Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 6 (7766) 17 февраля - 2 марта 2011г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Ценность привычного

“Богема” в “Санктъ-Петербургъ Опере”

Гюляра САДЫХ-ЗАДЕ
Санкт-Петербург


Сцена из спектакля
Отвязная молодежь веселилась до упаду в типичном заведении фастфуда – то ли Макдоналдс, то ли “Kentucky Frie Chicken”. Разгоряченные лица, порывистые жесты, возбужденные речи. На столах валяются пластмассовые стаканчики, проворные девушки-официантки в оранжевой униформе разносят порции кофе и картофеля фри. Над прилавком, в глубине, светятся неоном “вкусные картинки”: замыкает неоновый ряд портрет самого Юрия Александрова, режиссера-постановщика “Богемы”, выдержанный в фирменном стиле KFC, – он неодобрительно косится на шумную компанию подвыпивших друзей.

Привязка к интерьеру кафе быстрого питания позволяет с точностью до десятилетия определить время происходящих в спектакле событий: нулевые опознаются по главным приметам глобализации – сетевые забегаловки и всемирная мода на клетчатые платки, которые богемная молодежь артистично обматывает вокруг тощих шей.

В этом Александров глубоко прав: история, описываемая в опере Пуччини, могла приключиться в любое время и в любом, добавим, месте: будь то нью-йоркский Гринич-Вилледж середины ХХ века, парижская мансарда в начале ХХ века, или нынешний Берлин. Уж не говоря о Питере конца 70-х: до сих пор помнится, как подсчитывали на ладошке копейки, прикидывая, хватит ли на хлеб и кочан капусты. А это значит, что история, рассказанная в опере Пуччини, в сущности, вневременная, всеобщая: богема жила голодно и неустроенно во все времена. Так что в этом смысле атмосфера в спектакле воспроизведена правильная. Однако от четкой привязки к месту и времени действия Александров все-таки уходит. Потому что он поставил непростую задачу: выстроить абсолютно традиционный по эстетике спектакль – по антуражу, предметной среде и трактовке персонажей. Но при этом устроить так, чтобы он оказался актуальным, и не просто актуальным, а прямо-таки до дрожи злободневным.

И получилось. Нарочитые постановочные клише “Богемы” ничуть тому не помешали. Потому что пружина действия стремительно развивается благодаря чистой психологии: взаимоотношения героев, их сложные неоднозначные отношения, рвущие душу разлуки и горестные встречи составляют предмет режиссерского исследования. Среди запутанных дружб и любовей каждый из героев несет свой крест и следует своей судьбе.

Александров сделал ставку на психологизм и достоверность актерского существования в спектакле. А еще – на молодость певцов и их природную органику. Сценический и фактический возраст исполнителей в спектакле счастливо совпадают. Удачный кастинг, где каждый из шестерых оттеняет другого, выпячивает достоинства актеров и умело приглушает недостатки. Хрупкая прелесть тоненькой темноволосой Мими (ее партию вполне убедительно спела Евгения Муравьева) спорит с грубой, возбуждающей плотью пышной блондинки Мюзетты (Евгения Кравченко), затянутой в черное узкое платье, оглушающей пронзительным, вибрирующим от злости голосом стервы-торговки, смущающей зазывно-пошлыми, вульгарными манерами дешевой проститутки. Рассеянный очкарик с всклокоченной шевелюрой – философ Коллен – пробуждает сочувственную симпатию с первого взгляда и забавно смотрится рядом с громогласным, корпулентным сангвиником Шонаром (Евгений Баев), заполняющим собою всю сцену. Шонар – по сюжету, единственный из всех, кто способен хоть что-то заработать, принести в общий дом еду и деньги. По версии Александрова, он подрабатывает Дедом Морозом на рождественских концертах.

Нервный холерик Марсель (Алексей Пашиев) вспыхивает как спичка от выходок Мюзетты: он составляет контрастную пару круглолицему и в общем довольно флегматичному поэту Рудольфу (Евгений Наговицын). Налицо четыре типажа, четыре темперамента. Но и здесь Александров остается верен духу оригинала: Пуччини именно так обрисовал своих персонажей.

Что до “предметной среды”, то постоянный партнер Александрова художник Вячеслав Окунев создал мирок, в точности соответствующий каноническим представлениям о “Богеме”. Дано: темная мансарда с веерообразной винтовой лестницей – доминантным элементом сценографии. Лестница ведет в никуда – то ли на крышу, то ли в верхнюю комнату. Потолочного окна, правда, нет. Зато в наличии продавленная софа – на ней в финале абсолютно шаблонно будет умирать задыхающаяся Мими, как было в тысячах постановок.

Имеются колченогий стул, письменный стол, мольберт, на котором Марсель, лихорадочными мазками испещряя холст, заканчивает полотно “Переход евреев через Красное море”. Пишущая машинка – привет из ХХ века – и, конечно же, массивная буржуйка в центре комнаты дополняют интерьер.

Буржуйка и лестница – символы-антиподы. Одна указывает на тяжесть довлеющего над обитателями мансарды материального мира, другая ведет ввысь, на небеса, в пространство, где витает творческий дух.

Этим, собственно, ограничивается эзотерика спектакля. В остальном – крепко сделанная профессиональная работа, особо ярких звезд с неба не хватающая и никаких новых горизонтов в “Богеме” не раскрывающая. Что удивительно и совсем нехарактерно для Александрова: в ней он отнюдь не стремится выпендриться, “нарыть” в опере то, чего в ней нет, или эпатировать публику, установив посреди сцены унитаз – как в “Борисе Годунове”. Отбросив оригинальничанье, режиссер подчеркивает в спектакле ценность привычного – и это подарок для публики. В привычном, предсказуемом интерьере на первый план выступает пронзительная история о любви и дружбе. Только в молодости можно дружить так верно и любить так крепко. Острота чувств, эмоциональное напряжение – вот, пожалуй, главное достижение в александровской “Богеме”.

Молодые певцы не то чтобы обнаружили выдающиеся вокальные данные, но партии свои они с концертмейстерами театра сделали на совесть, и певческий ансамбль составился неплохой. Порадовал оркестр под управлением Александра Гойхмана. Звучание порой казалось излишне активным и громким для маленького камерного зала. Но в целом оркестр обнаружил явную тенденцию к улучшению качества: играл аккуратно, осмысленно и с большим воодушевлением.

Если же попытаться вписать “Богему” в “Санктъ-Петербургъ Опере” в общемировой оперный контекст, то обнаруживается любопытная тенденция: отход от подчеркнуто “режиссерского” театра с его стремлением “остранить”, переиначить и переписать авторскую историю сменяется опорой на квазитрадиционный постановочный стиль, позиционируемый ныне как попытка прорваться к “новой простоте”. Восприятию, заточенному на “правду обстоятельств”, режиссер предлагает правду чувств и психологическую достоверность. И выигрывает.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;