Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 4 (7764) 3 - 9 февраля 2011г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияМельпомене можно расслабитьсяСтолица не собирается массово закрывать театры КУЛЬТУРНАЯ СРЕДАДмитрий ЕРУСАЛИМСКИЙ
Прейскурант сцен Собственно, о том, что в Москве в скором времени значительно сократят количество театров, зависящих от бюджета города, говорят почти в каждом театральном здании. На прошлой неделе вице-мэр Московского правительства Людмила Швецова опровергла эти слухи: “…В Москве будет столько театров, сколько потребуется для обеспечения статуса культурной столицы России, чтобы это отвечало запросам жителей города и его гостей, позволяло реализовывать большой творческий потенциал театральным деятелям. Театральное сообщество с благодарностью восприняло решение мэра увеличить более чем вдвое выделение средств из городского бюджета на капремонт учреждений культуры в размере 3 миллиардов рублей. Это столько же, сколько им было выделено за все предыдущие пять лет.” Швецова напомнила, что сейчас в Москве 129 театров. Из них 68 относятся к Департаменту культуры Москвы, 14 театров – федеральные, 4 принадлежат Московской области, 3 – ведомственные и 20 частных театров. “Мы никогда не делим их на городские или федеральные. Это общее театральное пространство. Что же касается финансирования самих московских театров, то в 2011 году оно тоже увеличится – на 11 процентов. Общий бюджет Департамента культуры столицы на этот год составляет 28 миллиардов рублей”, – подчеркнула вице-мэр. Заверения Л.Швецовой должны успокоить нервозность в театральной среде. Тем не менее очевидно, что город не в состоянии содержать такое количество театров. И реформа всей театральной жизни необходима. Вопрос в том, каким образом она будет осуществлена. Какие критерии станут основой для чиновников, которые будут определять нужность и полезность того или иного театра? Ведь и С.Собянину, и Л.Швецовой уже сегодня нужно быть готовыми к тому, что любая попытка изменить статус-кво приведет к громким и драматичным выступлениям “обиженных”. Театров в Москве много. Но тех, кто на слуху, едва ли наберется пара десятков. А как живут остальные? Те, для кого не пишут сценарии модные и власть предержащие авторы. Те, кто не может позволить себе пригласить раскрученного иностранного постановщика. Те, кто не в силах обаять олигарха или хотя бы руководителя крупной госкорпорации. Те, куда и критики театральные позабыли дорогу, а значит, и понять, что происходит в таком театре, сложно. Мы не стремились оценить творчество тех двух театров, о которых пойдет речь. Просто зашли в них с главного входа. Таково было задание редакции. Погаснет ли “Волшебная лампа”? Почти в самом центре Москвы, на Сретенском бульваре, вот уже более двадцати лет существует кукольный театр с загадочным названием – Московский театр детской книги “Волшебная лампа”. В репертуаре театра спектакли по произведениям Андерсена, Милна, Маршака, Остера и других детских писателей. И главная идея, возникшая у руководителей театра еще в 1989 году, – пробудить у ребенка интерес к книгам, вызвать желание больше читать. “Вы можете спросить у нас: а почему вы так назвали ваш театр? – рассуждает художественный руководитель театра Марина Грибанова. – И мы ответим: потому что “книга – это волшебная лампа, которая освещает нам путь в прошлое, настоящее и будущее”. Так сказал поэт Андрей Упит, и мы с ним согласны”. Но неправильно было бы назвать этот театр детским, это театр семейный. Конечно, главные посетители – дети, дошкольники. Но и родители, и даже бабушки с дедушками с удовольствием ходят на поучительные спектакли про любимых героев: смеются над приключениями Винни Пуха, переживают за царевну, которую не сумели-таки защитить семь богатырей, удивляются похождениям кошки, которая гуляет сама по себе. “Наши спектакли – для зрителей любых возрастов. И, например, во время спектакля про Винни Пуха дети плачут, потому что видят трогательную историю о медвежонке, ослике и кролике, а взрослые плачут, потому что вспоминают свое детство”, – поясняет Марина Грибанова. На сегодняшний день в репертуаре кукольного театра семь спектаклей, которые идут каждый день за исключением понедельника, а в выходные и по нескольку раз. В месяц в среднем театр показывает 45 – 50 спектаклей, в год – 500. “Волшебную лампу” ежегодно посещают около 20 тысяч зрителей, из которых около полутора тысяч приходят бесплатно по благотворительной программе. С 1997 года Театр детской книги поддерживает благотворительную программу “Центр творческой реабилитации детей-инвалидов”, помогая детям с ограниченными физическими возможностями, воспитанникам детских домов и школ-интернатов, социально незащищенным группам детей получить творческий толчок к развитию личности. В среднем же цена на билет составит 600 – 700 рублей с человека, но если вы уговорите сводить на спектакль целый класс своего чада, то для школьной группы будет сделана скидка. Как признается худрук театра, самой большой популярностью пользуются спектакли для самых маленьких: “А все потому, что для детей дошкольного возраста в Москве нет практически ничего. Родителям совершенно некуда пойти с маленьким ребенком, кроме как в цирк, зоопарк или дельфинарий. Но это же совсем другое! Такой досуг не заставляет задуматься о человеческих ценностях, не в такой степени развивает ребенка, как, например, это может сделать театр”. В этом театре ребенок чувствует себя почти как дома: его не пугает большое пространство, не пугает огромный темный зал, потому что все в этом театре рассчитано как раз на маленьких зрителей – камерное пространство, всего для 80 человек. Отзывы о “Волшебной лампе” или рецензии на их спектакли в СМИ вряд ли можно встретить. Да и художественный руководитель кукольного театра особой надобности в этом не видит: “Необходимости рецензий на наши спектакли мы не видим. Мы считаем недостойным, неуважительным для себя – заказывать рецензии. Наши рецензии – это дети, которые к нам приходят, которые внимательно смотрят спектакль, а потом задают своим родителям вопросы. И лучшая рецензия на спектакль, пожалуй, – это вопрос четырехлетнего ребенка, посмотревшего постановку про слона Хортона: “Мама, а что такое личность?” Да, у нас есть два диплома ЮНЕСКО, есть Премия Москвы, Государственная премия РФ – все это, безусловно, приятно и иногда даже полезно. Но самое главное – это наши зрители”. Помимо самих спектаклей, театр проводит и викторины для детей, и выставки детских рисунков постоянных посетителей “Волшебной лампы”, организовывает встречи с детскими писателями, которые дарят свои книги и рассказывают увлекательные истории. А совместно с международным общественным движением “Добро – без границ” осуществляет художественно-просветительскую программу “Театральные уроки литературы”. Эта программа предполагает посещение ребятами и их учителями цикла спектаклей в течение нескольких месяцев, где каждый спектакль предваряется получасовым уроком, помогающим детям связывать увиденное и услышанное в некую единую картину, размышлять над вымыслом и реальностью. После таких уроков дети получают домашние задания: например, сделать по мотивам спектакля афишу или эскизы костюмов, “оживить” неодушевленную вещь, изготовить сказочные предметы. Потом их можно оценить на выставке в холле театра. “Волшебную лампу” сейчас содержит город, но денег, поступающих от Правительства Москвы, на все нужды, конечно, не хватает. “Нас спасает наша выручка, которую мы имеем с продажи билетов. Но самое главное – это здание на Сретенском бульваре, где мы находимся, за которое нам не надо платить аренду. Именно это и позволяет нам держать какую-то умеренную цену на билеты”, – рассказывает Марина Грибанова… Неделю назад компания “ЛУКОЙЛ”, владеющая частью здания, решила провести реконструкцию”. “Но мы не можем покинуть дом, который занимаем уже давно! В противном случае мы потеряем и труппу, и репертуар, все то, что создавалось годами! – возмущается худрук театра. – “ЛУКОЙЛ” решил, что он выше Правительства Москвы, что он может нарушать его распоряжения в целях своего удобства. Они хотят проводить реконструкцию здания вопреки распоряжению Правительства Москвы, которое предусматривает, что мы здесь будем находиться и во время реконструкции. Компания разрабатывала проект реконструкции шесть лет, и за все это время она ни разу не согласовала его с нами, а теперь вторгается на нашу территорию, ничего не поясняя ни нам, ни нашим учредителям! Складывается такое ощущение, что “ЛУКОЙЛ” просто-напросто собирается нас выселить!” Подобное уже, надо сказать, случалось: шесть лет назад компания уже пыталась выселить “Волшебную лампу”, также под предлогом реконструкции здания. Театр тогда спасло письмо Президенту России о том, что нельзя закрывать единственный столичный театр, который занимается реабилитацией детей-инвалидов, подписанное просто: “Винни Пух”. Правительство Москвы предписало обеспечить возможность функционирования Государственного учреждения культуры на период реконструкции дома. Представители “ЛУКОЙЛа” заявляют, что театр должен находиться в это время в некоем временном помещении. Куда он должен выехать – остается загадкой, ведь у города никакого другого помещения нет. А в здании, которое театр занимает сейчас, капитальный ремонт был сделан только в 2002 году, что засвидетельствовано десятком проверяющих комиссий. Коллектив “Волшебной лампы” не верит, что выезд будет временный, за примерами далеко ходить не надо – по точно такой же схеме в центре Москвы были уничтожены десятки учреждений культуры: как то Дом детской книги на Тверской или Библиотека имени Н.А.Некрасова на Бронной... Отрадные примеры В воскресенье 30 январе в Театре “МЕЛ” на улице Декабристов прошел спектакль “Брак по-итальянски”. “Где это – Декабристов?” – уточнит даже москвич со стажем. Рядом с метро “Отрадное”. Наверное, не всякий критик добирался до конца серой ветки. Хотя через два месяца спектаклю исполнится три года, свободных мест в небольшом зале было не так много. Зрители сидели в бахилах – за символическую плату 10 рублей они выдавались каждому пришедшему без сменной обуви. В спектакле по пьесе Эдуардо Де Филиппо нашлось место для мелодрамы и комедии, для песен и танцев, и даже для жонглирования – актеры, исполнявшие роль официантов, устроили на сцене нечто вроде небольшого циркового представления. Роль Доменико Сориано исполнил заслуженный артист России Григорий Фирсов. Филумену Мартуано сыграла Елена Махонина – учредитель, режиссер, директор и художественный руководитель театра. Да и сам театр назван по первой букве ее фамилии и первым двум буквам имени. Театр “МЕЛ” существует с 1993 года, а в 2004-м при нем появилась театральная школа “МЕЛ о’K”. За восемнадцать лет театром, пятью существующими при нем театральными студиями и театральной школой были поставлены десятки спектаклей, примерно половина которых – детские. Некоторые из них бывали за границей – “Медея” участвовала в Международном эдинбургском театральном фестивале, со спектаклем по роману “А зори здесь тихие” театр выезжал на Мальту. Сюда приходят люди самого разного возраста – от маленьких детей до пожилых. И вопреки распространенному мнению, что театры вдали от центра Москвы посещаются только теми, кто живет по соседству, Елена Махонина утверждает, что в ее театр приходят зрители отовсюду: “Если посмотреть нашу гостевую книгу – уже появился ее седьмой том, – можно увидеть отзывы, в которых люди пишут, откуда приехали. Это и Солнцево, и Переделкино, и “Кантемировская”. Иногда к нам заходят даже люди из-за границы”. Особенно в театре гордятся тем, что он с момента основания был частным и всегда был на самообеспечении. “Я присутствовала на собрании, которое собирал Калягин, когда идея автономности театров только забрезжила, – вспоминает Елена Махонина, – для всех это было шоком, театру действительно очень сложно выживать самому, и без государства, и без меценатства. Но нас это коснуться не могло – мы не жили в бюджете ни одного дня. С другой стороны, нам помогает то, что мы работаем с детьми, у нас есть театральные студии и школа. На одних спектаклях прожить было бы, наверное, немыслимо”. А еще в “МЕЛе” в антракте продают цветы. И судя по разговорам зрителей между собой, многие признали это хорошей идеей. Также в рубрике:
|