Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 6 (7117) 19 - 25 февраля 1998г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Петербургская симфония

МАРИИНКА В БОЛЬШОМ

Виолетта МАЙНИЕЦЕ


Восьмого февраля "Вечером американской хореографии" на сцене Большого завершились долгожданные гастроли балета Мариинского театра. Они вызвали невиданный ажиотаж как среди профессионалов, так и любителей балета. Тому несколько причин. В течение почти двадцати лет Мариинка ни разу не выступала в Большом в полном составе. О ее достижениях и успехах москвичи в основном знали понаслышке. Судили по восторженным статьям, хвалебным рецензиям не только петербургской, но и отчасти московской критики, старательно противопоставлявшей беды Большого победам Мариинского театра. Пристально присматривались к редким выступлениям в столице юных петербургских прим Ульяны Лопаткиной и Дианы Вишневой. Балет Мариинки невольно обрастал легендами, становясь предметом поклонения. Не потому ли москвичи, словно манну небесную, ждали приезда прославленной труппы, жаждали новых открытий и откровений? Человеку свойственно верить, что "там хорошо, где нас нет"...

    

Классика живая и мертвая

У каждого театра - организма живого, подвластного влиянию моды и веяниям времени, - свои проблемы, достоинства и недостатки. Своя эстетика. Мариинка прежде всего - хранительница прославленных произведений прошлого, "музей хореографии". "Если вам не нравятся музеи, не ходите туда", - во время прошлогодних лондонских гастролей труппы писала в "Гардиан" Джудит Мэкрелл. Спектакли Мариинки всегда были для меня образцом, достойным подражания. Но нынешнее состояние многих шедевров на сцене этого театра вызывает тревогу, грустные размышления...

Классика жива, пока она привлекает, завораживает, чарует. Переносит в вертикальное духовное измерение, заставляя верить в нелепости экзотических сюжетов, забывать про чисто технические сложности партии. Если "в душе ангелы поют", когда видишь медитативный выход струящихся теней в "Баядерке", плывущих в арабеске вилис в "Жизели", одухотворенные лебединые пор де бра в "Лебедином озере", виньетки сильфид в "Шопениане". Классика уводит в царство красоты и гармонии, из которого так не хочется возвращаться на грешную землю... Этой магией всегда владел ленинградский балет. Танцует ли нынешняя Мариинка так же? Изменилось ли что-то за прошедшие десятилетия? Гастроли дали ответ на эти вопросы...

Петербуржцы привезли в Москву огромный, давно апробированный, фактически беспроигрышный репертуар. "Жизель", "Лебединое озеро", "Дон Кихот", "Баядерка", "Бахчисарайский фонтан", два вечера русской ("Шопениана", "Пахита", концертная программа ведущих солистов) и американской хореографии (баланчинские "Шотландская симфония" и "Симфония до мажор", балет Роббинса "В ночи") - сами названия красноречивее просторных комментариев. В отличие от радикальной Москвы, которая еще в начале века все переставила и переиначила, Петербург консервативно оберегал свои сокровища - большинство балетов наследия сохранилось в редакциях полувековой давности. Но сегодня многие из них внутренне мертвы. Таково, к сожалению, безрадостно-будничное "Лебединое озеро", которым торжественно открывались московские гастроли. "Дон Кихот", декорации и костюмы которого донельзя обветшали и износились, а мизансцены потеряли четкость. Неромантичная "Жизель". Дежурно-нейтральная "Шопениана". Они оживали лишь при появлении молодых мариинских прим Ульяны Лопаткиной, Дианы Вишневой, Светланы Захаровой - трех героинь нынешних гастролей. Когда же ведущие партии исполняли другие танцовщицы (исключение - Алтынай Асылмуратова, единственная настоящая академическая балерина этих гастролей, хранительница заветов и исполнительской школы ленинградского балета), классика порой казалась мертвой. И только "Баядерка" Мариинского театра - самый живой и яркий спектакль наших именитых гостей. Он смотрится словно старинное здание эпохи эклектизма после тщательной реставрации. На исполнителях новые костюмы, созданные по старым эскизам. Словно залиты солнечным светом декорации во дворце раджи. Экзотичны шествия, красочна заполненная народом площадь в день свадьбы Гамзатти и Солора. Да и трофейный тигр, слон, на котором восседает герой в момент появления на сцене, придают этой "Баядерке" особый колорит. Она тщательно отрепетирована. И даже далеко не безупречный оркестр именно в этом спектакле (под управлением Виктора Федотова) играл более эмоционально и стройно, меньше потакая волюнтаристским пожеланиям ведущих солистов, чем очень грешит Мариинка. Ясны и выразительны жесты актеров в сценах условной пантомимы. Слаженно танцуют исполнительницы джампе. Неожиданно темпераментно на общем фоне вялых характерных танцев "Лебединого" и "Дон Кихота" прошел дикий индусский танец. Индифферентные ко всему происходящему в других балетах, в "Баядерке" вдруг заиграли все - от мала до велика. Каждый в меру таланта и одаренности. Трудно объяснить, как в одном и том же театре столь мирно уживаются классика мертвая и классика живая... Но сей парадокс остался тайной Мариинки, ее артистов, педагогов и репетиторов. Профессионалы же с нетерпением ждали акт теней, который всегда был визитной карточкой Мариинского театра...

    

Кордебалет, корифеи, солисты

Сегодня руководство Мариинского театра делает ставку исключительно на молодежь. Молоды все. Сам руководитель балета Махар Вазиев. Артисты кордебалета, недавно покинувшие стены училища, корифеи, солисты. Мужской состав труппы традиционно слабее женского. Первый же классический спектакль наглядно выявил достоинства и недостатки в выучке молодых. У девушек выворотные ноги, но слабая, порой даже неряшливая работа низа ноги, стопы. Нет филигранной пуантной техники. При наличии большого шага отсутствует сильный прыжок. Исчезли кантиленность, воздушность па. Маловыразителен корпус. Отсутствует единое для всех положение головы, рук и эпольман в больших ансамблях. Жестковаты пор де бра, не "допевается" каждая танцевальная поза, чем всегда отличался почерк ленинградского кордебалета. Настораживает формальный подход к хореографическому тексту. Не потому ли сегодня "обытовились" вилисы, телесность приобрели тени, некоторая хаотичность наблюдается в царстве дриад? Порой нестабильно, неслаженно танцуют "классички" в четверках, тройках, двойках. Быть может, к женскому составу труппы предъявляются преднамеренно завышенные требования? Но ведь он претендует на лидирующее положение в мире современного балета...

Изменились не только эстетические критерии исполнительства. Порой не учитываются требования амплуа, специфика данных, техническая оснащенность. Сегодня в Мариинке все всё танцуют. Не потому ли неубедительны Газматти и Китри И.Ниорадзе, Уличная танцовщица и "Шотландская симфония" в исполнении С.Гумеровой, Мирта и особенно Зарема Т.Амосовой? Хореодрама типа "Бахчисарайского фонтана" без настоящих актеров - зрелище сверхархаическое. И если Мария Ж.Аюповой заставила вспомнить ленинградских балерин былых времен, то Вацлав начинающего танцовщика А.Фадеева ничем не приметен. Но, к сожалению, в петербургской труппе нет ярких молодых танцовщиков с большим творческим потенциалом... Говорят, прекрасно Зарему танцует У.Лопаткина (знаю ее Зобеиду в "Шехеразаде"). Разумнее было показать эту умную актрису в игровой партии, чем подавать ее в качестве единственной классической примы театра в гран па из "Пахиты"... Кстати, о "Пахите", которая всегда была парадом звезд. Совсем недавно на Мариинской сцене вставные вариации танцевали балерины - Габриэла Комлева, Алла Сизова, Любовь Кунакова, Татьяна Терехова, Ольга Ченчикова, Алтынай Асылмуратова... Теперь их, за исключением Дианы Вишневой, весьма посредственно исполняют ничем не примечательные солистки.

    

Балерины и премьеры

Мариинский - по преимуществу театр балерин. В отличие от Москвы даже самые известные премьеры тут вежливо уступают пальму первенства дамам. Так, во время гастролей ведущие танцовщики театра Фарух Рузиматов и Игорь Зеленский выступили партнерами юных петербургских прим, буквально через день танцуя сложнейшие классические партии. А молодые солисты театра Евгений Иванченко и Виктор Баранов оказались кавалерами таких балерин, как Алтынай Асылмуратова и Юлия Махалина. Расчет простой - более опытные помогут молодым. Но при такой "расстановке сил" трудно говорить о наличии гармоничных пар, настоящих лирических дуэтов. Одиноко чувствуют себя на сцене петербургские примы и премьеры, озабоченные прежде всего собственными вариациями, сольными фрагментами. Прекрасным прыжком, замедленными плавными вращениями радует Игорь Зеленский. Немало поработав на Западе, он огромное внимание уделяет чистоте классического танца, меньше - актерскому мастерству. Ему заведомо ближе современные герои, даже бессюжетные композиции, чем образы галантных принцев былых времен. Не в лучшей танцевальной форме ныне Фарух Рузиматов - дает о себе знать долголетняя непомерная нагрузка, выпавшая на долю единственного классического премьера этой огромной труппы. Куда выносливее дамы. Жизель Алтынай Асылмуратовой напомнила плеяду изящных, духовных и утонченных балерин- дам, которые господствовали на балетной сцене в 60 - 70-е годы. Среди нынешних танцовщиц таких просто нет...

Умело, одну за другой подает руководство Мариинки своих юных прим. Роль царицы гастролей на этот раз предназначалась Ульяне Лопаткиной. Она станцевала Одетту - Одиллию, Никию, Пахиту, "Умирающего лебедя". Особенно запомнилась во второй медленной части баланчинской "Симфонии до мажор" Ж.Бизе. Эта балерина может нравиться или нет, но ее искусство заслуживает самого большого уважения. Бог не создал Ульяну для классического балета, наградив ее при этом балеринской статью, какую давно не видела Мариинская сцена, талантливыми руками. Только благодаря бесконечной одержимости, непреклонной силе воли, фантастической трудоспособности и уму она заняла лидирующее положение в одной из ведущих трупп мира. Умело скрывает свои недостатки, подчеркивает достоинства. Все до мелочей продумано, тщательно проработано с педагогом-репетитором. Почти математически просчитано каждое движение, словно импровизация и неизведанное пугает балерину, а замысловатые па типа двойных фуэте сбивают с толку. Замкнутая и самодостаточная на сцене, она одним своим присутствием невольно затмевает (вытесняет) других, включая партнеров. Для такой балерины надо создавать особый репертуар, хотя она и перетанцевала большинство классических партий. Думаю, что ее индивидуальность до сих пор не разгадана, не раскрыта...

Менее интересно на этот раз показалась виртуозная, открыто эмоциональная Диана Вишнева. Сожалею, что, помимо "Дон Кихота", вариации в "Пахите", дуэта "В ночи" Дж.Роббинса, которые москвичи уже видели в ее исполнении, она так и не станцевала па де де из "Спящей красавицы", которое было объявлено в программе концерта. Более размашистой и броской стала ее манера танца. А вместо подростковой азартности, которая так подкупала в Диане-девочке, появилось осознанное желание нравиться и покорять зрительный зал...

В партии Жизели выступила юная Светлана Захарова - надежда Мариинского балета. Высокая, длинноногая и длиннорукая, с огромным шагом. Быть может, когда-нибудь она станет прекрасной балериной. Пока что ей не хватает опыта и актерского мастерства в первом действии этого романтического балета, чувства меры и стиля - во втором. Ее Жизель - первый эскиз к будущему портрету. Талантливый набросок, позволяющий судить о скрытых возможностях одаренной девушки...

В то время как специалисты спорили о достоинствах и недостатках юных дарований, публика без памяти в них влюблялась, возводя в ранг неоспоримых кумиров...

    

Апофеоз - торжество хореографии

"Вечер американской хореографии" - апофеоз московских гастролей. Его героями оказались даже не полюбившиеся москвичам балерины и танцовщики, а сам классический танец, покоряющая красота и музыкальность баланчинских танцевальных рисунков, изумительные роббинсовские дуэты. Именно эта парадная и изысканная хореография ХХ века прекрасно вписывается в богатые интерьеры Мариинки и Большого, по духу ближе молодому поколению, чем большие балеты классического наследия...

Также в рубрике:

МАРИИНКА В БОЛЬШОМ

КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ

ПРЕМЬЕРА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;