокат из-за эпизода с убийством собаки, а самовлюбленный английский режиссер-панк (Майкл Уинкотт) наотрез отказался вырезать эти кадры. И следующий его проект на грани срыва, поскольку Брюс Уиллис (играет самого себя) отрастил хасидскую бороду и ни за какие коврижки не хочет ее сбривать, и вообще ведет себя по-хамски. А тут еще у жены обнаружился любовник, дочка в глубокой депрессии… Вертящийся как белка в колесе Бен чувствует себя дряхлым, всеми обманутым и никому не нужным… “Франкенштейн Мэри Шелли” (СТС, 12 сентября, 0.15. Великобритания – США –Япония, 1994. Режиссер Кеннет Брэна) – едва ли не лучшая, наиболее близкая к оригиналу и наиболее коммерчески успешная (собрала в мире 112 миллионов долларов при 45-миллионном бюджете) экранизация знаменитого готического романа английской писательницы Мэри Шелли “Франкенштейн, или Современный Прометей”. Действие происходит в конце XVIII столетия. Корабль мореплавателя Роберта Уолтона (Эйдан Куинн) замерзает на пути к Северному полюсу. В этой ледяной пустыне путешественник встречает доктора Виктора Франкенштейна (Кеннет Брэна), здесь, на краю земли, спасающегося от своего собственного творения – монстра. Виктор рассказывает о том, как около двадцати лет назад, решив потягаться с Богом, он из небытия создал чудовище, обреченное на ненависть и одиночество. И монстр начинает мстить своему создателю, убивая одного за другим его родных и друзей, все ближе подбираясь к невесте… Фильм, с одной стороны, – ужастик, причем зрелищный, классно снятый. С другой стороны, – это историческая драма. Прославившийся шекспировскими экранизациями (“Генрих V”, “Много шума из ничего”, “Гамлет”) Кеннет Брэна немалое внимание уделил воссозданию колорита и атмосферы давно ушедшей эпохи, психологии характеров персонажей.