Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 12 (7772) 14 - 20 апреля 2011г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Телевизионный смотритель

Тайны творчества и любви

КИНО НА ТВ

Геннадий БЕЛОСТОЦКИЙ


Если на предыдущей неделе канал “Культура” порадовал нас голливудской классикой, то на этой неделе нам покажут три заслуживающих внимания современных западноевропейских фильма, объединенных рубрикой “Звездная роль”. В первую очередь из них стоит выделить (“Культура”, 21 апреля, 23.50. Франция – Бельгия, 2008) – третью режиссерскую работу ранее мало кому известного Мартена Прово (как актер он снялся в двух десятках картин). Она стала во Франции главной сенсацией года: была удостоена семи “Сезаров”, в том числе за фильм, оригинальный сценарий и операторскую работу. Это традиционное (в самом хорошем смысле этого слова) кино – неторопливое, психологичное, впечатляюще сыгранное, с внятно изложенной историей, снятое без всяких претензий и постмодернистских штучек. И вместе с тем это оригинальное кино, и оригинальность его в том, что оно удивительно живописное, – может быть, лучший из фильмов о живописи и живописцах. Речь в нем идет о знаменитой французской художнице-примитивистке Серафине Луи или Серафине Сенлисской (так она представлена в художественных музеях мира). Все началось с того, что в 1912 году известный немецкий знаток живописи, продавец и коллекционер картин Вильгейм Хунде (Ульрих Укур) поселился в провинциальном городке Сенлис, чтобы отдохнуть от парижской жизни. Однажды ему на глаза попалась дощечка с орнаментом, и он был поражен увиденным. Картину, как вскоре выяснилось, написала 48-летняя Серафина (Йоланда Моро – “Сезар” лучшей актрисе), подрабатывавшая служанкой в его доме…

Суперзвездой Джули Кристи стала еще в середине 60-х, сыграв главные роли в таких шедеврах, как “Дорогая”, “Доктор Живаго” и “4510° по Фаренгейту”. И вот спустя почти полвека прославленная актриса, снявшись в семейной драме (“Культура”, 19 апреля, 23.50. Канада – Великобритания – США, 2006), убедительно доказала, что ее звездные годы еще не прошли: за роль Фионы она была удостоена множества наград, в числе которых “Золотой глобус” и номинация на “Оскара”. 27-летняя канадская актриса Сара Поли (“Тайная жизнь слов”, “Входите без стука”, “Внутри моей памяти”) сначала написала сценарий по мотивам новеллы Элис Мунро “Медведь спускается с горы” (номинация на “Оскара”), а затем сняла, что называется, “актерское” кино, пронизанное печалью и тоской. Ее герои Фиона и Грант (Гордон Пинсент) счастливо прожили вместе более сорока лет. Но вот с некоторых пор у Фионы возникли проблемы с памятью. Врачи поставили страшный диагноз: болезнь Альцгеймера. Муж был вынужден поместить ее в клинику, и там выдвинули условие: чтобы она адаптировалась в новой обстановке, он сможет навестить ее только через месяц. Когда Грант приехал к Фионе, та его не узнала… Рассказывая эту историю, очень легко сбиться на сентиментальность и слащавость, однако режиссер-дебютант, проявив и такт, и вкус, и чувство меры, счастливо ушла от мелодрамы. Она сумела так раскрыть внутренний мир и психологию взаимоотношений своих героев, что им нельзя не сопереживать – и Фионе, потерявшей любимого и всю свою прежнюю жизнь и не способной это осознать, и Гранту, на которого обрушилось тяжелое и беспросветное одиночество.

Незаурядной актерской работой выделяется и драма знаменитого шведского режиссера, сценариста и оператора Яна Труэля (“Культура”, 20 апреля, 23.50. Швеция – Дания – Норвегия – Финляндия – Германия, 2008), удостоенная номинации на “Золотой глобус” как лучший фильм на иностранном языке, а также пяти премий Шведской киноакадемии (лучшие фильм, актер, актриса, актер второго плана и музыка). Известная нам по одной из главных ролей в картине Аки Каурисмяки “Огни городской окраины” Мария Хейсканен занята в роли реальной женщины – Марии Ларссон, малообразованной домохозяйки, которая в начале прошлого века жила в шведском городе Мальме с мужем Зигфридом (Микаэль Персбрандт) и семью маленькими детьми. Семья нищенствовала, поскольку муж, простой портовый рабочий, зарабатывал мало и чем дальше, тем больше пропивал заработанное. И вот однажды Мария наткнулась в шкафу на фотокамеру, которую сразу после свадьбы выиграла в лотерею. Она сделала всего лишь несколько снимков и больше не прикасалась к этой диковинной вещи. Смекнув, что ее можно продать и на вырученные деньги купить еду детям, женщина пошла к знакомому фотографу (Йеспер Кристенсен). И тот, увидев снимки, сделанные Марией, был поражен. Он купил камеру и тут же подарил Марии, взяв с нее слово, что она будет продолжать снимать все, к чему потянется ее душа. Она сдержала слово, и через некоторое время прославилась на всю Швецию.

Среди других зарубежных фильмов заслуживает внимания (“Первый канал”, 22 апреля, 23.40. Нидерланды, 2007). Йос Стеллинг, давно уже ставший культовой фигурой и более того – живым классиком голландского и мирового кино, после четырехлетнего перерыва снял картину, имеющую к нам, россиянам, самое непосредственное отношение. Он вновь размышляет о любви и одиночестве, о человеческой близости, о смысле жизни и ее абсурдности. Сюжет построен на том, что во время кинофестиваля в провинциальном русском городе сценарист и кинокритик Боб (Жен Бервуц) после шапочного знакомства со странным незнакомцем по имени Душка (Сергей Маковецкий) в шутку пригласил его в Амстердам. А тот взял и приехал, и через некоторое время Боб почувствовал, что сходит с ума от общения с назойливым и бесцеремонным гостем. “Душка и Боб для меня – два сообщающихся сосуда, – отмечал режиссер. – Можно сказать, что каждый из них – мое alter ego. Почему мне понадобился для этого именно русский герой? Когда я смотрю, как Душка Маковецкого всего лишь размешивает сахар в чашке чая, я ощущаю за ним какую-то странную дополнительную силу, что-то исключительное и поражающее меня. Он, конечно, редкий и очень тонкий актер, за которым кроется тайна, и взаимопонимание с ним возникло у меня на каком-то высшем уровне”. В сути происходящего на экране зритель начинает разбираться, когда фильм перевалит за экватор, а до того действие развивается крайне медленно, диалогов практически нет – нечто подобное по стилистике мы видели в шедевре Стеллинга “Стрелочник”.

В отличие от зарубежного, современное российское кино вновь представлено весьма и весьма бедно. Лишь один фильм выделяется – мелодрама (“ТВ Центр”, 21 апреля, 0.20. Россия, 2006) – первая режиссерская работа сценаристки, журналистки и телеведущей Дуни Смирновой. Ее нельзя не признать удачей: как-никак была удостоена на “Кинотавре” премии за лучший дебют. Правда, злые языки утверждали, и, наверное, не без основания, что этот приз – результат подковерных игр и что обойденная вниманием жюри “Эйфория” Ивана Вырыпаева гораздо сильнее и интереснее. Но и “Связь” отличается уверенной, добротной режиссурой. Что называется, смотрятся и исполнители главных ролей – до того известный в основном как “агент национальной безопасности” Михаил Пореченков и Анна Михалкова, которая в последние годы доказала, что она не только дочь знаменитого папы, но и актриса. Как отмечала сама режиссер (и автор сценария), это фильм “про то, что большая любовь в жизни взрослого человека – всегда катастрофа. Принято считать, что любовь – это счастье. Действительно, это самое яркое переживание в жизни человека. Но вот счастье ли?.. Сейчас я думаю, что счастье мы испытываем тогда, когда физически ощущаем гармонию с окружающим нас пейзажем. Этим пейзажем может быть и другой человек, и пейзаж в буквальном смысле слова, и что-то, связанное с профессиональными амбициями”. “Пейзаж” без гармонии составили два тридцатилетних наших современника. Илья живет в Москве, Нина – в Питере. Он – успешный бизнесмен. У него красавица жена и двенадцатилетняя дочь. Она – рекламный агент. Ее муж – художник, не нашедший себя в этой жизни, сын учится во втором классе. У Ильи и Нины – роман… Нам предоставляют возможность понаблюдать, как влюбленные встречаются, общаются, по идее, мы должны проникнуться, но с экрана веет такой скукой, что 80-минутная картина воспринимается как бесконечно длинная. И что удивительно: в фильме про супружескую измену постельные сцены сняты более чем целомудренно. Это потому, объясняет Дуня Смирнова, что “для того чтобы снимать эротику, нужна определенная пластическая культура, которая разным странам свойственна в очень разной степени. Это хорошо видно по истории живописи – русская живопись неэротична. У нас нет культуры изображения человеческого тела”.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;