Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 4 (7764) 3 - 9 февраля 2011г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Ситуация

Мельпомене можно расслабиться

Столица не собирается массово закрывать театры

КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА

Дмитрий ЕРУСАЛИМСКИЙ
Анна ГРИБОЕДОВА
Андрей МОРОЗОВ
Фото Степана РАПЧЕВСКОГО


На прошлой неделе мэр Москвы Сергей Собянин отметил первые сто дней своего руководства столицей. В отличие от Наполеона Ватерлоо пока не случилось. Тем не менее слухи о реформах, задуманных новой городской властью, вызывают тревогу. В том числе и у многочисленных работников культурной сферы столицы. Сегодня мы попытаемся понять, что ждет театры Москвы.

Прейскурант сцен

Собственно, о том, что в Москве в скором времени значительно сократят количество театров, зависящих от бюджета города, говорят почти в каждом театральном здании.

На прошлой неделе вице-мэр Московского правительства Людмила Швецова опровергла эти слухи: “…В Москве будет столько театров, сколько потребуется для обеспечения статуса культурной столицы России, чтобы это отвечало запросам жителей города и его гостей, позволяло реализовывать большой творческий потенциал театральным деятелям. Театральное сообщество с благодарностью восприняло решение мэра увеличить более чем вдвое выделение средств из городского бюджета на капремонт учреждений культуры в размере 3 миллиардов рублей. Это столько же, сколько им было выделено за все предыдущие пять лет.”

Швецова напомнила, что сейчас в Москве 129 театров. Из них 68 относятся к Департаменту культуры Москвы, 14 театров – федеральные, 4 принадлежат Московской области, 3 – ведомственные и 20 частных театров. “Мы никогда не делим их на городские или федеральные. Это общее театральное пространство. Что же касается финансирования самих московских театров, то в 2011 году оно тоже увеличится – на 11 процентов. Общий бюджет Департамента культуры столицы на этот год составляет 28 миллиардов рублей”, – подчеркнула вице-мэр.

Заверения Л.Швецовой должны успокоить нервозность в театральной среде. Тем не менее очевидно, что город не в состоянии содержать такое количество театров. И реформа всей театральной жизни необходима. Вопрос в том, каким образом она будет осуществлена. Какие критерии станут основой для чиновников, которые будут определять нужность и полезность того или иного театра?

Ведь и С.Собянину, и Л.Швецовой уже сегодня нужно быть готовыми к тому, что любая попытка изменить статус-кво приведет к громким и драматичным выступлениям “обиженных”.

Театров в Москве много. Но тех, кто на слуху, едва ли наберется пара десятков. А как живут остальные?

Те, для кого не пишут сценарии модные и власть предержащие авторы. Те, кто не может позволить себе пригласить раскрученного иностранного постановщика. Те, кто не в силах обаять олигарха или хотя бы руководителя крупной госкорпорации. Те, куда и критики театральные позабыли дорогу, а значит, и понять, что происходит в таком театре, сложно.

Мы не стремились оценить творчество тех двух театров, о которых пойдет речь. Просто зашли в них с главного входа. Таково было задание редакции.

Погаснет ли “Волшебная лампа”?

Почти в самом центре Москвы, на Сретенском бульваре, вот уже более двадцати лет существует кукольный театр с загадочным названием – Московский театр детской книги “Волшебная лампа”. В репертуаре театра спектакли по произведениям Андерсена, Милна, Маршака, Остера и других детских писателей. И главная идея, возникшая у руководителей театра еще в 1989 году, – пробудить у ребенка интерес к книгам, вызвать желание больше читать. “Вы можете спросить у нас: а почему вы так назвали ваш театр? – рассуждает художественный руководитель театра Марина Грибанова. – И мы ответим: потому что “книга – это волшебная лампа, которая освещает нам путь в прошлое, настоящее и будущее”. Так сказал поэт Андрей Упит, и мы с ним согласны”.

Но неправильно было бы назвать этот театр детским, это театр семейный. Конечно, главные посетители – дети, дошкольники. Но и родители, и даже бабушки с дедушками с удовольствием ходят на поучительные спектакли про любимых героев: смеются над приключениями Винни Пуха, переживают за царевну, которую не сумели-таки защитить семь богатырей, удивляются похождениям кошки, которая гуляет сама по себе. “Наши спектакли – для зрителей любых возрастов. И, например, во время спектакля про Винни Пуха дети плачут, потому что видят трогательную историю о медвежонке, ослике и кролике, а взрослые плачут, потому что вспоминают свое детство”, – поясняет Марина Грибанова.

На сегодняшний день в репертуаре кукольного театра семь спектаклей, которые идут каждый день за исключением понедельника, а в выходные и по нескольку раз.

В месяц в среднем театр показывает 45 – 50 спектаклей, в год – 500. “Волшебную лампу” ежегодно посещают около 20 тысяч зрителей, из которых около полутора тысяч приходят бесплатно по благотворительной программе.

С 1997 года Театр детской книги поддерживает благотворительную программу “Центр творческой реабилитации детей-инвалидов”, помогая детям с ограниченными физическими возможностями, воспитанникам детских домов и школ-интернатов, социально незащищенным группам детей получить творческий толчок к развитию личности. В среднем же цена на билет составит 600 – 700 рублей с человека, но если вы уговорите сводить на спектакль целый класс своего чада, то для школьной группы будет сделана скидка.

Как признается худрук театра, самой большой популярностью пользуются спектакли для самых маленьких: “А все потому, что для детей дошкольного возраста в Москве нет практически ничего. Родителям совершенно некуда пойти с маленьким ребенком, кроме как в цирк, зоопарк или дельфинарий. Но это же совсем другое! Такой досуг не заставляет задуматься о человеческих ценностях, не в такой степени развивает ребенка, как, например, это может сделать театр”. В этом театре ребенок чувствует себя почти как дома: его не пугает большое пространство, не пугает огромный темный зал, потому что все в этом театре рассчитано как раз на маленьких зрителей – камерное пространство, всего для 80 человек.

Отзывы о “Волшебной лампе” или рецензии на их спектакли в СМИ вряд ли можно встретить. Да и художественный руководитель кукольного театра особой надобности в этом не видит: “Необходимости рецензий на наши спектакли мы не видим. Мы считаем недостойным, неуважительным для себя – заказывать рецензии. Наши рецензии – это дети, которые к нам приходят, которые внимательно смотрят спектакль, а потом задают своим родителям вопросы. И лучшая рецензия на спектакль, пожалуй, – это вопрос четырехлетнего ребенка, посмотревшего постановку про слона Хортона: “Мама, а что такое личность?” Да, у нас есть два диплома ЮНЕСКО, есть Премия Москвы, Государственная премия РФ – все это, безусловно, приятно и иногда даже полезно. Но самое главное – это наши зрители”.

Помимо самих спектаклей, театр проводит и викторины для детей, и выставки детских рисунков постоянных посетителей “Волшебной лампы”, организовывает встречи с детскими писателями, которые дарят свои книги и рассказывают увлекательные истории. А совместно с международным общественным движением “Добро – без границ” осуществляет художественно-просветительскую программу “Театральные уроки литературы”. Эта программа предполагает посещение ребятами и их учителями цикла спектаклей в течение нескольких месяцев, где каждый спектакль предваряется получасовым уроком, помогающим детям связывать увиденное и услышанное в некую единую картину, размышлять над вымыслом и реальностью. После таких уроков дети получают домашние задания: например, сделать по мотивам спектакля афишу или эскизы костюмов, “оживить” неодушевленную вещь, изготовить сказочные предметы. Потом их можно оценить на выставке в холле театра.

“Волшебную лампу” сейчас содержит город, но денег, поступающих от Правительства Москвы, на все нужды, конечно, не хватает. “Нас спасает наша выручка, которую мы имеем с продажи билетов. Но самое главное – это здание на Сретенском бульваре, где мы находимся, за которое нам не надо платить аренду. Именно это и позволяет нам держать какую-то умеренную цену на билеты”, – рассказывает Марина Грибанова…

Неделю назад компания “ЛУКОЙЛ”, владеющая частью здания, решила провести реконструкцию”. “Но мы не можем покинуть дом, который занимаем уже давно! В противном случае мы потеряем и труппу, и репертуар, все то, что создавалось годами! – возмущается худрук театра. – “ЛУКОЙЛ” решил, что он выше Правительства Москвы, что он может нарушать его распоряжения в целях своего удобства. Они хотят проводить реконструкцию здания вопреки распоряжению Правительства Москвы, которое предусматривает, что мы здесь будем находиться и во время реконструкции. Компания разрабатывала проект реконструкции шесть лет, и за все это время она ни разу не согласовала его с нами, а теперь вторгается на нашу территорию, ничего не поясняя ни нам, ни нашим учредителям! Складывается такое ощущение, что “ЛУКОЙЛ” просто-напросто собирается нас выселить!”

Подобное уже, надо сказать, случалось: шесть лет назад компания уже пыталась выселить “Волшебную лампу”, также под предлогом реконструкции здания. Театр тогда спасло письмо Президенту России о том, что нельзя закрывать единственный столичный театр, который занимается реабилитацией детей-инвалидов, подписанное просто: “Винни Пух”. Правительство Москвы предписало обеспечить возможность функционирования Государственного учреждения культуры на период реконструкции дома.

Представители “ЛУКОЙЛа” заявляют, что театр должен находиться в это время в некоем временном помещении. Куда он должен выехать – остается загадкой, ведь у города никакого другого помещения нет. А в здании, которое театр занимает сейчас, капитальный ремонт был сделан только в 2002 году, что засвидетельствовано десятком проверяющих комиссий.

Коллектив “Волшебной лампы” не верит, что выезд будет временный, за примерами далеко ходить не надо – по точно такой же схеме в центре Москвы были уничтожены десятки учреждений культуры: как то Дом детской книги на Тверской или Библиотека имени Н.А.Некрасова на Бронной...

Отрадные примеры

В воскресенье 30 январе в Театре “МЕЛ” на улице Декабристов прошел спектакль “Брак по-итальянски”. “Где это – Декабристов?” – уточнит даже москвич со стажем. Рядом с метро “Отрадное”. Наверное, не всякий критик добирался до конца серой ветки.

Хотя через два месяца спектаклю исполнится три года, свободных мест в небольшом зале было не так много. Зрители сидели в бахилах – за символическую плату 10 рублей они выдавались каждому пришедшему без сменной обуви.

В спектакле по пьесе Эдуардо Де Филиппо нашлось место для мелодрамы и комедии, для песен и танцев, и даже для жонглирования – актеры, исполнявшие роль официантов, устроили на сцене нечто вроде небольшого циркового представления.

Роль Доменико Сориано исполнил заслуженный артист России Григорий Фирсов. Филумену Мартуано сыграла Елена Махонина – учредитель, режиссер, директор и художественный руководитель театра. Да и сам театр назван по первой букве ее фамилии и первым двум буквам имени.

Театр “МЕЛ” существует с 1993 года, а в 2004-м при нем появилась театральная школа “МЕЛ о’K”. За восемнадцать лет театром, пятью существующими при нем театральными студиями и театральной школой были поставлены десятки спектаклей, примерно половина которых – детские. Некоторые из них бывали за границей – “Медея” участвовала в Международном эдинбургском театральном фестивале, со спектаклем по роману “А зори здесь тихие” театр выезжал на Мальту.

Сюда приходят люди самого разного возраста – от маленьких детей до пожилых. И вопреки распространенному мнению, что театры вдали от центра Москвы посещаются только теми, кто живет по соседству, Елена Махонина утверждает, что в ее театр приходят зрители отовсюду: “Если посмотреть нашу гостевую книгу – уже появился ее седьмой том, – можно увидеть отзывы, в которых люди пишут, откуда приехали. Это и Солнцево, и Переделкино, и “Кантемировская”. Иногда к нам заходят даже люди из-за границы”.

Особенно в театре гордятся тем, что он с момента основания был частным и всегда был на самообеспечении.

“Я присутствовала на собрании, которое собирал Калягин, когда идея автономности театров только забрезжила, – вспоминает Елена Махонина, – для всех это было шоком, театру действительно очень сложно выживать самому, и без государства, и без меценатства. Но нас это коснуться не могло – мы не жили в бюджете ни одного дня. С другой стороны, нам помогает то, что мы работаем с детьми, у нас есть театральные студии и школа. На одних спектаклях прожить было бы, наверное, немыслимо”. А еще в “МЕЛе” в антракте продают цветы. И судя по разговорам зрителей между собой, многие признали это хорошей идеей.

Также в рубрике:

КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

ПРОБЛЕМА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;