Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 40 (7200) 4 - 10 ноября 1999г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаОсобый жанрКонцерт Юрия Башмета памяти Альфреда Шнитке Михаил ФИХТЕНГОЛЬЦ Концерт в жанре In Memoriam - дело чрезвычайно ответственное. (Никто не простит тебе бездарных речей, театральных воздеваний рук или откровенно плохого исполнения.) Юрий Башмет владеет этим жанром блестяще: концерт к 65-летию Альфреда Шнитке, сделанный фактически его руками, - пожалуй, лучшая дань памяти преданного друга и великого музыканта. Этот вечер напомнил мне другой, прошедший около года назад, - памяти Святослава Рихтера. И там, и здесь - предельная строгость, ясность выражения и сосредоточенный монолог, где выверено каждое слово. Как известно, Башмет довольно редко появляется на московских сценах "соло", а если и появляется, то только по таким значительным поводам. В этот вечер со сцены БЗК звучала только музыка Шнитке с ее первозданной жесткостью и мощью, ясностью выражения и обнаженными до предела эмоциями. Внутренняя связь Башмета с композитором настолько прочна и совершенна, что он играет его музыку от "первого лица" и ему не надо ее "интерпретировать". Этот индивидуальный настрой музыкант сумел передать всем - и слушателям, и артистам. Его подопечные - "Солисты Москвы" с заметно обновившимся составом приятно порадовали хорошей формой: если в "Монологе" они вежливо отошли на второй план, предоставив слово солирующему альту, то в "Трио-сонате" (обработка для камерного оркестра Юрия Башмета), взяв инициативу, звучали мощно и уверенно, не боясь предельных динамических оттенков и "разорванности" формы. Кроме отдельных прекрасных деталей (например, великолепная группа альтов), оркестр достиг главного - полной адекватности в художественном уровне своему дирижеру. Это, пожалуй, их главный результат на сегодняшний день. Не менее убедителен был БСО, еще не успевший "оправиться" от "Семи смертных грехов" Курта Вайля, что, кстати, пошло ему на пользу в альтовом концерте. Дирижер Андрей Чистяков сумел выдержать непростой баланс между романтическими иллюзорными образами и страшной механистичной "пляской смерти", составляющими драматургический стержень концерта, - оркестр играл без "излишнего" академизма и с полным пониманием того, о чем идет речь. О Шнитке после его смерти принято говорить как о классике, обращаясь на "вы" и высокопарно цитируя, - не очень ценили при жизни, так воздадим после смерти. При этом его музыка по-прежнему вызывает некоторый страх у потенциальных исполнителей - слишком много для нее нужно жизненного опыта и человеческой зрелости. Она не терпит ребячества и обывательского отношения к себе. Может быть, поэтому мы слышим ее не так часто, как хотелось бы, но зато только от хороших исполнителей. Уровня Юрия Башмета. Также в рубрике:
|