Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 40 (7200) 4 - 10 ноября 1999г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

Птичий базар "Балтийского дома"

Фестиваль становится большим и европейским

Марина ДМИТРЕВСКАЯ


В этом году в нем, кроме традиционной Балтии, участвовали Италия, Украина, Франция, Москва (которая в отличие от Петербурга не вполне Балтия), Якутия и собственно Россия (Омская драма). Присутствие в программе имен Э.Някрошюса, Р.Туминаса, Ю.Любимова, К.Гинкаса, Г.Козлова, Т.Чхеидзе, Р.Баччи, В.Петрова, не считая А.Кузнецова из Саратова (о котором недавно пошла молва) и А.Жолдака из Киева (о котором молва идет давно), говорит само за себя. Нынешняя программа "Балтдома" в художественном смысле была насыщенной, и если какие-то спектакли вызывали вопрос: "Зачем привезли?" (а таких спектаклей была почти половина), - то любой театральный человек на это мог ответить себе и людям, что так случается, собственно, на всяком фестивале, что везде и всегда есть провалы.

Мифы и легенды

Гран-при фестиваля получил Ю.Любимов за спектакль "Марат-Сад". В тот вечер многие мои коллеги оплакали нашу общую молодость и ни с чем не сравнимый театральный восторг перед старой Таганкой. Теперь, казалось бы, все то же, но родовые признаки Таганки превратились в "фирменный стиль", и два часа я просто не могла понять, чего от меня хотят, по какому поводу к чему- то призывают. Фонарик Любимова, когда-то невидимо "дирижировавший" спектаклями из-за зрительских спин, стал бесцеремонным указующим перстом. Сидя посреди зала за режиссерским столиком, Юрий Петрович обводил лучом зал, расставлял акценты. Нынешние студенты, знающие легенду Таганки по книгам, испытывали неловкость и группами покидали зал, чтобы легенда не умерла в душе так, как умирала она ежесекундно в блестяще-технологичном, но столь же холодном спектакле - параде-алле.

Печальные эмоции посещают меня последнее время на спектаклях Камы Гинкаса, из которых на фестивале играли "Пушкин. Дуэль. Смерть" и "Золотого петушка".

Он как будто вынимает идеи, смыслы, поэтику последних спектаклей из старых собственных запасов. Когда в "Золотом петушке", забавном и по-своему азартном спектакле, показанном на "Балтдоме", воздвигли бумажную декорацию А.Глебовой и С.Ахиповой, я опять оказалась в "камином веке", где хранилась бумажная декорация "Монолога о браке", который они с Э.Кочергиным делали в начале 70-х. Декорация вошла в хрестоматии по сценографии, а теперь, по сути, вернулась на сцену, определив принцип нового спектакля.

"Балтийский дом", как правило, становится фестивалем, где происходит диалог двух литовцев - Э.Някрошюса и Р.Туминаса. "Царь Эдип", поставленный на полгода позже "Макбета", - тоже реплика в диалоге. Спектакль потрясающей красоты (А.Яцовскис получил премию за лучшую сценографию), он - про то же, про что и "Макбет": про власть рока, бессилие человека - не героя. Упавшая Вавилонская башня катится катком истории по сцене, "выронив" из своего чрева осколки разных цивилизаций. В мизансценах спектакля - пародийные древнегреческие фризы и мусульманские мотивы. Герои - нелюди, иногда ковыляющие на полусогнутых, как герои "Макбета", но это не архаические праптицы, а птицы постцивилизации, продукты культуры. В 1999 году Туминас иронически относится к мировым трагедиям, его Эдип - просто человек, которому не дано разобраться в происходящем.

Премию "за режиссуру" присудили Э.Някрошюсу ("Макбет") и Г.Козлову за "P.S." (на фестивале был показан еще его "Лес"). Я уже писала об этом спектакле в "Культуре", предсказывая будущие награды. Спектакль Г.Козлова - настоящее королевство в анфиладе зеркал. Все отражаются во всех и в зеркале сцены. В финале герои, сменив костюмы и примирившись, молча выходят к нам персонажами Театра как такового: Коломбина и два Пьеро. Черный и белый.

Событием и скандалом оказался эпатажный спектакль А.Жолдака "Три сестры", сыгранный прекрасной труппой Киевского театра им. И.Франко. В нем перемешаны лирика и варварство, художественная тонкость, мастерство и претенциозная самостийность.

Сестры спят на двухъярусных кроватях, кормят военных из железных мисок, слушают духовой оркестр и сводки Совинформбюро о взятии Киева. Они принимают особиста Вершинина, присланного то ли в полк, то ли в лагерь, и вместе с Андреем Прозоровым переживают леденящий страх в минуту признания, что владеют иностранными языками. Сначала столбенеешь от режиссерского нахальства, потом - от мастерства, потом тебя захватывает лирика, только думаешь: куда вырулит? Жолдак, резко развернувшись, делает "филармонический" второй акт, где ходят в нарядных платьях 40-х годов, где маскировочная военная сеть украшена лампочками и вырастает в новогоднюю елку. Сцена оголена, и над ней витает детское предвкушение Нового года. Каждая реплика "озвучена" струнным квартетом, сидящим на сцене, и тоска по лучшей жизни, пережитая во время войны, кажется, сменяется этой "лучшей жизнью" во плоти. Жолдак не заботится здесь о логике - он воплощает миф.

И вот уже третий-четвертый акты происходят в ГУЛАГе, и Наташа - воровка с орденами, и "пожар" - репетиция праздничного концерта, и дуэль Соленого с Тузенбахом - не дуэль, а расстрел, потому что Соленый - надзиратель, а Тузенбах - немец. Груба жизнь. Скучна вторая половина спектакля, где художественность погибает под колесами режиссерской самостийности. Лишь в финале, когда по пустой сцене кружится "многоуважаемый шкап" на человеческих ножках, и сестры, ловя снежинки, кружатся вместе с ним, провожая век, вписавший их в другую, не чеховскую историю, театральная душа возвращается на место. Но так или иначе, Жолдак взбаламутил "птичий базар" "Балтдома", а эпатаж, кажется мне, не менее важен ему, чем истина.

Если искусство по-прежнему движется диспутом архаистов и новаторов, то успех омского спектакля "Академия смеха" должно причислить к победам архаистов. Но на безусловной высоте актерские работы. Ю.Ицков играет в спектакле режиссера В.Петрова роль цензора Сакисаки (пьеса японская, автор К.Митани). Парадоксы "Академии смеха" дают ему возможность сыграть виртуозный психологический гротеск, его Сакисака одновременно - тупой чиновник, в мозгу которого любая мысль долго формообразуется, остроумный двигатель интриги и по-детски наивный человек. Ицков играет с наслаждением, иногда жестко провоцируя зрителя, владея им, как владеет ситуацией "на двоих" его герой. Для многих этот актер стал одним из открытий фестиваля.

Их нравы

"Пригласили людей, и с первого дня люди стали мешать", - сказал мне как-то один из серьезных российских театральных деятелей, приехавших на "Балтдом". К несчастью, он прав. Следы "евростандартного ремонта" соседствуют в организации фестиваля с откровенно советским пренебрежением к людям, составляющим фестиваль. Здесь нет обычной дружественной тусовки, участникам трудно добиться мест на спектакли. Г.Козлов, не получивший билета на "Макбета", больше не переступил порога "Балтдома", я видела, как мяли бока В.Петрову, пытавшемуся попасть на "Обломова", лично мне, аккредитованному от прессы персонажу, не удалось увидеть "Пушкин. Дуэль. Смерть". Не знаю, кто виноват, но только после получасовой драки-пробки на лестнице, пройдя один блок-пост, попав среди других счастливцев в плотную толпу второго "отстойника" и услышав крик: "Мест нет, позовите охрану!" - я прекратила борьбу и покинула толпу вместе с хорошей компанией коллег: сценографов, критиков и номинантов. Говорят, в антракте завлит МТЮЗа расписывалась на руке каждого зрителя - это было пропуском на второй акт.

Плохо организованные утренние обсуждения спектаклей ("Кто-нибудь хочет сказать? Никто не хочет сказать") при почти полном отсутствии критиков, и через три дня - худосочные бюллетени кратких стенограмм неудачных утренних обсуждений - это тоже "Балтдом". И премия критики, для присуждения которой в последний вечер собрали в маленькой комнате четырнадцать персонажей, случайно встретившихся в проходе театра, - это тоже он.

Зато - казино!

Едва ли есть что-то более демократическое и дружественное, чем закрытие театрального фестиваля, когда объявляются итоги. А дальше в театрах и около них всю ночь гуляет, не желая расставаться, театральная артистическая толпа, все, кто так или иначе дожил до финала театрального марафона. Так происходит в Бонне и Екатеринбурге, Авиньоне и Щелыкове, Торуни, Берлине, Костамукше. Для этого, а не для того, чтобы выпить и поесть на закрытом мероприятии с начальниками и спонсорами, люди ездят на фестивали.

Так вот, казино. Впервые в жизни я видела театральный фестиваль, который закрывался в этом "продвинутом" заведении с участием культурной номенклатуры. При входе обыскивали сумки, железная скоба фиксировала отсутствие огнестрельного и холодного оружия, за стенкой играли в долларовую рулетку толстопузые, а в зале вручались безденежные призы творцам Театра. Вел действо... ведущий "Блеф-клуба" Сергей Прохоров, который признался, что в театр не ходит. То есть "Балтдом" закрывался как "Блеф-клуб".

Что ж. У них - свои "игроки". У нас - свои.

Также в рубрике:

ТЕАТР

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;