Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 4 (7764) 3 - 9 февраля 2011г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираТяжесть Гамлета и легкость вестернаОбзор зимнего сезона в Метрополитен Опера Вера СТЕПАНОВСКАЯ
На сцене блистали звезды оперной сцены с дозированными дебютами молодых и уже зарекомендовавших себя певцов, режиссеров и дирижеров. И в который раз театр оправдал свою репутацию одной из лучших, но чрезвычайно консервативных сцен мира. Оба спектакля, находившиеся в фокусе декабря, были на радость американцам традиционны и шли с аншлагами в четырехтысячном зале. Аудитория многократно расширялась не только за счет количества самих спектаклей (“Дон Карлос”, например, прошел 8 раз), но и за счет прямых трансляций в кино (в одной Бразилии спектакль был показан в 12 городах на 24 экранах, не говоря уж о самих Соединенных Штатах, Канаде и Европе). “Дон Карлос” для Верди – все равно что “Гамлет” для Шекспира. Квинтет главных героев оперы обречен потерпеть крушение всех своих надежд и стремлений, их немыслимые жертвы оказываются напрасными, а судьба заканчивается крахом. “Дон Карлоса” давно не было в Мет, и он ожидался как главная премьера зимнего сезона, хотя это всего лишь копродукция с лондонским Ковент Гарден. Спектакль шел в Лондоне с большим успехом два сезона подряд и был выпущен на DVD, но для американцев это все равно была премьера. В “Дон Карлосе” Николас Хитнер стремится не к отвлеченной концептуальности и картонным типажам, а к психологической полнокровной достоверности каждого персонажа. Может быть, поэтому с постановкой сложилась уникальная ситуация: в спектакле заняты одни и те же исполнители, как будто слившиеся с созданными ими образами. Меняются лишь тенора и дирижеры. В американском варианте главную партию убедительно и ярко спел Роберто Аланья. Заслуживший репутацию лучшего Дона Карлоса французской версии оперы, он был необыкновенно ярок и эмоционален и в итальянской. (Спектакль Хитнера поставлен в пятиактной итальянской версии, но в ближайших планах театра – “прокатить” и первую французскую редакцию оперы в рамках той же режиссуры и теми же действующими лицами.) В трех спектаклях спел молодой корейский тенор Янгун Ли с таким успехом, что его дебюту была посвящена отдельная рецензия в “Нью-Йорк таймс”. Обладающий красивым по тембру, большим, сфокусированным голосом со звонким резонансом на верхах и прекрасной сценической внешностью, Ли дебютирует в нынешнем сезоне не только в Мет, но и в Венской Опере и Ла Скала. Если это не начало звездной карьеры, то что же еще? Эмоциональность главного героя удачно оттенялась холодноватой отстраненностью Елизаветы Валуа в исполнении Марины Поплавской. Московская певица вошла в этот спектакль в 2008 году, заменив Анжелу Георгиу. Она удачно вписалась в постановку и быстрыми темпами прогрессирует вокально под влиянием звездных коллег. К присущей ей интонационной точности прибавилась округлость тона, смягчились верхние ноты. Ее Елизавета как будто сошла со средневекового полотна, в ней нет тепла, но она завораживает. Партию Эболи поет тоже русская певица и тоже москвичка – Анна Смирнова, обладательница большого и красивого, богатого тембрально меццо. Ее героиня, в отличие от Елизаветы, пылает полнокровными страстями, но уступает королеве в благородстве и аристократизме сценического присутствия. Саймон Кинлисайд, сделавший себе имя в камерном репертуаре, уже давно и с успехом осваивает вердиевские партии. Де Поза стал его вердиевским дебютом в Мет. Его герой не только политический визионер, но и фанатик, пытающийся манипулировать людьми, которые его любят, и готовый отдать жизнь за идею. За что и получает награду: он единственный умирает с иллюзией исполненного долга и не напрасной жертвы. Но по силе драматического воздействия на зрителя лидером в этой постановке стал Ферруччо Фурланетто – король Филипп. Роль эта сложна не только вокально: король у Верди тиран и злодей, в нем нет добра, но он способен на чувства и на чисто человеческое разочарование: в своей знаменитой арии он понимает свое фиаско как мужа и отца, а в диалоге с Великим Инквизитором вынужден признать главенство Церкви. Режиссеру, судя по интервью, виделся здесь некий Сталин. В исполнении Фурланетто образ приобрел большую глубину и человечность: тиран и деспот вызывал волну странного сочувствия у зрителей. Певец, признанный лучшим Филиппом нашего времени, безупречен в кантилене, экономии фразы и обладает поистине безграничной красочной палитрой; образ Филиппа у него как будто один и тот же, но в каждом спектакле замечаешь какие-то новые нюансы, которые и делают образ живым. Еще один важный и постоянный персонаж спектакля – Великий Инквизитор в исполнении Эрика Халфварсона. Это уже абсолютное зло, которое торжествует не только в его дьявольском диалоге с королем, но и в сцене аутодафе, где его вовсе нет, но где пылают настоящие костры со скрюченными фигурами еретиков и Христос плачет кровавыми слезами на заднике. В английском варианте спектакля у Хитнера здесь присутствовала разговорная сцена, которую в Нью-Йорке убрали, чтобы смягчить антиклерикальную направленность. Убрали и нож, которым король замахивается на Инквизитора. Высокий уровень музыкальной составляющей обеспечивал тридцатилетний канадец Янник Незет-Сеген. Второй спектакль декабря заставлял задаться вопросом: любите ли вы голливудские вестерны, так как свою единственную оперу со счастливым концом Пуччини написал именно в этом жанре. Прибыв в Америку на постановку “Мадам Баттерфляй”, он увидел шедшую на Бродвее пьесу Давида Беласко, увлекся сюжетом и местным колоритом, и первая американская опера родилась (в основе “Мадам Баттерфляй” тоже лежит сюжет Беласко). 10 декабря 1910 года “Девушка с Запада” была поставлена в Нью-Йорке и ровно сто лет спустя она снова на сцене Мет (поменялось лишь здание театра). Сто лет назад спектакль дирижировал Артуро Тосканини, а главные партии пели Энрико Карузо и Эмми Дестинн. Сегодня в традиционном костюмном спектакле Джанкарло дель Монако, уже обжившемся в Мет, блистают американская примадонна Дебора Войт и сицилийский тенор Марчелло Джордани, в партии злостного шерифа – Люччо Галло. Стравинский называл “Девушку” лошадиной оперой: на лошадях там действительно ездят, а еще играют в покер (и мухлюют при этом), моют золото, стреляют, читают Библию и устраивают скорую расправу. Так что, если вам не нравятся старые вестерны, “Девушку с Запада” лучше не слушать и не смотреть. Зато если у вас нет предубеждения, то получите удовольствие от наивного уюта постановки и красоты музыки. И действительно, постановка Мет подчеркнуто традиционна, и только такой на этой родной сцене она и может быть. Театр финансируется за счет частных вливаний, а длинный список патронов печатается в каждой программке. В этом отношении ситуация кардинально отличается от Европы, и Мет остается прежде всего театром для публики и ни в коем случае не креативным режиссерским театром. Также в рубрике:
|