Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 30-31 (7744) 2 - 8 сентября 2010г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №33
№32    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

Параноев ковчег

“7 дней до потопа”. Театр имени К.С.Станиславского

Ирина АЛПАТОВА
Фото Михаила ГУТЕРМАНА


сцена из спектакля
Новый московский театральный сезон, где первооткрывателем на сей раз стал Театр имени К.С.Станиславского, стартовал в экстремально-аномальной ситуации середины августа. Потому и премьерный спектакль “7 дней до потопа” по пьесе братьев Пресняковых и в постановке режиссера Владимира Петрова попал весьма “в тему”, не менее экстремальную – речь идет о грядущем конце света. Последний, правда, должен был сопровождаться бурным ливнем, а потому вызывал у задыхавшейся в дыму столичной публики даже некоторую симпатию. Тема нынче модная, а в творчестве знаменитых Братьев да и режиссера и вовсе популярная. В сезоне минувшем Владимир Петров поставил в ярославском Волковском театре спектакль с обманчивым названием “Прекрасный мир”, где был представлен самый настоящий апокалипсис в версии Мишеля де Гельдерода. Что же до Пресняковых, то достаточно вспомнить хотя бы их драматургически-режиссерскую работу “Паб”, в которой сам Дьявол в экстравагантном обличье Людмилы Гурченко грозил разным президентам и премьер-министрам все тем же скорым “закатом Европы” и прочих континентов. Устами принца Гамлета когда-то было подмечено: “прогнило что-то в Датском королевстве”. Братья Пресняковы сегодня констатируют гниение глобального масштаба, от которого следует избавляться весьма радикально: устроить второй Всемирный потоп, предоставив возможность уцелеть некоему человеку по имени Йон (читай наоборот, и все станет понятно) и тем, кого он пожелает взять на свой “ковчег”. Впрочем, все понятия модернизированы. В роли “ковчега” должна выступить шикарная яхта, выигрышный купон на которую обнаруживается в пачке чипсов “Lays”. А в роли Господа Бога – обыкновенный мерчандайзер (Лера Горин), который и впаривает недотепе Йону (Макс Шахет) нужную пачку. Как известно, братья Пресняковы, претендующие на вскрытие социальных язв в жанре “новой драмы”, не нуждаются в психологических нюансах и в некоей живой противоречивости характеров персонажей, равно как и в непредсказуемости драматургических ходов. У них все выходит “открыто, грубо, зримо”, как сказал поэт, успевший в свое время поработать на ниве плаката. У братьев Пресняковых плакат совершенно замечательно синтезируется с комиксом и глянцем, печатными символами эпохи тупого потребления. Листай странички, читай подписи, в конце концов получишь некий намек на сюжет. Заморачиваться на размышления не стоит: драматургический фастфуд заботливо вкладывается во рты и в головы. Как раз в традициях этого гниющего общества. А на десерт можно получить мессианский монолог обезьяна Артура (Константин Богданов) о смысле жизни и ее истинных ценностях. Впрочем, в этом есть даже что-то трогательное, потому что любая изощренная заумь, что в театральном, что в социальном смысле, в результате все равно сводится к очень простым вещам. Эта плакатность в спектакле обретает и визуальную форму (сценография Владимира Ковальчука, костюмы Аллы Коженковой). Тут тебе и гигантская жестяная банка с консервами, и громадные стеллажи с чипсами, к которым полагаются книги – в качестве “сопутствующего продукта”. И розовый “домик Барби” – жилище второй супруги Йона, юной и гламурненькой (Полина Райкина). И стальные интерьеры бюрократов, и утрированный “театр” с дурацкой актуальной пьесой, в которой играет супруга прежняя (Людмила Лушина), существо богемное и безалаберное, несмотря на зрелый возраст. Ну а коль уж от интерьеров мы перешли к людям, в них обитающим, то в компанию стоит добавить пустоголового сыночка (Илья Бочарников), в целях экономии предлагающего гостям на своем дне рождения угощаться листьями коки: дешево и весело. Активнее прочих жует листочки Полицейский (Александр Горшков), случайно появившийся в доме и вынюхивающий проявления исламского терроризма. Людскими именами всех их братья Пресняковы не наделяют. Каждый, понятное дело, представляет какую-то социальную прослойку и одновременно каждый – маска с минимумом человеческих черт, но максимумом их выразительности. Все это разговаривает, гримасничает, поет и пляшет, выясняет отношения, решает деловые вопросы, создавая иллюзию бурной и непрекращающейся жизнедеятельности. И в каждом эпизоде драматурги и режиссер умудряются поставить жирный крест на том или ином проявлении этой жизнедеятельности. Отринуты супермаркеты и офисы, театр и домашний очаг, ну и так далее. Понимаете теперь, сколь сложна задачка бедолаги Йона – Шахета, ежеминутно убеждающегося в том, что никого из этой компании брать с собой в новую жизнь категорически нельзя, лучше утопить. У настоящего Ноя, как известно, были и звери, каждой твари по паре, причем твари бессловесной и бездушной. Сегодня у нас другой расклад. У братьев Пресняковых жизнь тоже загнивающего зоопарка вписана в человеческий социум. Там Волчица (Лада Марис) пьет горькую. Пантера (Ирина Коренева) вертит бедрами “на соблазнение”. Кабан (Михаил Ремизов) – аналог хромого и нищего ветерана, список можно продолжать. Но, услышав о новом потенциальном хозяине, покупателе живности, все тут же обретают “товарный вид”, и давай выплясывать, демонстрируя этот “товар мордой”. Понятное дело, что замороченный Йон отбирает лишь молчаливую гориллу Артура, тихонько сидящую в уголке и не принимающую участия в зверином беспределе. Равно как в конце концов и в свой побег в будущее он желает взять одного лишь Артура, вдруг заговорившего на человеческом языке о самом главном. Но не тут-то было. Весь этот попеременно являющийся перед нами людской мирок яростно штурмует плавсредство, на поверку оказавшееся всего лишь моторной лодкой. Отталкивая друг друга локтями, пиная ногами, перекрикиваясь и переругиваясь, все рвутся к спасению. Пока разошедшийся сынок вдруг не возьмет, да и не прихлопнет из револьвера строптивого папашу. Мол, если погибать, так ты первым будешь. И вот, пока царит эта суматоха с убийством, под шум начинающегося дождя в лодку с достоинством взбирается одна только обезьяна и отплывает в неизведанное, дабы эволюция могла стартовать по новому кругу. Впрочем, застреленный вроде бы Йон – Шахет в эпилоге спектакля Владимира Петрова вдруг медленно встает и начинает темпераментно и от души отплясывать нечто невообразимое под дождевыми каплями. Он-то понимает, что и в новом мире, предложенном братьями Пресняковыми, явно не будет ничего хорошего. Так хоть умереть с удовольствием…

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;