Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 6 (7766) 17 февраля - 2 марта 2011г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Одна неделя

Восковой оркестр и висбаденская правнучка

Пушкинские дни на Пречистенке

ВЫСТАВКА

Георгий ОСИПОВ
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


На Висбаденской выставке
“В домике был пир! Подали на стол мышонка в сметане под хреном в виде поросенка, жаль, не было гостей!” Так писал Пушкин жене, описывая миниатюрный макет дома, который был изготовлен по заказу его хозяина, Нащокина, и обошелся ему аж в сорок четыре тысячи рублей – сумма по тем временам гигантская.

Такие миниатюры в те времена были в большой моде среди богатых аристократов; жаль только, что делали их в основном из мягких и недолговечных материалов, и само собою подразумевалось, что потомки смогут судить о таких диковинках разве что по описаниям.

Вышло так – да не так. В 1770-х годах богатый калужский барин Афанасий Гончаров, хозяин имения Полотняный Завод и дед жены Пушкина (“Боже мой! кабы Заводы были мои, так меня в Петербург не взманили бы и московским калачом. Жил бы себе барином” – это тоже слова Пушкина) возжелал запечатлеть в воске свой собственный крепостной оркестр. Запечатлели. И как сии восковые персоны ухитрились дожить до наших дней, не опишет, видно, ни один историк.

Персоны ныне “фигуряют” в единственном отдельном жилище Пушкина в Москве – на Арбате, в квартире, которую он снимал для себя и молодой жены. Персоны, вернувшиеся в музейную экспозицию после многолетней реставрации, стали истинной кульминацией пушкинских дней 2011 года, приближение которых возвестила выставка акварельных портретов В. Гау, о которой уже писала наша газета. “Но позвольте, – скажут скептики, – никакого пушкинского юбилея в нынешнем году не просматривается!” Математически они, конечно, будут правы. Однако по сути...

Этот двухэтажный дом, затесавшийся между давно исчезнувшим кинотеатром “Наука и знание” и существующей доныне аптекой, знают все старожилы Арбата.

Дар К. фон Ринтелен – бюст Н.Н.Гончаровой
Еще в середине 1970-х – автор этих строк тому свидетель – он был отвратительным каменно-коммунальным клоповником, в который и заходить-то было страшновато. Правда, рядом со скрипучей и страшно хлопавшей дверью наличествовала мемориальная доска в честь величайшего русского поэта. Дом был принят на государственную охрану не в последнюю очередь благодаря усилиям тогдашнего директора музея Пушкина Александра Крейна – в 1974 году. Три года спустя началось его неспешное расселение, и только в 1986-м был открыт музей, который за четверть века существования посетило около полутора миллионов человек. И самые дотошные из историков не без основания указывают, что на стене дома, что на Арбате, 53, не хватает второй мемориальной доски – в нем в пору создания оперы “Евгений Онегин” не раз бывал у своего брата Анатолия профессор Московской консерватории Петр Ильич Чайковский.

Об “Онегине” – и о романе, и об опере – напоминает открывшаяся незадолго перед Пушкинскими днями выставка в честь 80-летия Анатолия Иткина, одного из корифеев отечественной книжной иллюстрации. Пушкин писал когда-то об одном из своих любимых героев: “Он пел разлуку, и печаль, и нечто (курсив Пушкина. – Г.О.), и туманну даль...”

Только в голосе поэта откровенно сквозит ирония, а у Иткина “нечто” – понятие вполне серьезное, которое мало кто способен объяснить. То есть способность художника абсолютно убедить зрителя своими работами в том, что и герои романа, и окружающая их обстановка были именно такими, какими изобразил их он. Но “Онегина”, как и пушкинские поэмы, иллюстрировало и еще будет иллюстрировать не одно поколение художников. А вот такая галерея изображений поэтов пушкинского времени уже вряд ли кому-то окажется под силу, и именно она – самая запоминающаяся часть юбилейной выставки.

“Восковые персоны” из Полотняного
А по соседству – самый русский, как говорят, город Германии Висбаден в документах и фотографиях. И при чем тут, казалось бы, Пушкин, всю свою жизнь так и проходивший, по-советски говоря, в невыездных? А при том, что открывала висбаденскую экспозицию Клотильда фон Ринтелен, праправнучка Пушкина и правнучка императора Александра II – его сын от княгини Юрьевской Георгий был женат на внучке поэта, дочери Натальи Александровны Меренберг. “Бывают странные сближенья” – вряд ли чаял Пушкин породниться, пусть даже и посмертно, со многими королевскими домами Европы.

А, кроме того, стоит напомнить, что Висбаден – это колоритнейший Рулетенбург из “Игрока”, и знаменитое казино здесь никто не пытается выдать за “лотерейный клуб”. Что с начала XIX века во время курортного сезона сюда, на воды, съезжались многочисленные русские гости: не только аристократы, высокопоставленные чиновники и военные, но и писатели, художники, артисты, даже не самые состоятельные, словом, все, кого принято называть интеллигенцией.

Именно в Висбадене была освящена в 1855 году первая в Германии русская церковь в честь святой Елизаветы – в ней похоронена племянница императора Николая I, великая княгиня Елизавета Михайловна. Там же, по соседству, появился и первый за рубежом русский некрополь, на котором покоятся и потомки Пушкина.

...Даже не очень искушенный в литературе человек уверенно скажет, что о Пушкине сегодня известно едва ли не все. Нынешние Пушкинские дни зримо показали, что это далеко не так, и случай, по замечанию знаменитого историка, по-прежнему ненадежен, но, как и прежде, очень щедр.

Также в рубрике:

ВЫСТАВКА

АНОНС

ЗАКОН

НАЗНАЧЕНИЕ

ШОРТ-ЛИСТ

КОНЦЕРТ

ЖИВОПИСЬ

ПАМЯТЬ

АГЕНТСТВО КУЛЬТУРНОЙ ИНФОРМАЦИИ

ДЕНЬ В ИСТОРИИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;