Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 40 (7200) 4 - 10 ноября 1999г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №33
№32 №34  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Краски мира

Смерть над озером в трех измерениях

Фестиваль в Брегенце

Михаил МУГИНШТЕЙН
Брегенц


Маленький Брегенц - престижный культурный центр Австрии и Европы. Его оригинальный фестиваль определяет летнюю жизнь не только городка, но и всего "угла трех стран" (Австрии, Германии, Швейцарии), омываемого водами Боденского озера. Сам же Брегенц утоплен в культуру. Трехглавая гидра фестивального комплекса в современном дизайне (Озерная сцена, Фестшпильхаус и экспериментальная мастерская) пожирает город вместе со стеклянным кубом Кунстхауса, а 200 тысяч зрителей-туристов поглощают 50 тысяч жителей. Концепция фестиваля - слияние природы, искусства и человека - также в трех измерениях. Ее архитектор, интендант Альфред Вопман, строит выразительный треугольник оперы: масскульт - раритет - эксперимент.

Основа геометрии - Озерная сцена. Стадион на семь тысяч мест - главная приманка фестиваля. Огромная конструкция на воде с ее необыкновенными возможностями разыгрывает зрелище оперы, которое ждут затаив дыхание. Поистине народный проект - смелый и перспективный. В отличие от Арены ди Верона он пытается увлечь не туристов и застарелых под оперной луной меланхоликов, а будущее человечество, особенно молодежь. Опера выкидывает здесь пахнущие нафталином туалеты. Уловив движение масскультуры, акцент переносится на визуальный ряд. Он - цель, которая оправдывает средство - музыку. Не царствуя и не управляя, музыка перестает творить магию оперы, зато открывает ее новые синтетические возможности. Современное суперпредставление сводит высокое и массовое сознание. Расставшись с традиционным опероманом, оно рождает нового зрителя. Его гибридное происхождение и убежденная эклектика подчеркивают тенденции времени. С индивидуальным сознанием покончено. Недосягаемость оперы уходит в прошлое. Сегодняшний музыкальный театр принадлежит каждому, как и любой продукт эпохи массового потребления.

Двухлетний гамбургер, точнее, фишбургер "Порги и Бесс" Гершвина (спектакли Озерной сцены идут по два сезона), сменился в этом году на "Бал-маскарад" Верди. Более классная фантазийная постановка сделана известными британцами Ричардом Джонсом и Энтони МакДональдом (дирижер Марчелло Виотти). Концепция - тотальная пляска смерти. Скелет-гигант (виден с другого берега, из немецого Линдау) перелистывает сцену-книгу под названием "Густав III. 1746 - 1792". Разворот книги жизни шведского короля размечен строго выверенным количеством черно-белых танцевальных шагов. Танцующее человечество (под присмотром прожектора в черепе скелета) выдвигает трагического солиста - легкомысленного и влюбленного короля, играющего с судьбой и не признающего реальности. Жизнь как подтанцовка вбирает мелодраму и триллер (ночная сцена с Амелией и встающей из воды гильотиной). Однако "сила судьбы", предсказанной колдуньей Ульрикой в приплывающем огромном гробу, напоследок сама разыгрывает гротесковый бал-маскарад с фатальным танцем (и непременным для Брегенца фейерверком). Его страшный хореограф внезапно пошевелит - блеск инженерии - чудовищными пальцами, и Густав медленно отчалит в Летейские воды в том же гробу, окруженном плывущими венками цветов. Культурные воспоминания (Венеция, Данте, Байрон и др.) легко и грустно уплывают в кич. Убедительный Виотти исчезает с огромных мониторов, а преодолевшие акустические проблемы певцы выходят на поклоны.

Полный аншлаг - полный восторг публики, приобщившейся к новой концепции развлечений и отдыха. Коммерческий успех озерного (и озорного) проекта позволяет Брегенцу пририсовать к нему еще два: эксперимент и раритет. Первый предполагает постановку в новой творческой мастерской сочинения современного композитора. В этот раз звучала моноопера Григория Фрида "Дневник Анны Франк" (солистка Венской оперы - израильтянка Анат Эфрати), с успехом показанная в прошлом году в стенах парламента Австрии в рамках гуманитарной акции "Дни памяти против насилия и расизма" (российский парламент разыгрывает иные представления).

Раритет в Фестшпильхаусе являли "Греческие пассионы" Богуслава Мартину по роману "Христа распинают вновь" Никоса Казандзакиса, автора "Алексиса Зорбы". Творческое завещание Мартину - актуализация библейской легенды в "Страстях" XX века. Сюжет разворачивается около 1920 года (период греко- турецких войн), но постановка попадает и в больную точку современности - тему национализма и беженцев (распад СССР, Югославии, этнические войны, последние события в Косово). Расколотое человечество символизируют две греческие общины. В пасхальное воскресенье, когда жители богатого села Ликовриси обсуждают, кто и как разыграет их традиционное представление о Христе, появляются беженцы. Изгнанные турками из родной деревни умоляют соседей о помощи. Благополучный мир, ведомый священником Григорисом и старейшинами, отвергает братьев во Христе во главе с отцом Фотисом. Горе вызывает сострадание лишь у низов: пастуха Манолиоса (избранного на роль Иисуса), деревенской блудницы Катерины (будущей Марии Магдалины), друзей Манолиоса (предполагаемых апостолов). Дальнейшее известно: история о духовном восхождении одних и падении других, борьбе за справедливость и приговоре старейшин бунтовщику, предательстве Иуды (кузнец Панаит) и казни нового Иисуса, гибнущего под каменьями разъяренной толпы на ступенях церкви. Жертва объединяет противоборствующих в скорби, но беженцы с Фотисом поднимают камни и бредут дальше...

Суровый спектакль - удача Брегенца. Он материален и возвышен одновременно. Иконография сцены Стефаноса Лазаридиса (сегменты-клейма, примитивистские сюжеты в духе Пиросмани) перенасыщена. Это метафора густонаселенного, многоярусного и развивающегося мира, который режиссер Дэвид Паунтни обживает прямыми - до резкости - ходами. В отличие от других наглядных работ известного дуэта (скажем, нынешней "Кати Кабановой" в Мюнхене), гвозди концепции здесь не торчат, а декларативность, пафос и многословность отвечают духу современной мистерии Мартину, склонной к морализаторству. Высокий драматизм финала акцентирован библейскими цитатами: суд и приговор старейшин, умывание рук турецким наместником (Пилат), поцелуй Панаита (Иуда), глумление толпы с каменьями. Словом, решение нельзя назвать неповторимым, но свой крест сцена несет твердо.

Постановка - мировая премьера первой, лондонской (1957) редакции "Греческих пассионов". В отличие от более "оперной" - цюрихской (1961) она тяготеет к синтетическому театру. Тем более заметна качественная работа Венского симфонического оркестра под управлением Ульфа Ширмера. Дирижер сумел сплавить различные жанровые и стилевые пласты сложнейшей партитуры: ортодоксальную литургию (с византийско-православными истоками) и фольклорные мотивы, народную музыкальную драму и разговорные сцены. Звуковой феномен - в миксте необыкновенного колорита оркестра и хора (всю тяжесть нагрузки этой хоровой драмы достойно вынес Московский камерный хор под руководством Владимира Минина). Из солистов выделился рижанин Эгилс Силинс, перевоплотившийся в Брегенце из Демона (1997-й, опера Антона Рубинштейна) в пастыря Фотиса. Убежденность его героя в избранном пути, вера в предназначение выражает и призыв Брегенцского фестиваля: собирать камни и идти вперед.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;