Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 12 (7772) 14 - 20 апреля 2011г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Телевизионный смотрительТайны творчества и любвиКИНО НА ТВГеннадий БЕЛОСТОЦКИЙ Если на предыдущей неделе канал “Культура” порадовал нас голливудской классикой, то на этой неделе нам покажут три заслуживающих внимания современных западноевропейских фильма, объединенных рубрикой “Звездная роль”. В первую очередь из них стоит выделить (“Культура”, 21 апреля, 23.50. Франция – Бельгия, 2008) – третью режиссерскую работу ранее мало кому известного Мартена Прово (как актер он снялся в двух десятках картин). Она стала во Франции главной сенсацией года: была удостоена семи “Сезаров”, в том числе за фильм, оригинальный сценарий и операторскую работу. Это традиционное (в самом хорошем смысле этого слова) кино – неторопливое, психологичное, впечатляюще сыгранное, с внятно изложенной историей, снятое без всяких претензий и постмодернистских штучек. И вместе с тем это оригинальное кино, и оригинальность его в том, что оно удивительно живописное, – может быть, лучший из фильмов о живописи и живописцах. Речь в нем идет о знаменитой французской художнице-примитивистке Серафине Луи или Серафине Сенлисской (так она представлена в художественных музеях мира). Все началось с того, что в 1912 году известный немецкий знаток живописи, продавец и коллекционер картин Вильгейм Хунде (Ульрих Укур) поселился в провинциальном городке Сенлис, чтобы отдохнуть от парижской жизни. Однажды ему на глаза попалась дощечка с орнаментом, и он был поражен увиденным. Картину, как вскоре выяснилось, написала 48-летняя Серафина (Йоланда Моро – “Сезар” лучшей актрисе), подрабатывавшая служанкой в его доме… Суперзвездой Джули Кристи стала еще в середине 60-х, сыграв главные роли в таких шедеврах, как “Дорогая”, “Доктор Живаго” и “4510° по Фаренгейту”. И вот спустя почти полвека прославленная актриса, снявшись в семейной драме (“Культура”, 19 апреля, 23.50. Канада – Великобритания – США, 2006), убедительно доказала, что ее звездные годы еще не прошли: за роль Фионы она была удостоена множества наград, в числе которых “Золотой глобус” и номинация на “Оскара”. 27-летняя канадская актриса Сара Поли (“Тайная жизнь слов”, “Входите без стука”, “Внутри моей памяти”) сначала написала сценарий по мотивам новеллы Элис Мунро “Медведь спускается с горы” (номинация на “Оскара”), а затем сняла, что называется, “актерское” кино, пронизанное печалью и тоской. Ее герои Фиона и Грант (Гордон Пинсент) счастливо прожили вместе более сорока лет. Но вот с некоторых пор у Фионы возникли проблемы с памятью. Врачи поставили страшный диагноз: болезнь Альцгеймера. Муж был вынужден поместить ее в клинику, и там выдвинули условие: чтобы она адаптировалась в новой обстановке, он сможет навестить ее только через месяц. Когда Грант приехал к Фионе, та его не узнала… Рассказывая эту историю, очень легко сбиться на сентиментальность и слащавость, однако режиссер-дебютант, проявив и такт, и вкус, и чувство меры, счастливо ушла от мелодрамы. Она сумела так раскрыть внутренний мир и психологию взаимоотношений своих героев, что им нельзя не сопереживать – и Фионе, потерявшей любимого и всю свою прежнюю жизнь и не способной это осознать, и Гранту, на которого обрушилось тяжелое и беспросветное одиночество. Незаурядной актерской работой выделяется и драма знаменитого шведского режиссера, сценариста и оператора Яна Труэля (“Культура”, 20 апреля, 23.50. Швеция – Дания – Норвегия – Финляндия – Германия, 2008), удостоенная номинации на “Золотой глобус” как лучший фильм на иностранном языке, а также пяти премий Шведской киноакадемии (лучшие фильм, актер, актриса, актер второго плана и музыка). Известная нам по одной из главных ролей в картине Аки Каурисмяки “Огни городской окраины” Мария Хейсканен занята в роли реальной женщины – Марии Ларссон, малообразованной домохозяйки, которая в начале прошлого века жила в шведском городе Мальме с мужем Зигфридом (Микаэль Персбрандт) и семью маленькими детьми. Семья нищенствовала, поскольку муж, простой портовый рабочий, зарабатывал мало и чем дальше, тем больше пропивал заработанное. И вот однажды Мария наткнулась в шкафу на фотокамеру, которую сразу после свадьбы выиграла в лотерею. Она сделала всего лишь несколько снимков и больше не прикасалась к этой диковинной вещи. Смекнув, что ее можно продать и на вырученные деньги купить еду детям, женщина пошла к знакомому фотографу (Йеспер Кристенсен). И тот, увидев снимки, сделанные Марией, был поражен. Он купил камеру и тут же подарил Марии, взяв с нее слово, что она будет продолжать снимать все, к чему потянется ее душа. Она сдержала слово, и через некоторое время прославилась на всю Швецию. Среди других зарубежных фильмов заслуживает внимания (“Первый канал”, 22 апреля, 23.40. Нидерланды, 2007). Йос Стеллинг, давно уже ставший культовой фигурой и более того – живым классиком голландского и мирового кино, после четырехлетнего перерыва снял картину, имеющую к нам, россиянам, самое непосредственное отношение. Он вновь размышляет о любви и одиночестве, о человеческой близости, о смысле жизни и ее абсурдности. Сюжет построен на том, что во время кинофестиваля в провинциальном русском городе сценарист и кинокритик Боб (Жен Бервуц) после шапочного знакомства со странным незнакомцем по имени Душка (Сергей Маковецкий) в шутку пригласил его в Амстердам. А тот взял и приехал, и через некоторое время Боб почувствовал, что сходит с ума от общения с назойливым и бесцеремонным гостем. “Душка и Боб для меня – два сообщающихся сосуда, – отмечал режиссер. – Можно сказать, что каждый из них – мое alter ego. Почему мне понадобился для этого именно русский герой? Когда я смотрю, как Душка Маковецкого всего лишь размешивает сахар в чашке чая, я ощущаю за ним какую-то странную дополнительную силу, что-то исключительное и поражающее меня. Он, конечно, редкий и очень тонкий актер, за которым кроется тайна, и взаимопонимание с ним возникло у меня на каком-то высшем уровне”. В сути происходящего на экране зритель начинает разбираться, когда фильм перевалит за экватор, а до того действие развивается крайне медленно, диалогов практически нет – нечто подобное по стилистике мы видели в шедевре Стеллинга “Стрелочник”. В отличие от зарубежного, современное российское кино вновь представлено весьма и весьма бедно. Лишь один фильм выделяется – мелодрама (“ТВ Центр”, 21 апреля, 0.20. Россия, 2006) – первая режиссерская работа сценаристки, журналистки и телеведущей Дуни Смирновой. Ее нельзя не признать удачей: как-никак была удостоена на “Кинотавре” премии за лучший дебют. Правда, злые языки утверждали, и, наверное, не без основания, что этот приз – результат подковерных игр и что обойденная вниманием жюри “Эйфория” Ивана Вырыпаева гораздо сильнее и интереснее. Но и “Связь” отличается уверенной, добротной режиссурой. Что называется, смотрятся и исполнители главных ролей – до того известный в основном как “агент национальной безопасности” Михаил Пореченков и Анна Михалкова, которая в последние годы доказала, что она не только дочь знаменитого папы, но и актриса. Как отмечала сама режиссер (и автор сценария), это фильм “про то, что большая любовь в жизни взрослого человека – всегда катастрофа. Принято считать, что любовь – это счастье. Действительно, это самое яркое переживание в жизни человека. Но вот счастье ли?.. Сейчас я думаю, что счастье мы испытываем тогда, когда физически ощущаем гармонию с окружающим нас пейзажем. Этим пейзажем может быть и другой человек, и пейзаж в буквальном смысле слова, и что-то, связанное с профессиональными амбициями”. “Пейзаж” без гармонии составили два тридцатилетних наших современника. Илья живет в Москве, Нина – в Питере. Он – успешный бизнесмен. У него красавица жена и двенадцатилетняя дочь. Она – рекламный агент. Ее муж – художник, не нашедший себя в этой жизни, сын учится во втором классе. У Ильи и Нины – роман… Нам предоставляют возможность понаблюдать, как влюбленные встречаются, общаются, по идее, мы должны проникнуться, но с экрана веет такой скукой, что 80-минутная картина воспринимается как бесконечно длинная. И что удивительно: в фильме про супружескую измену постельные сцены сняты более чем целомудренно. Это потому, объясняет Дуня Смирнова, что “для того чтобы снимать эротику, нужна определенная пластическая культура, которая разным странам свойственна в очень разной степени. Это хорошо видно по истории живописи – русская живопись неэротична. У нас нет культуры изображения человеческого тела”. Также в рубрике:
|