Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 6 (7766) 17 февраля - 2 марта 2011г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Таежные духи

Галина и Александр Визель в Галерее искусств Зураба Церетели

Елена ТИТАРЕНКО


А.Визель. “Хива”
Вряд ли столичная аудитория сегодня осведомлена о ситуации в искусстве отдельных регионов России или знаковых именах глубинки. В последние годы роль связующего звена между “далеким краем” и Москвой взяла на себя Российская Академия художеств, все чаще устраивая выставки мастеров из различных городов. В этом ряду – посвященная 80-летию Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ретроспектива Галины и Александра Визель, развернутая в Галерее искусств Зураба Церетели.

Когда выставка “на двоих”, так и хочется вообразить творческий тандем, или, как теперь модно, “динамическую пару”. Однако, хотя в проекте “Экология духа” предстала семья художников, каждый в этом дуэте ведет сольную партию, избрав собственную манеру и даже технику. Галина Визель – скульптор-керамист, пусть и успешно рисующий. Как у большинства скульпторов, ее рисунки отличает конструктивная заостренность, а стремительность руки рождает ощущение повышенной экспрессии. А вот Александр Визель – профессиональный график, даром что порой переходит к живописи – видимо, когда его лирический взгляд на мир не может обойтись без всего богатства цвета. Однако важнее результат: в экспозиции керамика, живопись и графика сложились воедино – в парный (семейный) портрет, экскурс в общую мастерскую, а точнее всего – в поэтическое высказывание о городах и весях, где проходит творческая жизнь четы Визель.

В их судьбе три города: Ташкент, где оба учились, Тюмень (родной для Галины, почти на 20 лет ставший и семейным домом) и Ханты-Мансийск, где они живут теперь, – определили источники вдохновения и вехи арт-биографии. Заслуженный художник России Александр ВИЗЕЛЬ – уроженец Ташкента, где в 1960-е окончил Художественное училище имени П.П.Бенькова и Театрально-художественный институт имени А.Н.Островского. Словно с детства он впитал насыщенность среднеазиатского колорита, что усилено локальной “волковской” арт-школой, мастера которой ориентировались на авангард и народное искусство. Вместе с тем яркость восточных красок уступает место строгой монохромности, четкости линий, лаконизму композиции, умению подчинить своему замыслу ритм и пластику черно-белого штриха, когда Визель предстает как график. Его акварели, линогравюры, офорты часто посвящены событиям русской истории, но нередко запечатлевают те края, где довелось жить или путешествовать, – от древних строений шумной Средней Азии до тихих, украшенных готикой и барокко, улочек Прибалтики. Среди вдохновляющих мастера тем – старинная архитектура и природа (“Ворота Даниловского монастыря”, “Проводы русской зимы”).

Стремясь к разноплановости художественных решений, Визель умеет быть документально точным и достоверным в изображении характера эпохи либо этнических черт жизни своих земляков: узбекского народа – в триптихе по роману Айбека “Священная кровь”, в серии “Архитектура Средней Азии”, сибиряков – в цикле линогравюр, посвященных истории Тюмени, где есть и портреты Ермака, воевод – основателей города, хана Кучума, декабристов. Умеет он и “не тормозить” полет фантазии, иллюстрируя книги Достоевского, Фадеева, Джека Лондона или сборники эпоса Востока (“Персидские сказки”, “Узбекские народные сказки”). Признание заслуг художника – включение его произведений в коллекции Третьяковской галереи, Тюменского музея изобразительных искусств, Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника и других, а также в частные собрания России, Германии, Италии, Бельгии.

“Стадо”
Вместе с тем работы Александра Визеля, созданные в различных теперь уже странах, служат объективно-историческим фоном для показа творчества его жены, тоже запечатлевшей немало точек на своей “дорожной карте”, немало красот природы и городских сцен, но в последнее время сосредоточившейся на сакрализованном этнообразе той республики, где сейчас живет. Образ этот объемен в прямом и переносном смысле слова: скульптор-декоративист создает и круглую пластику, и керамические пласты, и фаянсовые блюда по мотивам народного эпоса Югры. Для нее загадкой и творческим импульсом служат таинственные обряды древнего народа, его божества и поверья, жизнь в слиянии с природой, порой суровой, но населяемой добрыми духами и воспринимаемой как высшая ценность. В работах народного художника России Галины Визель воплотились предания, мифы и сказания народов ханты и манси, чья исконная территория в летописях до XV века называлась Югра, или Югория.

Художница не изменяет своему “ремеслу” с момента окончания Ташкентского театрально-художественного института. Досконально изучив тонкости керамики, палитру глин и красок, она с молодых лет создавала нечто вроде керамических картин, азартно соединяя природные материалы – глину и дерево. Сама себе режиссер, она компонует детали и вводит персонажи, будто выстраивая театральное действие. Ее керамика динамична и пластически выразительна: так, восточный колорит отличает ранний горельеф “Воспоминание”, в сдержанной цветовой гамме решены недавние “северные” работы. В этом ряду – ярко-образные пластические композиции “Флора и фауна Сибири”, “Дыхание Севера”, “Земля Тюмения”, “Богатый улов”, “Северные фантазии”.

Для коренной сибирячки природа родного края – неистощимый источник вдохновения, но неугомонный характер заставляет искать все новые повороты темы. Так Визель обратилась к ритуальным обрядам обских угров, которые и оказались в центре выставки – весьма колоритной, даже не без экзотики. Такие произведения, как “Эхо предков”, выдают стремление чисто художественными средствами осмыслить философские представления и религиозные верования коренных народов ханты и манси. Среди работ северной тематики апофеозом сибирских мифов считают многофигурную композицию “Праздник Медведя”: посвященная древнему культу “хозяина тайги”, она пластически необычна в силу применения техники первобытных гончаров – лепки из жгута. В современные образы перевоплотилась чудом дошедшая до нас культура обских угров, которые после добычи медведя просили у животного прощения, с пением и танцами устраивали ему поминки, игры в его честь. Серия керамических блюд “Жизненный цикл” – настоящая антология мифов и легенд древних угров. Пространственная композиция “Вороний праздник” отразила ритуал, посвященный Женщине-Солнцу и приуроченный к прилету в начале весны первых птиц.

Путешествием во времени стали “Боги и духи”, чью символику оттеняет колорит, разнящийся от полупрозрачного белого и блекло-зеленого до густого ультрамарина и терракоты. Помимо блестящего владения техническими приемами, мастеру присуща интуиция при выборе материала и проработке фактуры: сложная игра цветных глазурей создает впечатление мерцания, почти как в живописи. На фоне деликатной тонировки (в серовато-зеленовато-голубой гамме) заметнее графический рисунок – сакральные знаки поверх скульптуры. Знание этнографии, превосходное умение интерпретировать фольклорный материал ставят работы Галины Визель вне времени, привнося в залы выставки особое очарование таежных тайн.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;