Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 6 (7766) 17 февраля - 2 марта 2011г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Одна неделяВосковой оркестр и висбаденская правнучкаПушкинские дни на Пречистенке ВЫСТАВКАГеоргий ОСИПОВ
Такие миниатюры в те времена были в большой моде среди богатых аристократов; жаль только, что делали их в основном из мягких и недолговечных материалов, и само собою подразумевалось, что потомки смогут судить о таких диковинках разве что по описаниям. Вышло так – да не так. В 1770-х годах богатый калужский барин Афанасий Гончаров, хозяин имения Полотняный Завод и дед жены Пушкина (“Боже мой! кабы Заводы были мои, так меня в Петербург не взманили бы и московским калачом. Жил бы себе барином” – это тоже слова Пушкина) возжелал запечатлеть в воске свой собственный крепостной оркестр. Запечатлели. И как сии восковые персоны ухитрились дожить до наших дней, не опишет, видно, ни один историк. Персоны ныне “фигуряют” в единственном отдельном жилище Пушкина в Москве – на Арбате, в квартире, которую он снимал для себя и молодой жены. Персоны, вернувшиеся в музейную экспозицию после многолетней реставрации, стали истинной кульминацией пушкинских дней 2011 года, приближение которых возвестила выставка акварельных портретов В. Гау, о которой уже писала наша газета. “Но позвольте, – скажут скептики, – никакого пушкинского юбилея в нынешнем году не просматривается!” Математически они, конечно, будут правы. Однако по сути... Этот двухэтажный дом, затесавшийся между давно исчезнувшим кинотеатром “Наука и знание” и существующей доныне аптекой, знают все старожилы Арбата.
Об “Онегине” – и о романе, и об опере – напоминает открывшаяся незадолго перед Пушкинскими днями выставка в честь 80-летия Анатолия Иткина, одного из корифеев отечественной книжной иллюстрации. Пушкин писал когда-то об одном из своих любимых героев: “Он пел разлуку, и печаль, и нечто (курсив Пушкина. – Г.О.), и туманну даль...” Только в голосе поэта откровенно сквозит ирония, а у Иткина “нечто” – понятие вполне серьезное, которое мало кто способен объяснить. То есть способность художника абсолютно убедить зрителя своими работами в том, что и герои романа, и окружающая их обстановка были именно такими, какими изобразил их он. Но “Онегина”, как и пушкинские поэмы, иллюстрировало и еще будет иллюстрировать не одно поколение художников. А вот такая галерея изображений поэтов пушкинского времени уже вряд ли кому-то окажется под силу, и именно она – самая запоминающаяся часть юбилейной выставки.
А, кроме того, стоит напомнить, что Висбаден – это колоритнейший Рулетенбург из “Игрока”, и знаменитое казино здесь никто не пытается выдать за “лотерейный клуб”. Что с начала XIX века во время курортного сезона сюда, на воды, съезжались многочисленные русские гости: не только аристократы, высокопоставленные чиновники и военные, но и писатели, художники, артисты, даже не самые состоятельные, словом, все, кого принято называть интеллигенцией. Именно в Висбадене была освящена в 1855 году первая в Германии русская церковь в честь святой Елизаветы – в ней похоронена племянница императора Николая I, великая княгиня Елизавета Михайловна. Там же, по соседству, появился и первый за рубежом русский некрополь, на котором покоятся и потомки Пушкина. ...Даже не очень искушенный в литературе человек уверенно скажет, что о Пушкине сегодня известно едва ли не все. Нынешние Пушкинские дни зримо показали, что это далеко не так, и случай, по замечанию знаменитого историка, по-прежнему ненадежен, но, как и прежде, очень щедр. Также в рубрике:
|