Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 12 (7772) 14 - 20 апреля 2011г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Ода Титану

В Москве завершился Второй фестиваль Мстислава Ростроповича

Евгения КРИВИЦКАЯ
Фото Эдуарда ЛЕВИНА


О.Ростропович
Второй международный фестиваль Мстислава Ростроповича открылся в день рождения маэстро, 27 марта. Для торжественного концерта выбрали Девятую симфонию Бетховена, гуманистический пафос которой созвучен личности великого музыканта ХХ столетия. Об этом говорил со сцены Концертного зала имени Чайковского министр культуры РФ Александр Авдеев, а художественный руководитель фестиваля Ольга Ростропович подчеркнула: “Имя Мстислава Ростроповича – это код, объединяющий людей разных стран, культур и религий”.

Для исполнения Девятой симфонии были привлечены музыкальные силы нескольких стран: Российский национальный оркестр и Государственный академический русский хор имени А.Свешникова, солисты из Италии (сопрано Даниэла Бруэра), США (Брайан Химел), Мексики (баритон Ноэ Колин) и России (меццо-сопрано Лариса Дядькова) под управлением маэстро Кристофа Эшенбаха (Германия), известного пианиста и дирижера.

Эшенбах, несомненно, обладает яркой индивидуальностью, “своим” взглядом на вещи и умением увлечь идеями оркестрантов и слушателей. Девятая симфония в его интерпретации – сгусток энергии и воли. Первая часть получилась порывистой и страстной, без всякой сентиментальности и без проблесков умиротворения. Скерцо запомнилось напряженным звучанием и колкими акцентами в главной теме крайних разделов и шаловливым пасторальным Трио, где явственно слышались интонации финальной “Оды к Радости”, которую выводила валторна, окруженная ажурным хороводом деревянных духовых.

Третья часть не выбилась из общей героико-драматической концепции: Эшенбах выдержал единый темп на протяжении всей части, спрямляя фразы и избегая лирических “вздохов” в каденциях внутри разделов. Если его целью было добиться “бесконечного” дыхания, то задачу он с блеском решил. Другое дело, что вся красота музыки как-то поблекла, а неуклонное движение убаюкивало своим мерным пульсом.

Мастер крупных форм, Эшенбах точно выстроил драматургию финала, с его неуклонным движением к финальному апофеозу, с звенящими в радостном ликовании голосами хора и оркестра. И если бы приглашенные солисты не подкачали (особенно это касается баритона, не спевшего ни единой чистой ноты), это исполнение можно было бы назвать настоящей удачей (даже при дискуссионности ряда моментов интерпретации).

Программа фестиваля слепила блеском имен и грандиозностью проектов. Три выступления Американского балета (см. предыдущий номер “Культуры”), концерты “Кремераты Балтики” с Гидоном Кремером и “Новой России” с Юрием Башметом. Но, пожалуй, наибольший интерес вызвали концерты закрытия в КЗЧ, где итальянский оркестр Фестиваля “Флорентийский музыкальный май” играл под управлением прославленного дирижера Зубина Меты.

На пресс-конференции Зубин Мета рассказывал о своей дружбе с Ростроповичем, начавшейся в далеком 1963 году, когда Мета приехал впервые на гастроли в Россию. За эти годы состоялось немало совместных выступлений: участвовал Мета и в последних юбилейных чествованиях Ростроповича, а в конце прошлого года приехал на фестиваль его памяти в Баку.

Нынешние гастроли в Москву до последнего момента были под угрозой срыва, так как флорентийский оркестр и Зубин Мета находились на гастролях в Японии в момент разразившейся там катастрофы и пережили все ужасы первых часов трагедии вместе с японским народом. Но имя Ростроповича священно для Зубина Меты, поэтому оба запланированных концерта состоялись при большом стечении публики.

Маэстро и его оркестр привезли две разные программы, по которым вполне можно составить портрет и коллектива, и его руководителя. Как показалось, венская классика, представленная Симфонией №41 Моцарта и Третьим концертом Бетховена (солист – Денис Мацуев), не стала высшим достижением “Флорентийского музыкального мая”. Аккуратно, но скучновато воспринимались их интерпретации: сами по себе интересные детали, находки во фразировке не складывались в целостную композицию из-за убаюкивающе-метричной манеры исполнения.

Картина менялась, как только Зубин Мета начинал дирижировать сочинения более позднего времени. Пожалуй, на первое место можно поставить Концерт для оркестра Бартока, где, наконец, раскрылись истинные возможности итальянских музыкантов. Замечательно, что достаточно сложную по языку музыку Бартока они играли с нескрываемым увлечением и их настрой тотчас передался публике. Наибольшее удовольствие доставила духовая группа: певучие фаготы, виртуозные гобои и кларнеты, идеально исполнившие все сложные синкопированные ритмы в скерцозных эпизодах второй части, точно строящие по интонации засурдиненные трубы и певучие медные.

Выбор именно Первой симфонии Малера был неслучаен в данной фестивальной программе: Зубин Мета подчеркнул, что посвящает ее памяти Ростроповича, имея в виду ее подзаголовок – “Титан”. Дирижер выбрал нечасто играемую первую пятичастную редакцию, и надо сказать, что впервые “вставная” медленная вторая часть была исполнена в “живом” концерте с настоящим пониманием стиля Малера. Первый трубач был не только совершенен в своем соло, но и исполнил его по-настоящему поэтично, оправдав название части “Blumine”. Романтическая атмосфера, впрочем, присутствовала и в игре оркестра, создавшего почти импрессионистический фон, сопровождая солиста. Сравнение с вариантами, которые в последние сезоны предлагали нам российские оркестры и дирижеры, явно оказалось не в пользу последних.

Зубин Мета очень придирчиво добивался от музыкантов выполнения всех динамических оттенков композитора: очень здорово получилось начало Траурного марша, где засурдиненные виолончели шелестели, вторя теме фагота, и середина, где почти бесплотные скрипки ностальгически “пропели” лирическую тему – самоцитату Малера из цикла “Песни странствующего подмастерья”.

Разумеется, можно было упомянуть и о мелких недостатках, как, скажем, немного “шатавшемся” ансамбле струнных и духовых в лендлере, но не они определяли в данном случае восприятие: осталось чувство значительности и серьезности музыкального высказывания, что для Малера является самым главным.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

  • Ода Титану
    В Москве завершился Второй фестиваль Мстислава Ростроповича
  • Алхимия Бородина
    “Геликон-опера” осуществила мировую премьеру авторской редакции “Князя Игоря”
  • Раздача ног
    В Петербурге прошел ежегодный балетный Фестиваль “Dance Open”
  • Впередсмотрящий
    Три юбилея Вадима Новикова

ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;