Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 16 (7776) 19 - 25 мая 2011г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияПропаганда патриотизмаПамятники истории и культуры планируют продвигать в массы ПРОБЛЕМАМария ТОКМАШЕВА Аннулирование всех согласований, разрешений и утвержденных проектов, включающих полную либо частичную разборку любых строений (как обладающих, так и не обладающих каким-либо историко-культурным статусом) на территории объединенных охранных зон, либо зон строгого регулирования застройки, выданных до 26 апреля 2011 года в Москве, стало одним из главных результатов работы общественного движения “Архнадзор”. Новости о разрушении недобросовестными инвесторами дома Кольбе на Большой Якиманке напоминали сводки с боевых полей. Проходили переговоры инвесторов со столичной властью, активисты общественного движения штурмовали стройку, рушились фасады, но экскаваторы продолжали работать. “В городе царствуют либо власть и закон, либо произвол. Иного не дано”, – говорили представители “Архнадзора”. Спасти (в полном смысле этого слова) дом Кольбе не удалось, но важная победа была одержана – мораторий на разборку любых строений в охранных зонах и зонах строгого регулирования застройки власти наложили. Сохранение наследия в последнее время стало темой очень популярной. Постоянные сносы зданий, утверждение или не утверждение границ зон охраны, списки разграничений полномочий между субъектами и Федерацией по памятникам, скандальные поправки в Закон “Об объектах культурного наследия”. Наконец, знаковые истории. С депозитарием Московского Кремля, “Охта-центром”, новым зданием для “Геликон-оперы”. И эти дискуссии касаются уже не исключительно проблем сохранения наследия, а вполне реальных общественных противоречий. Архитектура по-прежнему остается самым социальным, экономическим и политическим видом искусства, где сталкиваются стремления либералов и консерваторов, активистов общественных движений и политических партий, инвесторов и застройщиков. В необычном аспекте проблемы сохранения, и главным образом – популяризации, памятников обсудили на прошлой неделе в Общественной палате РФ в рамках слушаний на тему “СМИ и культурное наследие: проблемы и тенденции”. “Интерес к культурному наследию возрастает”, – решили участники слушаний. Но возрастает он исключительно за счет скандалов, интриг и расследований. Проведенный Общественной палатой РФ мониторинг выявил, что именно недавние архитектурные и градостроительные скандалы стали основной темой сообщений в различных СМИ. Что, впрочем, и неудивительно. Мониторинг проводился, когда первые полосы газеты были забиты размышлениями о судьбе “Охта-центра” и Санкт-Петербурга как исторического поселения, “Геликон-оперы” и строительства коттеджей на Бородинском поле. Аналитических или просветительских текстов в СМИ практически нет. В то время как в Общественной палате считают, что именно такими материалами можно настроить общество на сохранение своей истории в целом и памятников как свидетелей этой истории в частности. Предлагает Общественная палата и комплекс мер по популяризации культурного наследия в СМИ: разрабатывать циклы передач, материалов, проектов; готовить аналитические материалы, очерки о культурном наследии, расширять круг экспертов, способных дать оценку тем или иным событиям, проводить профессиональные журналистские конкурсы и давать гранты журналистам, пишущим на тему наследия. Выступавший на слушаниях руководитель юридической деятельности ВООПИиК Денис Юдин проводил параллели с программами патриотического воспитания молодежи и законом об энергоэффективности, согласно которым должна активно использоваться социальная реклама: “В сфере популяризации культурного наследия абсолютно не используется социальная реклама. Я думаю, мы должны поддержать поправки в закон о рекламе относительно данной специфической области”. Правда, после социальной рекламы, появившейся на улицах города к 9 Мая и сделанной, видимо, как раз для патриотического воспитания молодежи (там, напомню, новому поколению предлагалось “повзрослеть в 8 лет”, попробовать прожить день на “150 граммов хлеба, 1 кусок сахара, стакан кипятка” и ночевать в сырой землянке. “Наши деды смогли – попробуй ты”, – гласили плакаты), к подобным экспериментам я бы относилась с осторожностью. А то креатив может довести до лозунгов типа: “Он пожертвовал глазами ради этого собора. Попробуй и ты!”… Еще, по словам Юдина, нужно способствовать изменению тональности текстов СМИ о памятниках истории и культуры и вообще более стремительно заниматься пропагандой (в самом Всероссийском обществе охраны памятников, оказывается, даже есть специальная секция пропаганды). Не учел г-н Юдин, пожалуй, только одного. Что советская риторика для журналистов, занимающихся вопросами культурного наследия, к счастью, не актуальна. Это – удел программ по патриотическому воспитанию и законов об энергоэффективности. Также в рубрике:
|