Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 16 (7776) 19 - 25 мая 2011г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Первая полоса

Ночной рейтинг наследия

Россия встречала рассвет в музеях

Мария ТОКМАШЕВА
Людмила ФИЛОНЕНКО
Георгий ОСИПОВ
Борис СЕРОВ
Наталья ШКУРЕНОК
Дмитрий ЕРУСАЛИМСКИЙ
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ
ИТАР-ТАСС


Москва. 15 мая. Ночь в Историческом музее
В канун Всемирного дня музеев в России прошла ставшая уже привычной для публики “Ночь музеев”. В Москве, несмотря на немайскую прохладу, холодный дождь и очередной полуночный телефинал “Евровидения”, столичные музеи, выставочные залы и импровизированные экспозиции посетили более 500 тысяч человек. В московских ночных музейных акциях приняли участие более 100 учреждений культуры. Причем в этом году к акции присоединились и Музеи Кремля, и ГМИИ имени А.С.Пушкина. Желание на следующий день рассказать в блоге, свидетелем какого перформанса ты стал, инсталляции каких современных художников увидел или какое классическое произведение живописи прочувствовал, перевешивают и непогоду, и огромные очереди, занявшие практически весь центр Москвы в “Ночь музеев”. Корреспонденты “Культуры” провели эту ночь наравне с простыми посетителями.

Легенды прошлого века

Для того чтобы зафиксировать успех введенной несколько лет назад в столице акции, официальной статистики уже не нужно. Достаточно на следующий день (или даже в эту самую ночь) зайти в Интернет и увидеть, что “Ночь музеев” – самая популярная тема блогов, поисковиков и новостных лент. Ходить в музеи ночью в мае стало действительно модно. А целевая аудитория любых модных веяний – конечно, молодежь, которая и составляла большую часть любой музейной очереди.

По числу людей, ждущих входа на заветные музейные площади, можно было составлять рейтинги самых популярных в Москве музеев. В первых строках – музеи современного искусства, Галерея Шилова и… Музей ГУЛАГа. Последний, как говорили сами желающие попасть в музей, очень активно “раскручивали” накануне в Интернете. Интерес молодежи к истории страшных советских 30 – 50-х, конечно, похвален. Само пространство Музея ГУЛАГа, его уникальная экспозиция, выставочные проекты вечером под музыку Баха и Шостаковича представляли абсолютно незабываемое зрелище. Единственное, что мешало полностью прочувствовать атмосферу той страшной эпохи, – опять же слишком большое число людей, далеко не все из которых подготовлены к встрече с историей своей страны.

О том же историческом периоде рассказывали и в знаменитом Доме на набережной, куда в обычные дни попасть довольно сложно (музей работает только по средам и субботам для небольших экскурсионных групп). В музейную ночь народу было предостаточно. По стандартной для таких домов советской квартире бродили люди разных возрастов. Молодые парочки разглядывали списки жителей дома – участников Великой Отечественной войны. Люди старшего возраста откуда-то достали старый патефон и решили показать молодежи этот раритет. Впрочем, кроме списков жителей этого знаменитого дома и экспонатов типа старых книг, патефона или советской печати, музею похвастаться нечем. Легенды и загадки великого и ужасного дома уместились в двух комнатах, абсолютно не передающих всех этих легенд и загадок, а напоминающих, скорее, провинциальный краеведческий музей. Так что в данном случае “Ночь музеев” была очень полезна, ибо бесплатно, без долгих ожиданий и записей на экскурсии можно было проникнуть в тот самый Дом на набережной.

У входа в Исторический музей

Танго под якутский напев

Многие музеи ограничились бесплатным входом и работой до позднего вечера, но некоторые постарались привлечь посетителей особой программой. К примеру, российскую премьеру пьесы Захара Прилепина и Кирилла Серебренникова “Отморозки” можно было увидеть на “Винзаводе”. Ярко и шумно было неподалеку, в Центре дизайна “Artplay”, где проходил Фестиваль аудиовизуальных экспериментов “PLUMS Fest”.

В традиционно “горячие точки” лучше было и вовсе не соваться. Не пробиться субботним вечером было в ГМИИ имени А.С.Пушкина, очередь буквально “опоясывала” музей. Похожую картину можно было наблюдать возле Третьяковки. Не мог пожаловаться на отсутствие посетителей и Исторический музей. Долго мокнуть под дождем пришлось бы и тем, кто желал получить урок индийских танцев в Музее Востока. Много народу в Музее советских игровых аппаратов, любимом столичной молодежью, родившейся уже в 90-х, – для них это модное ретро. Несколько лучше чувствовали себя те, кто решил не выходить на открытый воздух из московского метро – они могли наслаждаться музыкой прямо на платформе станции “Кропоткинская”, где выступил камерный оркестр “Kremlin” под управлением Миши Рахлевского.

Проезжаем еще одну очередь – на этот раз в Булгаковский дом. 15 мая отмечалось 120-летие со дня рождения Михаила Афанасьевича, однако вряд ли именно это привлекло сюда столько посетителей. Скорее, действительно интересное предложение музея – возможность покататься ночью на трамвае “302-бис” или поехать на автобусную экскурсию “по следам романа “Мастер и Маргарита”.

В пустующий в обычные дни Музей музыкальной культуры имени М.И.Глинки очереди нет, однако внутри не протолкнуться. В основном люди пришли послушать музыку и потанцевать. Весь вечер здесь выступали этнические ансамбли – фольклорный ансамбль Дмитрия Покровского, якутский “Айархаан”, индийский “Вриндаванн”, группа “Африканда”… А еще джаз и вечеринка “La casa del tango”: папа в майке без рукавов и тренировочных штанах пытается танцевать с застенчивой дочерью-подростком танго… Очень по-московски. Однако людей слишком много, и кого-то вкрадчивым экскурсоводам удается увлечь и “высоким” – экскурсией по выставке “В поисках жанра. Музыкальный театр Сергея Прокофьева”, кстати, действительно интересной.

Ночной поиск целевой аудитории

Можно констатировать, что ночной контакт публики и музеев устойчив. “Притирка”, когда сотрудники музеев тревожно смотрели на полночных посетителей, а билетерши и гардеробщицы видели в них врагов, состоялась. Сейчас билет вам выдают симпатичные девушки-волонтерки, экскурсоводы знают свои роли, а проблема с гардеробом состоит в основном в отсутствии мест. Однако феномен “Ночи музеев” еще предстоит осмыслить.

“Самсон” возвращается на свое место в Большой каскад
Что делает эту акцию, придуманную пять лет назад в Берлине, столь популярной у нас? Вероятно, именно сама эта возможность контакта. Не знаю, как музеи, а публика по нему явно истосковалась. Почему люди, за редким исключением, не ходят в музеи в обычные дни, но валом валят в один-единственный вечер в году? Готовы отстаивать многочасовые очереди, мокнуть под дождем? Только из-за бесплатных билетов? Вряд ли. Российские музеи – место чопорное и скучноватое: голоса приглушенные, экспозиции не меняются годами, отношение формальное. А тут – веселье, музыка, танцы, новые выставки, даже фестивали… Ради этого “Ночь музеев” и задумывалась – схожие трудности храмы культуры испытывают и в других странах.

Однако все же пока эффективность акции под вопросом. Ведь конечная задача – привлечь людей не только один раз в году, а создать устойчивый “спрос” на музеи. Куда же девается вся эта жизнь, как только рассветет? За редким исключением, музеи как были пустыми, такими и остаются. Тут явный системный сбой. Отечественные музеи по-прежнему уверены, что существуют ради сохранения образцов высокой культуры и просвещения профанов. А публика желает развлечений и согласна прожить без “высокого”. И пока этот зазор остается – а судя по тому, что происходит в нашем образовании, с годами он еще увеличится, – традиционные музеи будут пустовать. Как решить эту проблему, судить не берусь. Как сделать музеи ближе к народу, сохранив просветительские функции, от чего отказываться совсем тоже было бы, наверное, неправильно, лучше знают сами музейщики.

“Ночь музеев” хороша уже тем, что дает представление, чего именно ждут люди, на что готовы “клюнуть” – словом, где находится искомая точка контакта. Да и о самой публике музеи, вероятно, узнают много нового, а значит, ищут именно свою “целевую группу”.

Троянская утка

В музеях современного искусства все было иначе.

Вход в Московский музей современного искусства даже в темное время суток был виден издалека. Огромная металлическая утка, почему-то напоминающая троянского коня, служила ориентиром для постоянно прибывающих молодых людей. Люди стояли по всей Петровке и покорно ждали, когда же их пустят к современному искусству. Радостные лица уже прошедших в музей людей отражали не только моментное счастье, но и некоторое замешательство. В залах ММСИ то и дело раздавались возгласы: “О, и я так могу”, – так аудитория “Ночи музеев” встречала образцы современного искусства. К третьему этажу, где представлена ретроспектива известного фотохудожника Майкла Кена, возгласы прекращались, и молодые люди уже задумчиво рассматривали волшебные снимки.

Тем временем во дворе музея проходил концерт экспериментальной электронной музыки: современное искусство порабощало все органы чувств…

Очередь у Мемориального музея космонавтики
Граффити понарошку

“Винзавод” подготовил насыщенную и разноплановую программу, сумев угодить вкусу самых притязательных посетителей. В его галереях были представлены различные направления современного искусства: от классических выставок фото и живописи до технических перформансов. В малом зале галереи “Fotoloft” гостей ждал приятный сюрприз – фотографии светской хроники легенд Голливуда середины XX века. Мэрилин Монро, Элизабет Тейлор, Софи Лорен, Одри Хепберн, Шон Коннери, Клинт Иствуд, Лайза Миннелли, Марлон Брандо, Вивьен Ли, Элвис Пресли, Альфред Хичкок предстали перед публикой вне сцены и съемочной площадки. В галерее “Проун” удивляли необычным выставочным проектом “Стенка на стенку”, который представлял собой экспозицию настенных декоративных панелей и перегородок конца XIX – начала XX века.

Небывалый ажиотаж вызвал проект Аристарха Чернышева и Алексея Шульгина “С нами BUG!” (галерея “XL”). Классики отечественного киберпанка представили зрителям свой взгляд на дальнейшее развитие политического кризиса в стране. Они также предложили гостям написать послание на “Белом доме”. Можно было отправить sms с текстом и увидеть его на изображении фасада здания правительства.

“Вечер вернисажей” “Винзавода” разбавила официальная премьера в России спектакля Мастерской Кирилла Серебренникова “Отморозки”. А в цехе Красного состоялась комикс-вечеринка “Ночь в комиксах” в рамках Х Международного фестиваля рисованных историй “КомМиссия”, гости которой до полуночи наслаждались мультфильмами и комиксами.

Благодаря такому разнообразию экспозиций, представленных на разных площадках, “Винзаводу” удалось избежать самой главной проблемы “Ночи музеев” – изматывающих очередей. Его посетители смогли позволить себе небывалую в такую ночь роскошь: спокойно и непринужденно передвигаться из галереи в галерею, попивая вино и обсуждая тенденции современного искусства.

В остальных же музеях встречи с искусством давались нелегко. Популярность акции “Ночь музеев” в этом году зашкалила. И это кажется странным, так как многие столичные музеи сейчас работают до восьми – девяти часов вечера. Билет туда стоит самое большее – 200 рублей. Это может позволить себе каждый. Но в обычные дни музеи отданы столичной публикой на откуп гостям города. “Moscow never sleeps” – как бы подтверждая слова знаменитой в столичных клубах песни, модная московская публика становится в длинные музейные очереди. Только раз в году.

Возвращение “Самсона”

В Санкт-Петербурге музейная ночь перенесена на неделю. Власти столицы Северной, подчеркивая свою отличительность от столицы официальной, собрались “подверстать” массовое ночное паломничество на объекты, хранящие культурно-историческое наследие, к Дню города. Который, опять-таки в традициях Северной Пальмиры, будут отмечать в грядущие выходные преимущественно ночью. Благо они теперь, как известно, белые.

Главным культурным событием Петербурга стало возвращение “Самсона”. Третий раз за свою почти 280-летнюю историю центральная скульптурная группа знаменитых фонтанов Петергофа переживает третье рождение: 16 апреля этого года после реставрации “Самсон” вернулся на свое место в Большом каскаде. Переезд “Самсона” из реставрационных мастерских на Васильевском острове в Петергоф стал настоящим общегородским праздником. Его везли на открытой платформе по специально разработанному маршруту, и для этого по маршруту следования даже перекрывали городские улицы.

В Московском Доме фотографии
Дорога в Петергоф для “Самсона” началась со двора мастерских на 18-й линии Васильевского острова. Прохожие выстраивались вдоль тротуаров, чтобы сфотографировать огромную золоченую статую, плавно двигавшуюся по прямым линиям острова. Первая остановка была на Невском проспекте, на площади Островского – позади Екатерининского садика, перед Александринским театром. Там в честь “Самсона” прошел общегородской митинг, на котором выступали губернатор Валентина Матвиенко, председатель Законодательного собрания Вадим Тюльпанов, глава Комитета по государственному использованию и охране памятников Вера Дементьева, генеральный директор Музея-заповедника “Петергоф” Елена Кальницкая. В течение часа горожане могли подробно рассмотреть скульптуру, поговорить с реставраторами. А затем “Самсон” продолжил свой путь до Петергофа.

По первоначальному замыслу, в центре Большого каскада должна была находиться фигура Геракла, побеждающего Лернейскую гидру. Но при строительстве Геракла заменили на Самсона, разрывающего пасть льва: скорее всего, это произошло в связи с Полтавской победой русских войск над шведами, которая была одержана в день Сампсония странноприимца, а лев стал символом побежденной в Северной войне Швеции – именно этот символ был на гербе страны.

Фонтан установили в 1735 году, статую отлил из свинца Карл-Бартоломео Растрелли. Но к 1801 году скульптура пришла в негодность, и ее заменили бронзовой группой, созданной по проектам русского мастера классицизма Козловского. Именно она была утрачена во время Великой Отечественной войны: по одним данным, в 1941 году “Самсон” был спешно демонтирован, вывезен и закопан в окрестностях Петергофа работниками музея, на обратном пути их грузовик попал под обстрел, и все участники акции погибли, поэтому место с захоронением статуи Самсона остается неизвестно. По другим данным, статую распилили и спрятали гитлеровцы. Восстановленный по фотографиям “Самсон” был открыт 14 сентября 1947 года – тогда его, кстати, тоже провозили по улицам Ленинграда. А в конце декабря прошлого, 2010 года статую снова демонтировали и отправили на реставрацию.

В ходе нынешней реставрации специалисты покрыли “Самсона” двойным слоем позолоты, чтобы увеличить срок службы золотого покрытия, которое подвергается и механическому воздействию воды, и влиянию погодных условий. Всего на главную фигуру Петергофа ушло около килограмма сусального золота. За время отсутствия “Самсона” реставраторы отремонтировали постамент на Большом каскаде в Петергофе, укрепили фундамент, переложили кладку. Ведь скульптуре приходится выдерживать серьезное давление: водяная струя, которая вырывается из глотки льва, бьет на 20 метров в высоту. Первого мая начался новый сезон в Петергофском парке, фонтаны уже работают, хотя официальная церемония открытия состоится лишь в конце месяца.

Сиреневое счастье Ивановки

“В пятый раз, говорите, “Ночь музеев” в Москве проходит? А вот у нас она уже двадцать первая, так и запишите!” – так начал разговор со мной Александр Ермаков, основатель и директор Ивановки, Музея-усадьбы Сергея Рахманинова, что в юго-восточном уголке Тамбовской области. И рассказал, как уговорил – хотя и не без труда – спеть в ночном концерте великую Ирину Архипову, которая к подобной новации поначалу отнеслась с подозрением.

Впрочем, в Ивановку из губернского центра, что называется, ехать и ехать – расстояние почти такое же, как от Москвы до Твери. И люди приехали (тоже не ближний свет) из Волгограда, Воронежа, Саратова, Пензы, Рязани, Липецка. И, разумеется, из самого Тамбова, где ни о каких “ночах в музее” пока что и не слыхивали.

Концерт Камерного оркестра “Kremlin” в Московском метро
И ведь не скажешь, что спроса на культурные новинки в городе нет: давным-давно, к примеру, проданы все билеты на пятый уже по счету театральный Фестиваль имени Н.Х.Рыбакова, на который приезжают труппы со всей страны.

Но практически безлюдно было в субботний день в залах областного художественного музея. А между тем его полотна – в первую очередь портретные галереи именитых владельцев помещичьих усадеб – могли бы стать главными “действующими лицами” многих оригинальных программ. Было бы желание. А пока руководство музея бездействует, “музейный вечер” столичным журналистам устроила симпатичная смотрительница Эльмира Шамильевна, которая хоть и уроженка Баку, но о картинах русских мастеров, в первую очередь Рокотова, похоже, знает больше, чем иной дипломированный искусствовед.

В краеведческом музее вроде бы ничего против “ночи в музее” не имеют, директор, Андрей Чиликин, признает: музею есть что показать публике. Но, как говорится, против объективных трудностей не попрешь: в здании в стиле зрелого сталинского “ампира”, в котором раньше размещались Дом офицеров и Дом политпросвещения, заканчивается ремонт. Только в начале июня открывается первая часть постоянной экспозиции – “Легенды и предания Тамбовского края”. Так что есть надежда, что “музейные ночи” в музее на Державинской со временем станут не хуже прочих. А пока любителей острых ночных музейных ощущений и чудес просят пожаловать в Ивановку. Насчет чудес – это вполне всерьез. Чем не чудо – куст сирени за памятником Рахманинову, на который привиты цветы трех разных сортов. Особо недоверчивые даже любопытствуют – не пришиты, не приклеены ли? Вообще, к сирени в Ивановке отношение совершенно особое, как и у самого Рахманинова – не зря именно ей посвящен один из лучших его романсов. В Ивановку композитор приезжал на протяжении четверти века, с 1891-го по 1917 год, приезжал как раз в то время, когда в парке расцветала сирень. И опять-таки ей посвящены музейные новинки: “тематическая” выставка трех жостовских мастериц. На знаменитых подносах сирень – достаточно редкий гость, выставки “Мое счастье в сирени живет” и “Сирень в жизни Сергея Рахманинова”. Рояль для донецкой пианистки Ирины Мельниковой был специально установлен прямо у сиреневого куста. И завершила “музейную ночь” “сиреневая прогулка” по усадебным аллеям – было уже почти три часа ночи...

Не первый год идут споры о том, платным или бесплатным должен быть вход на ночные музейные программы. В Ивановке – а люди, при начале “музейной ночи” в восемь, начали собираться уже после полудня – каждый был волен выбирать: нет возможности платить, так проходи бесплатно. Но весьма показательно, что только платных билетов по сотне рублей – все вырученные средства пойдут в не отличающийся толщиной кошелек музея-заповедника – было востребовано ни много ни мало 1252. И посмотреть-послушать в нынешнем году было что – хотя и подпортил в нынешнем году “сиреневую феерию” внезапно подоспевший дождь.

“А что? Мы люди, привычные ко всему”, – отшучивались потом актеры Балашовского молодежного театра, сыгравшие в усадебных аллеях “Женитьбу Фигаро”. Но и без знаменитой комедии Бомарше у пришедших глаза разбегались. Блеснули мастерством студентка РАТИ певица Мария Ворожейкина и студент Балашовского музыкального училиша пианист Алексей Кузнецов. “Виртуозничали” на двух саксофонах джазисты. На поляне услаждал “почтенную публику” приехавший из Латвии камерный хор “Тавола”. И только одна замечательная мастерица не видела и не слышала театрально-музыкальных чудес – до глубокой ночи стояла очередь на мастер-класс к Марине Волченковой: неспроста шитые бисером иконы считаются одним из символов Тамбовской земли. А на пруду гремела огненная феерия, которую устроили Михаил Громов и тамбовский “Театр огня”.

“Ночная музыка” в ГИМе. Н.Кириллова

И самое удивительное, что никто из виртуозов, приехавших с разных концов бывшего СССР за свой собственный счет, не заикнулся о гонораре. Неужто дело только в “сиреневой” магии Ивановки?

Между властью и обывателем

В канун Всемирного дня музеев директорам крупнейших и известнейших в России “виновников торжества” предоставилась возможность поообщаться во время телемоста Москва – Санкт-Петербург – Томск на тему “Музеи России. Между властью и обывателями”. Можно было предположить, что директора расскажут о том, что можно будет увидеть и куда стоит пойти в этот праздничный день. Но деятели культуры не скатились до банальной саморекламы. Разговор оказался куда серьезнее пафосно-праздничного совещания. Конференция была посвящена обсуждению вопросов и проблем, связанных с музеями в современной России и мире.

“Музей – институция нашей памяти, и он сохраняет консервативную – по-хорошему консервативную! – функцию сохранения наследия. Но сейчас у музеев появляется и другая функция – они становятся культурными центрами”, – считает директор Государственной Третьяковской галереи Ирина Лебедева.

А генеральный директор Новгородского государственного объединенного музея-заповедника Наталья Григорьева свой музей назвала “культурообразующим предприятием” – по аналогии с градообразующим.

“Музеи надо хранить от всего – от мышей и ветра до приватизации”, – сказал президент Союза музеев России, директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, назвавший музеи главными хранителями культуры и самыми демократичными и, как ни удивительно, динамичными учреждениями страны.

Пиотровский посчитал нужным бороться и с непониманием общества, что такое музей: “Людям нужно объяснять, что музеи – это не склад. Иначе появляются, с одной стороны, нападки на музеи, с другой – легкомысленное к ним отношение”.

“Люди не понимают, что такое музей, ведь они видят лишь верхушку айсберга”, – поддержала Пиотровского Ирина Лебедева. Для того чтобы исправить ситуацию, музеям необходимо внимание как снизу, так и сверху. В том числе “финансовое внимание”, считает директор Третьяковской галереи.

“Власть с обывателям солидарна в том, что за непонятные с первого взгляда произведения нецелесообразно отдавать большие деньги. А настоящее искусство стоит дорого. И если на него не будет денег, российские музеи не вернутся на лидерские позиции в мире, которые они занимали”, – считает художественный руководитель Государственного центра современного искусства Леонид Бажанов.

Поддержку передачи культурного наследия из поколения в поколение Пиотровский назвал одной из двух главных задач государства, наряду с обеспечением безопасности граждан. А существующая сегодня десятилетняя программа развития музеев, с точки зрения Пиотровского, “никуда не годится”, поскольку составлена людьми, не понимающими тонкости музейного дела.

Начальник Департамента по культуре Томской области Андрей Кузичкин сказал, что, хотя у музеев и остается много проблем, власти работают над их решением. Посещаемость же, с его точки зрения, зависит исключительно от усилий самих музеев, а не помощи сверху.

Также в рубрике:

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

ПРАЗДНИК

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

ПРОБЛЕМА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;