Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 49 (7109) 18 - 24 декабря 1997г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КонтекстВсе пути ведут в ЛюблинГВОЗДЬ ПРОГРАММЫИрина ЛЕОНИДОВА В нем же, впрочем, и начинаются. Хотя не в Люблине дело, и не в Варшаве, и даже не в Буэнос-Айресе, о котором тоже иногда заходит речь. Странствия нашего героя Яши Мазура продиктованы отнюдь не охотой к перемене мест. Он от себя бежит и к себе же возвращается. Только был он раньше "люблинский штукарь", а теперь - ребе. В театре "У Никитских ворот" Марк Розовский осуществил свою сценическую версию повести Исаака Башевиса Зингера "Фокусник из Люблина". Притча о пути человека к Богу, предполагающая, кажется, значительный постановочный размах, на сей раз удачно вписалась в камерное пространство. Розовский и художник Дмитрий Крымов решили не прибегать к каким-либо сложным декорационным ухищрениям. Затемненная сцена намеренно пуста - лишь несколько стульев и канат, натянутый высоко, в человеческий рост. Канат этот - почти символ. По нему наш герой не ходит - осторожно ступает по его тени на земле, "балансируя" под тревожные возгласы наблюдателей. По земле - но как будто над пропастью, оттого и страх. Есть еще свет, аккомпанирующий эмоциональному состоянию каждого эпизода. И протяжные еврейские песни. Остальное отдано актерам. Хотел ли режиссер выстроить последовательно-логичный спектакль со "сквозным действием", неизвестно. Вышло другое, само по себе любопытное - череда иллюстраций к зингеровской притче, броских и сочных картинок. Один из коллег-критиков, которому посчастливилось прочесть неизданную еще на русском повесть Зингера в оригинале, заметил, правда, что там Яша больше разговаривает с Богом. В постановке Розовского - с женщинами. Но не зря же есть поговорка: чего хочет женщина, того хочет Бог. Впрочем, наши героини хотят (их играют М.Рассказова, Т.Кузнецова, Н.Драйчик, М.Кайдалова, К.Транская) только одного - Яшу. Первый акт спектакля выстроен Розовским, как череда последовательных встреч Яши - А.Молоткова с его пассиями. Он полон жизненного оптимизма и в перерывах между свиданиями успевает очаровать всех прочих, включая и зрителей, которых вовлекает в свои "профессиональные" забавы, демонстрируя весьма увлекательные фокусы (консультант Р.Циталашвили). А вот во второй части спектакля колесо сюжетных поисков раскручивается в обратном направлении. Встречи сменяются чередой уходов, прощаний, переживаемых то легко, то трагично. Жизненная суета и бездумность порывов уже перестают манить этого "штукаря". Он становится спокойнее, тише, мудрее, пока не обрекает сам себя на добровольное затворничество в родном доме - в искупление прежних грехов. Розовский идет еще дальше, делая из этого Яши в финале чуть ли не мессию - с белыми крыльями за спиной взбирается он, наконец, на канат и взирает оттуда на толпу. Эта патетика уже кажется излишней. Как и установка на работу зрительской фантазии и одновременное желание максимально разъяснить все происходящее. Также в рубрике:
|