Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 16 (7776) 19 - 25 мая 2011г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Под занавес

ИРИНА БЯКОВА: Жизнь – это тоже творчество

Беседу вела Татьяна ПЕТРЕНКО
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


И.Бякова в сцене из спектакля “Одолжите тенора!”
Ирина БЯКОВА ступила на театральные подмостки сразу после окончания ГИТИСа. В Театре имени А.С.Пушкина на нее посыпались главные роли, за первую из них – Замарашки в “Подонках” – она получила премию “Театральная весна”. Затем были Ольга в “Разбитом счастье”, Даша в “Бесах”, Мари в “Блэзе”, Елена в “Сне в летнюю ночь”.

С годами главных ролей становилось все меньше, но Ирина Бякова, играя даже эпизоды, незамеченной не остается. Такова ее Памела вПулях над Бродвеем, Джулия вОдолжите тенора, миссис Бэнкс вБосиком по парку, Анна Васильевна вПрошлым летом в Чулимске.

Так же стремительно она ворвалась в кино. История повторилась. За первую роль трактористки Диденко в фильме “И вся любовь” молодая актриса на Кинофестивале “Созвездие” была награждена двумя премиями – “Надежда”, и “Дебют”. Затем были булочница Алексанкина в “1000 долларов в одну сторону”, жена Подсекальникова в “Самоубийце”, “Скандал в нашем Клошгороде”, “Борода в очках и бородавочник”, “Рождественская история”, “Дети Арбата”, “Нежные встречи”, “Угон”, “Жизнь, которой не было”, “Доктор Тырса”.

Ее родители встретились в Советской Гавани – самой дальней точке на юго-востоке нашей страны, дальше только Сахалин. Молодой строитель Александр, заглянув в бухгалтерию, увидел девушку. Он подошел и сказал: “Будь моей женой!” Она растерялась, но, потупив взор, ответила: “Согласна”.

– Когда я родилась, папа написал записку: “Здравствуйте, Зина и Ириночка”. Так определилось мое имя. Фамилия папина. Все его братья фамилию поменяли. Вначале я ее стеснялась, а потом нашла на этикетке банки со сметаной адрес изготовителя – улица Бякова. Оказывается, c такой фамилией был известный спортсмен. Правда, придя в театр, я думала о смене фамилии, но мой любимый, самый дорогой, драгоценный педагог Левертов, грозно сказал: “Не смей”, и я послушалась, а сейчас в минуту жизни трудную думаю: “Ну все плохо, еще и Бякова!”

– А что вы помните о Советской Гавани?

– Помню, как лопаткой ковыряла что-то большое и белое. Мама потом говорила: “Да, там такие огромные белые сугробы были”. Меня в детстве напугал медведь. Это было связано с историей, когда мои родители заблудились в тайге и их не могли найти. Меня решили отдать. Пришли люди, которые хотели меня удочерить и подарили большого, черного игрушечного медведя. Он рычал. Я так испугалась, что спряталась в дальний угол и не выходила, пока моих маму и папу не нашли в какой-то сторожке, и они не вернулись. Я была очень маленькая, и взрослые думали, что это осталось вне моей памяти, а я помнила. Когда мне было пять лет, мы перебрались в Нижний Новгород, где жили родители мамы. Это удивительный город. Там все было замечательно. Я была преданным октябренком: если не я, то кто? Ответственной пионеркой.

– Какие-то кружки посещали?

– Я была застенчивая, и хоть сцены боялась, в концертах всегда участие принимала. В детском саду воспитатели недоумевали: “И поет и танцует, но стоит ей выйти одной читать стихотворение, она столбенеет”. Так же и с фортепиано у меня было в музыкальной школе. Играю перед экзаменом моей учительнице – все хорошо. Иду на экзамен, а он проходил в огромном зале: далеко-далеко стол с зеленым сукном, тети степенные и, как мне казалось, суровые, и рояль, на котором мы обычно не играли. Его клавиши подчиняются рукам без особых усилий, но мои руки деревенеют, и я начинаю колотить по клавишам. Экзаменаторы возмущаются: “Чему только ее учили целый год?”, – а педагог оправдывается: “Только что было все замечательно”. Я промучилась два класса и сбежала. Заметив, что в кругу детей я читаю стихи, что-то рассказываю, отвела меня моя первая учительница в драматический кружок. Дали мне в спектакле “Зайка-зазнайка” роль лисоньки, и должна она была мести пол, и “спивать” песенки. Я не смогла соединить эти два действия. Потом был кукольный кружок, где я просто отдыхала, потому что можно было спрятаться за куклу. Лет в четырнадцать я осмелела, пришла в народный театр при Доме офицеров. Там все было по-настоящему, с пожилыми актерами, с декорациями. Мы ездили по частям, играли спектакли для солдат.

– Родители видели вас на сцене?

– Нет, они к тому времени уже развелись и мной не занимались. Я была предоставлена самой себе, и тогда мне это нравилось. Я уезжала поступать, никто не знал. Когда уже поступила в Москве в институт, горько горевала, потому что осознала, насколько я была одинока и брошена, в плане безвозмездной любви, например, когда ты просишь денег и знаешь, что их не надо отдавать. Правда, я никогда не просила.

– В школе была кличка?

– Меня называли Бякушка, Бякушечка. Я была заласкана своими друзьями. Их у меня не много, но они настоящие, с первого класса. Я, как брошенный ребенок, понимая, что никто обо мне не позаботится, после восьмого класса пошла в самое высокооплачиваемое ПТУ учиться на монтажницу радиоаппаратуры. Три месяца нам платили по 30 рублей, а потом направили на работу. Меня сразу взяли оператором прецизионной фотолитографии. Это был научно-исследовательский институт, там интеллигентные люди, потрясающие химики. Они приобщили меня к хорошей литературе. В институте у инженеров была зарплата 120 рублей, а у меня 150, и я, зная, что буду поступать в институт, готовила себе приданое. У меня было кожаное пальто с норкой. Когда я поступила, мне говорили: “Мы думали, что ты дочка каких-то профессоров, потому что ты так одета была!”

– После окончания школы вы не поехали в Москву?

– Я поступала в Горьковское театральное. Не поступила. Поехала в Ярославль. Там меня на кукольное отделение брали. Я сказала: “Извините, на куклы я всегда успею”, – и поехала в Свердловск. Вместе со мной поступала девочка. Мы обе провалились, и она, рыдая на моем плече, сказала: “На следующий год поедем в Москву”, – и мы поехали. Я поступила в ГИТИС к С.Н.Колосову и Л.И.Касаткиной, а она – к Ремизову на режиссерское.

Я показывалась Левертову Владимиру Наумовичу, он пропустил меня на туры, но посоветовал: “Убери ручки! Много жестикулируешь”. Я убрала, моя органика ушла, и, видимо, тот темперамент, который был естествен, исчез. Никакого впечатления на Колосова я не произвела. Решила не только поменять характерный отрывок, но еще и спеть. Взяла “Женитьбу” Гоголя. За полгода до этого я три аккорда выучила на гитаре и поняла: чтобы меня ни с кем не сравнивали, нужно петь свое. Написала песенку на стихи Бернса. Подготовила номер и ворвалась к Левертову: “Я все изменила”. Потом он мне говорил: “Ну, Бякова, ты меня потрясла, за три часа все выучить”. Он снова к Колосову меня привел. Колосов удивился: “А что, мы эту девочку не смотрели?” То есть я настолько была безликая в первый раз, что он меня даже не запомнил. На третьем туре это была уже сцена, совсем не страшная, потому, что я к ней привыкла. Я читала встречу Анфисы с Кирьяном из “Вечного зова”, когда она встречает мужа после войны, а он без ног, у меня слезы текли ручьем. После меня выходит мальчик. Тоненький, маленький и читает про солдата тоже безногого, тут я вся изревелась. Потом он ко мне подошел и низким голосом сказал: “Девочка, что ж ты так? Надо эмоции-то сдерживать”. Я подумала: “У, какой ты неоднозначный, Сережа Габриэлян!” Потом был коллоквиум. Меня спросили: “Где работала Ермолова?” Я радостно воскликнула: “В Ермоловском!”, – и по их разочарованным лицам поняла: “Никогда тебе, Бякова, не стать образованным человеком, никого не потрясать своей эрудицией!”

“А какие книги, деточка, ты читала последнее время?”, – с грустью спросил Колосов. Тут я его удивила: “Пикуля, Конецкого, Булгакова!” (мои старшие товарищи-химики кормили меня только хорошей литературой). В общем, так случилось, что меня взяли, а Сергея нет. Потом нас целый год третировали: “Мы не взяли гениального Сережу Габриэляна, взяли вас, а вы не хотите учиться”. Мы оправдывались: “Мы ночами не спим, этюды готовим, а нас только с Габриэляном и сравнивают”. На следующий год Габриэляна вернули. Я подхожу к нему: “Ой, Сережа, здравствуй!” – и вижу, что он ниже меня, а я без каблуков. Нам дают отрывок на двоих, рассказ Моравиа “Замухрышка”, и мы понимаем, что нам друг от друга никуда не деться, и так уже двадцать шесть лет.

– Вы назвали Левертова драгоценным, что ж в нем такого особенного?

– Педагог с большой буквы, любивший нас и полностью нам отдававшийся, научивший нас работать над ролью, а это главное – иметь свою “кухню”. Он не объяснял, не открывал какие-то тайны, он просто говорил, а мы понимали. Владимир Наумович, можно сказать, подарил нам с Сережей “Замухрышку”. Этот отрывок он когда-то с женой исполнял. Мы стали известны всему институту и всеми любимы. Счастливое было время! Не помню, что ели, сколько спали. Все время я что-то придумывала, про себя проговаривала и была похожа на сумасшедшую. Материально мне никто не помогал. Я работала по ночам, и дворником, и уборщицей. Жила в общежитии, потом мы с подружкой сняли комнату в коммунальной квартире, платили по 5 рублей. Спали на уличных лавках, которые стащили в сквере. В общежитии попросили матрацы и прожили на этих лавках около года. Когда переезжали обратно в общежитие, вернули их на место, а потом мы стали с Сережей жить.

– Юрий Еремин у вас не преподавал?

– Нет, он пришел на дипломный спектакль “Крестики-нолики”, где я играла главную роль, и сказал: “Я эту девочку беру”. Он тогда был в Театре Советской Армии. Летом ему предложили возглавить Театр имени А.С.Пушкина. Он позвонил мне: “Вы пойдете со мной?” Я сказала: “Конечно”. Какое это было счастье!!!

Накануне моего прихода в театр я так нервничала, что пошла и очень коротко постриглась. Выглядела, наверное, ужасно, но труппа меня приняла. Меня сразу ввели в спектакль “Народный Малахий”. Потом Юрий Иванович поставил “Подонков”. Действие происходит в колонии для малолетних преступников. В конце спектакля героиня режет себе вены. Для этого иллюзионист Музжухин придумал такую штуку: две железные пластины, между ними баллончик с красной жидкостью крепили мне на запястье. Я сжимала пластины, ножиком протыкала баллончик, и брызгала “кровь”. Вначале так и было, потом это приспособление стали делать все хуже. Баллончики были полупустые, ножик не протыкал их, крови не было, и тогда ты начинаешь резать свои вены, потому что доходишь до такого состояния, что тебе нужно увидеть кровь. Поскольку Еремин снял почти весь репертуар, создавалось ощущение, что 5 раз в неделю мы играем этот спектакль, и 5 раз в неделю я резала себе вены. Я пришла психически в негодность через год. Система Станиславского меня немного подвела, надо было к Шаляпину прислушаться: “Дон Кихот у меня играет, а Шаляпин ходит и смотрит, как он играет!” Мне надо было отделить себя от образа.

– Через год вы отказались от роли?

– Нет, я еще года три сидела в этой колонии.

– Почему же Еремин не предложил вам замену?

– Он не знал о моих страданиях. Никто не знал. Я не умела говорить о своих бедах. Без родителей ты не понимаешь, что кто-то может тебе помочь. Если бы не мое решение рожать, я не знаю, что со мной было бы.

– Еремин занимал вас во всех постановках?

– Юрия Ивановича я люблю. Он мне давал роли, до которых надо тянуться. Это и Ольга в “Разбитом счастье” по Островскому, и Даша Шатова в “Бесах”. С Ереминым работать безмерно интересно. На репетициях ты сидишь с открытым ртом, видишь, как человек увлечен, и сам увлекаешься, а какая у нас была работа над “Семьей Иванова”, а над “Черным монахом”! Мечта!!! Брал он всегда мощнейшие вещи!

– Поэтому в спектаклях пришедшего после него Романа Козака вы не играли?

– Роман Ефимович пришел на постановку “Обнаженные раздеваются” еще при Еремине. Я играла Онорию. Роман Ефимович сделал мне выход в зал. Очень провокационный для меня как актрисы. Я спрашивала у зрителей: “Что, скучно?” – рассчитывая услышать: “Нет”, а в ответ неслось: “Да не то слово”, и мне нужно было не растеряться, обыграть реплики зрителей и вернуться к своему тексту. Года два-три при Козаке я не репетировала. У меня были “Леди на день” и мой любимый “Блэз”, но именно он познакомил меня с молодой режиссурой, с Ниной Чусовой. В ее “Сне в шалую ночь” я играла чудесного клоуна. С Женей Писаревым и его постановкой “Одолжите тенора”, где я по сей день играю мою любимую Джулию. Как руководителю театра Роману Ефимовичу я отдавала должное. С его приходом мы вышли на другой уровень. Он вернул зрителя в наши полупустые залы. Он был умница. Таких учеников воспитал. Какие к нам пришли хорошие молодые артисты. Как они любят театр, отдаются ему, ответственно относятся.

– А вы им помогаете?

– Стесняюсь, потому что однажды напоролась по “Блэзу”, посоветовав молодой артистке комедийный ход, а она меня отчитала: “Ну, конечно, Бякова-то у нас режиссер”. Я расстроилась и долго объясняла, что я из лучших побуждений. Поэтому сейчас стараюсь аккуратно говорить. Только если мы вместе выпустили спектакль и у меня есть конструктивные предложения.

– Кто открыл в вас комедийный дар?

– Аракчеева Надюша. Она мне помогла. Она понимала, что со мной происходит. Есть, оказывается, такой “синдром Барбары”. Когда актриса играет трагические роли, она впадает в депрессию. В “Подонках” я резала себе вены. В “Разбитом счастье” топилась. В “Бесах” вешалась. Везде что-то над собой сотворяла и умирала. В этот момент Аракчеева берет “Блэз”, но я ухожу в декретный отпуск. Спектакль выпускала Маша Зубарева. Я родила и тут же прибежала в театр, потому что жили мы напротив, в общежитии МХАТа. Ребенок всегда был под боком.

“Блэз” восстановил мой психофизический баланс. Началось новое изучение театрального искусства. Я поняла, что рассмешить зал так же трудно, как и вызвать сочувствие. Хороший смех также сложен, как и добрые слезы.

– Сейчас вы играете в спектаклях Е.Писарева “Одолжите тенора”, “Пули над Бродвеем”, “Босиком по парку”. Все комедии. Вас это устраивает?

– Да, так как я сейчас за здоровый образ жизни, за здоровую психику артиста. Вообще, встреча с Евгением Писаревым – это большая удача. У него гармонично выстроенные репетиции, радостные, творческие. Мы укладываемся в отведенное время, все цеха работают слаженно. Он работает без лишнего фанатизма, без никому не нужных будоражащих эмоций. Я как-то на репетиции очень нервничала, потому что не знала текста, и вдруг поняла, что он не позволяет себе из-за этого раздражаться и вытаскивает из моих ошибок такие нюансы, такие интересные повороты в сцене! За это ему браво!

Когда мы сдали “Тенора”, мечтали: “Эх, дожить бы до того времени, когда у Жени будет свой театр. Мы бы тогда все напросились к нему в труппу”.

Ведь что хорошего в Жениных постановках? “Тенор”-то не только не развалился, а, наоборот, набирает с каждым спектаклем. Потому что все чувствуют ответственность. Каждый хочет сыграть на 120 процентов. Это очень ценно. Мы все следим за спектаклем, подглядываем из-за кулис. Каждому скажем, что так, что не так.

“Босиком по парку” очень люблю. Там у каждого своя тональность, своя песенка. А какое послевкусие…

– Для спектакля “Одолжите тенора”, где вы поете хорошо поставленным оперным голосом, специально учились вокалу?

– У меня от природы оперный голос, наоборот, он мне все время мешал, я не могла освоить эстрадный, поэтому стала петь романсы.

– В спектакле “Босиком по парку” вас состарили лет на двадцать. Не боитесь, что теперь будут предлагать такие роли?

– Нет, этот переходный период я уже преодолела, и потом, если помните, моя героиня только вначале так стара, беспомощна и с одышкой. Во втором действии она очень даже ничего, весела и подвижна.

– Не обидно, что раньше вы играли главные роли, а сейчас – нет?

– Я очень сильно надорвалась. Десять лет назад у меня случилась трагедия с мамой, и она меня сломала настолько, что я могла бы и не вернуться. Этими, пусть не главными ролями, меня, можно сказать, вернули к жизни. Я научилась заново разговаривать. Если заметили, я никому за это время не давала интервью. Я замкнулась, говорить не хотелось. Сейчас у меня нет болезненности. Я верю в завтра.

– В вашем театре шел спектакль “Откровенные полароидные снимки”. Там была ненормативная лексика, как вы относитесь к таким постановкам?

– Постановка – талантливая, к ненормативной лексике отношусь категорично. Слишком много ее вокруг. Мы все время забываем, что театр все равно – носитель добра. Мы же хотим заразить чем-то хорошим, а не банальностью.

– Может, стоит вернуть худсоветы? Будь в вашем театре худсовет, вряд ли появился бы такой спектакль.

– Я один раз была на заседании худсовета, и мне этого хватило на всю жизнь. Спектакль “Леди на день” дался мне не просто кровью, это был ужасный период моей жизни. У меня погибла мама, а в спектакле отношения матери и дочери, и моя героиня вешается. Я пришла на худсовет, где говорили, какая низкопробная пьеса, а спектакль был кассовый. Одна актриса заявила: “Я сама не была, но критики, которым я верю, сказали, что это полная ерунда”. Я встала и ушла. Больше ни на какие худсоветы я не ходила.

– В Италии вы должны были вести мастер-класс. Почему это не состоялось?

– В итальянском городе Форли мне предложили летом провести мастер-класс. В это время в Москве запускали картину с участием Пьера Ришара. Я прошла пробы, и какой-то доброхот позвонил мне и сказал, что я утверждена, поторопился, но я-то на радостях отказала итальянцам и сидела в ожидании вызова на съемки. Не дождалась, позвонила сама, выяснилось, что меня не утвердили. Для меня это был удар. Хорошо, у меня хватило ума вместе с сыном уехать по путевке в Турцию. Мы прекрасно провели время, я восстановилась.

– Вам никогда не хотелось уйти из Пушкинского?

– Что толку-то? Ну я уйду! Это как из семьи уйти. Ну уйдешь, ты думаешь, найдешь что-то краше, лучше. Что, в другом театре у меня были бы те роли, которые я сыграла здесь? Как говорит моя героиня в спектакле “Босиком по парку”: “Все хорошее очень легко разрушить, а вот сохранить…”. Недавно я снялась в Нью-Йорке в короткометражном фильме “Мама + Папа”. Подружилась с режиссером. У нее небольшой театр, зовет меня, но у меня нет языка. В фильме я говорила на русском. Думаем о пьесе, но пока я не могу надолго убежать от семьи.

– Ваш муж Сергей Габриэлян – артист МХАТа имени М.Горького. После того как вы смотрите спектакли друг друга, бывает разбор полетов?

– О, а как же! Это у нас самое любимое занятие. У нас театральная семья. Все обсудим, советы дадим, и обидно бывает, особенно, когда не тебя хвалят. Расстраиваемся, а потом друг дружку начинаем жалеть, поддерживать.

– С мужем сыграть не хотите?

– Очень хочу. Думаю, у нас получится. За 26 лет мы научились хорошо понимать друг друга. Вообще, я так скажу: жить долго с одним человеком – это тоже творчество.

– Сын где учится?

– В Щепкинском. Курс В.М.Бейлиса и В.Н.Иванова, очень вдохновлен. Когда он родился, Татьяна Васильевна Доронина посмотрела на него и сказала: “Не герой, комик”, а для меня он и герой, и комик – Сергей Габриэлян.

– Зачем же вы его Сергеем назвали?

– Это ужас, надо сейчас ему что-то придумывать, потому что уже путаница.

– Он сейчас на втором курсе, как вы видите его будущее?

– Как бог даст! Больше всего я хочу, чтобы он был счастлив, и еще пожелать ему удачи, в нашей профессии она играет огромную рль.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;