Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 6 (7766) 17 февраля - 2 марта 2011г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраТаежные духиГалина и Александр Визель в Галерее искусств Зураба Церетели Елена ТИТАРЕНКО
Когда выставка “на двоих”, так и хочется вообразить творческий тандем, или, как теперь модно, “динамическую пару”. Однако, хотя в проекте “Экология духа” предстала семья художников, каждый в этом дуэте ведет сольную партию, избрав собственную манеру и даже технику. Галина Визель – скульптор-керамист, пусть и успешно рисующий. Как у большинства скульпторов, ее рисунки отличает конструктивная заостренность, а стремительность руки рождает ощущение повышенной экспрессии. А вот Александр Визель – профессиональный график, даром что порой переходит к живописи – видимо, когда его лирический взгляд на мир не может обойтись без всего богатства цвета. Однако важнее результат: в экспозиции керамика, живопись и графика сложились воедино – в парный (семейный) портрет, экскурс в общую мастерскую, а точнее всего – в поэтическое высказывание о городах и весях, где проходит творческая жизнь четы Визель. В их судьбе три города: Ташкент, где оба учились, Тюмень (родной для Галины, почти на 20 лет ставший и семейным домом) и Ханты-Мансийск, где они живут теперь, – определили источники вдохновения и вехи арт-биографии. Заслуженный художник России Александр ВИЗЕЛЬ – уроженец Ташкента, где в 1960-е окончил Художественное училище имени П.П.Бенькова и Театрально-художественный институт имени А.Н.Островского. Словно с детства он впитал насыщенность среднеазиатского колорита, что усилено локальной “волковской” арт-школой, мастера которой ориентировались на авангард и народное искусство. Вместе с тем яркость восточных красок уступает место строгой монохромности, четкости линий, лаконизму композиции, умению подчинить своему замыслу ритм и пластику черно-белого штриха, когда Визель предстает как график. Его акварели, линогравюры, офорты часто посвящены событиям русской истории, но нередко запечатлевают те края, где довелось жить или путешествовать, – от древних строений шумной Средней Азии до тихих, украшенных готикой и барокко, улочек Прибалтики. Среди вдохновляющих мастера тем – старинная архитектура и природа (“Ворота Даниловского монастыря”, “Проводы русской зимы”). Стремясь к разноплановости художественных решений, Визель умеет быть документально точным и достоверным в изображении характера эпохи либо этнических черт жизни своих земляков: узбекского народа – в триптихе по роману Айбека “Священная кровь”, в серии “Архитектура Средней Азии”, сибиряков – в цикле линогравюр, посвященных истории Тюмени, где есть и портреты Ермака, воевод – основателей города, хана Кучума, декабристов. Умеет он и “не тормозить” полет фантазии, иллюстрируя книги Достоевского, Фадеева, Джека Лондона или сборники эпоса Востока (“Персидские сказки”, “Узбекские народные сказки”). Признание заслуг художника – включение его произведений в коллекции Третьяковской галереи, Тюменского музея изобразительных искусств, Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника и других, а также в частные собрания России, Германии, Италии, Бельгии.
Художница не изменяет своему “ремеслу” с момента окончания Ташкентского театрально-художественного института. Досконально изучив тонкости керамики, палитру глин и красок, она с молодых лет создавала нечто вроде керамических картин, азартно соединяя природные материалы – глину и дерево. Сама себе режиссер, она компонует детали и вводит персонажи, будто выстраивая театральное действие. Ее керамика динамична и пластически выразительна: так, восточный колорит отличает ранний горельеф “Воспоминание”, в сдержанной цветовой гамме решены недавние “северные” работы. В этом ряду – ярко-образные пластические композиции “Флора и фауна Сибири”, “Дыхание Севера”, “Земля Тюмения”, “Богатый улов”, “Северные фантазии”. Для коренной сибирячки природа родного края – неистощимый источник вдохновения, но неугомонный характер заставляет искать все новые повороты темы. Так Визель обратилась к ритуальным обрядам обских угров, которые и оказались в центре выставки – весьма колоритной, даже не без экзотики. Такие произведения, как “Эхо предков”, выдают стремление чисто художественными средствами осмыслить философские представления и религиозные верования коренных народов ханты и манси. Среди работ северной тематики апофеозом сибирских мифов считают многофигурную композицию “Праздник Медведя”: посвященная древнему культу “хозяина тайги”, она пластически необычна в силу применения техники первобытных гончаров – лепки из жгута. В современные образы перевоплотилась чудом дошедшая до нас культура обских угров, которые после добычи медведя просили у животного прощения, с пением и танцами устраивали ему поминки, игры в его честь. Серия керамических блюд “Жизненный цикл” – настоящая антология мифов и легенд древних угров. Пространственная композиция “Вороний праздник” отразила ритуал, посвященный Женщине-Солнцу и приуроченный к прилету в начале весны первых птиц. Путешествием во времени стали “Боги и духи”, чью символику оттеняет колорит, разнящийся от полупрозрачного белого и блекло-зеленого до густого ультрамарина и терракоты. Помимо блестящего владения техническими приемами, мастеру присуща интуиция при выборе материала и проработке фактуры: сложная игра цветных глазурей создает впечатление мерцания, почти как в живописи. На фоне деликатной тонировки (в серовато-зеленовато-голубой гамме) заметнее графический рисунок – сакральные знаки поверх скульптуры. Знание этнографии, превосходное умение интерпретировать фольклорный материал ставят работы Галины Визель вне времени, привнося в залы выставки особое очарование таежных тайн. Также в рубрике:
|