Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 6 (7766) 17 февраля - 2 марта 2011г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаЦенность привычного“Богема” в “Санктъ-Петербургъ Опере” Гюляра САДЫХ-ЗАДЕ
Привязка к интерьеру кафе быстрого питания позволяет с точностью до десятилетия определить время происходящих в спектакле событий: нулевые опознаются по главным приметам глобализации – сетевые забегаловки и всемирная мода на клетчатые платки, которые богемная молодежь артистично обматывает вокруг тощих шей. В этом Александров глубоко прав: история, описываемая в опере Пуччини, могла приключиться в любое время и в любом, добавим, месте: будь то нью-йоркский Гринич-Вилледж середины ХХ века, парижская мансарда в начале ХХ века, или нынешний Берлин. Уж не говоря о Питере конца 70-х: до сих пор помнится, как подсчитывали на ладошке копейки, прикидывая, хватит ли на хлеб и кочан капусты. А это значит, что история, рассказанная в опере Пуччини, в сущности, вневременная, всеобщая: богема жила голодно и неустроенно во все времена. Так что в этом смысле атмосфера в спектакле воспроизведена правильная. Однако от четкой привязки к месту и времени действия Александров все-таки уходит. Потому что он поставил непростую задачу: выстроить абсолютно традиционный по эстетике спектакль – по антуражу, предметной среде и трактовке персонажей. Но при этом устроить так, чтобы он оказался актуальным, и не просто актуальным, а прямо-таки до дрожи злободневным. И получилось. Нарочитые постановочные клише “Богемы” ничуть тому не помешали. Потому что пружина действия стремительно развивается благодаря чистой психологии: взаимоотношения героев, их сложные неоднозначные отношения, рвущие душу разлуки и горестные встречи составляют предмет режиссерского исследования. Среди запутанных дружб и любовей каждый из героев несет свой крест и следует своей судьбе. Александров сделал ставку на психологизм и достоверность актерского существования в спектакле. А еще – на молодость певцов и их природную органику. Сценический и фактический возраст исполнителей в спектакле счастливо совпадают. Удачный кастинг, где каждый из шестерых оттеняет другого, выпячивает достоинства актеров и умело приглушает недостатки. Хрупкая прелесть тоненькой темноволосой Мими (ее партию вполне убедительно спела Евгения Муравьева) спорит с грубой, возбуждающей плотью пышной блондинки Мюзетты (Евгения Кравченко), затянутой в черное узкое платье, оглушающей пронзительным, вибрирующим от злости голосом стервы-торговки, смущающей зазывно-пошлыми, вульгарными манерами дешевой проститутки. Рассеянный очкарик с всклокоченной шевелюрой – философ Коллен – пробуждает сочувственную симпатию с первого взгляда и забавно смотрится рядом с громогласным, корпулентным сангвиником Шонаром (Евгений Баев), заполняющим собою всю сцену. Шонар – по сюжету, единственный из всех, кто способен хоть что-то заработать, принести в общий дом еду и деньги. По версии Александрова, он подрабатывает Дедом Морозом на рождественских концертах. Нервный холерик Марсель (Алексей Пашиев) вспыхивает как спичка от выходок Мюзетты: он составляет контрастную пару круглолицему и в общем довольно флегматичному поэту Рудольфу (Евгений Наговицын). Налицо четыре типажа, четыре темперамента. Но и здесь Александров остается верен духу оригинала: Пуччини именно так обрисовал своих персонажей. Что до “предметной среды”, то постоянный партнер Александрова художник Вячеслав Окунев создал мирок, в точности соответствующий каноническим представлениям о “Богеме”. Дано: темная мансарда с веерообразной винтовой лестницей – доминантным элементом сценографии. Лестница ведет в никуда – то ли на крышу, то ли в верхнюю комнату. Потолочного окна, правда, нет. Зато в наличии продавленная софа – на ней в финале абсолютно шаблонно будет умирать задыхающаяся Мими, как было в тысячах постановок. Имеются колченогий стул, письменный стол, мольберт, на котором Марсель, лихорадочными мазками испещряя холст, заканчивает полотно “Переход евреев через Красное море”. Пишущая машинка – привет из ХХ века – и, конечно же, массивная буржуйка в центре комнаты дополняют интерьер. Буржуйка и лестница – символы-антиподы. Одна указывает на тяжесть довлеющего над обитателями мансарды материального мира, другая ведет ввысь, на небеса, в пространство, где витает творческий дух. Этим, собственно, ограничивается эзотерика спектакля. В остальном – крепко сделанная профессиональная работа, особо ярких звезд с неба не хватающая и никаких новых горизонтов в “Богеме” не раскрывающая. Что удивительно и совсем нехарактерно для Александрова: в ней он отнюдь не стремится выпендриться, “нарыть” в опере то, чего в ней нет, или эпатировать публику, установив посреди сцены унитаз – как в “Борисе Годунове”. Отбросив оригинальничанье, режиссер подчеркивает в спектакле ценность привычного – и это подарок для публики. В привычном, предсказуемом интерьере на первый план выступает пронзительная история о любви и дружбе. Только в молодости можно дружить так верно и любить так крепко. Острота чувств, эмоциональное напряжение – вот, пожалуй, главное достижение в александровской “Богеме”. Молодые певцы не то чтобы обнаружили выдающиеся вокальные данные, но партии свои они с концертмейстерами театра сделали на совесть, и певческий ансамбль составился неплохой. Порадовал оркестр под управлением Александра Гойхмана. Звучание порой казалось излишне активным и громким для маленького камерного зала. Но в целом оркестр обнаружил явную тенденцию к улучшению качества: играл аккуратно, осмысленно и с большим воодушевлением. Если же попытаться вписать “Богему” в “Санктъ-Петербургъ Опере” в общемировой оперный контекст, то обнаруживается любопытная тенденция: отход от подчеркнуто “режиссерского” театра с его стремлением “остранить”, переиначить и переписать авторскую историю сменяется опорой на квазитрадиционный постановочный стиль, позиционируемый ныне как попытка прорваться к “новой простоте”. Восприятию, заточенному на “правду обстоятельств”, режиссер предлагает правду чувств и психологическую достоверность. И выигрывает. Также в рубрике:
|