Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 49 (7109) 18 - 24 декабря 1997г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Виртуозные набеги "Виртуозов"

СО ВСЕЙ ОТКРОВЕННОСТЬЮ

Беседу вел Евгений ЭПШТЕЙН


В последнюю декаду декабря Владимир Спиваков со всей своей могучей "армией" музыкантов совершит массовые набеги в московские залы (серия концертов в ДК "Меридиан", в Театре им. Моссовета, в Большом зале консерватории, в Зале Чайковского), доставив тем самым множество забот и страстным почитателям таланта кумира (как попасть на его концерты, как осилить сверхвысокие цены?), и коллегам- музыкантам (необходимость потесниться и уступить место "асам"), и журналистам (проблемы проникновения в залы, выбивания места на страницах издания, оригинальной подачи материала). Такую бурную концертную деятельность Спивакова и его команды в Москве за последние годы - не припомнишь. Что стало толчком подобной акции?

    

- Владимир Теодорович, в Москве усиленно муссируются слухи о возвращении "Виртуозов" в родные пенаты. Говорят, что мэр Лужков обещал передать вам здание бывшего кинотеатра "Форум"?

- Это действительно так, и я очень благодарен Юрию Михайловичу за то, что он сдержал свое слово и отдал "Форум" нам. Он вообще сделал Москве множество замечательных подарков. Надеюсь, что и этот будет с радостью принят москвичами, когда мы создадим Дом музыки. Если реконструкция кинотеатра произойдет под таким же внимательным наблюдением и с такой же душой, как и другие новостройки в столице, вполне возможно, что в обозримом будущем мы справим новоселье. Дом музыки обогатит культурную жизнь столицы и придаст ее облику еще одну яркую краску. Конечно, осуществить такой проект без государственной поддержки невозможно, но помощь нам обещана. К юбилею Москвы столичными строителями была взята великолепная скорость - будем надеяться, что ее удастся удержать.

Вокруг "Виртуозов Москвы" всегда бродило множество слухов, порой не слишком для нас приятных. Некоторые наиболее ретивые недоброжелатели требовали даже изменить наше название за то, что мы "покинули Россию". Но, во-первых, не они нам это имя давали, не им его и менять. А во-вторых, мы не покидали Россию. Просто в силу целого ряда обстоятельств сейчас мы больше работаем на Западе, чем на родине. Но я и мои друзья по камерному оркестру по- прежнему считаем себя представителями русской музыкальной культуры. В последнее время, кстати, мы все чаще выступаем в России. В Москве моя душа, мои корни, наконец, там создан мой фонд.

    

- Если можно, несколько слов об этом фонде. Недавно мне довелось работать с материалами, присланными на конкурс для провинциальных филармоний "Окно в Россию" - так вот из многих городов пришли слова благодарности Фонду Спивакова.

- Мне приятно это слышать. Я всю жизнь хотел делиться с людьми - это естественная потребность человеческой души. Сейчас, когда в стране сложная экономическая ситуация и от различных политических неурядиц и национальной розни в первую очередь страдают дети, я считаю своим долгом помогать им: они особенно остро чувствуют нехватку любви. Когда-то, лет двадцать назад, я хотел подарить интернату ЦМШ рояль, но в ту пору мне пришлось для этого отстоять несколько дней в приемной министра культуры, чтобы получить разрешение. С течением времени у меня появилось желание систематизировать эту помощь - так возник фонд, в котором мне помогают хорошие честные люди - Екатерина Ширман и Петр Гулько. Фонд приобретает музыкальные инструменты для одаренных детей, посылает их на мастер- классы и конкурсы, устанавливает стипендии. Я буду продолжать эту линию, потому что дети не должны терять надежды.

    

- А ваша забота об одаренных детях не отвлекает вас от главного, не мешает основным занятиям - концертной деятельности?

- Есть в жизни артиста такая жесткая штука, как контракт, который не позволяет мне ни на сутки отклониться от гастрольного графика, расписанного до 2000 года. Этот сезон у нас чрезвычайно насыщен концертами. Недавно мы выступали на фестивалях в Италии, затем с удовольствием играли в Праге, городе, в котором давно не были и где существуют замечательные музыкальные традиции. После этого мы приняли участие в "Гайдн-фестшпиле" в Айзенштадте, где Гайдн служил у князя Эстергази. Между прочим, этот город - побратим французского Кольмара, в котором я уже десятый год провожу собственный фестиваль.

    

- Вот мы и смодулировали к этому событию, о котором хотелось бы узнать поподробнее.

- С удовольствием! Нынешний фестиваль был посвящен великому виолончелисту Пабло Казальсу. Мне удалось собрать все лучшие виолончельные силы, которые есть сейчас в мире, начиная с Миши Майского и кончая молодыми лауреатами Конкурса имени Чайковского, - они приехали с разнообразными концертными программами. Впервые после 40-летнего забвения прозвучала оратория Казальса "Ясли" - это как бы его музыкальное послание миру: он был глубоко религиозный человек, и я решил, что это произведение сегодня созвучно тенденции возвращения к религии как к надежде человечества на торжество добра, любви и справедливости.

    

- Мне рассказывал ректор Московской консерватории Овчинников, что вы готовы к сотрудничеству с вашей "альма-матер". Как это будет выглядеть? И вообще, занимаетесь ли вы педагогикой?

- Скорее всего, я буду давать мастер-класс в консерватории. Мне хочется возобновить то хорошее, что когда-то было в этих стенах. Помню, Яков Владимирович Флиер рассказывал, как его учитель, великий Игумнов, говорил ему: "Яша, пойди поиграй Бетховена Гольденвейзеру, а Баха - непременно Фейнбергу". Только большие, широко смотрящие люди могли поступать так, не цепляясь за то, что "это мой студент". Я готов слушать студентов всех классов, которые захотят мне играть, и помочь тем, кто в этом нуждается. Полагаю, что могу быть полезным.

Что же касается моей педагогики, то я занимаюсь ею всего пять дней в году, когда в Цюрих ко мне съезжаются очень подвинутые молодые музыканты из Японии, Австралии, США и, конечно, из Европы - этот мастер-класс перешел ко мне по наследству от великого Натана Мильштейна. Я отбираю группу в несколько человек и занимаюсь с ними различными произведениями. На большее, к сожалению, не остается времени опять же из-за очень плотного гастрольного режима.

    

- Как вам удается при таких невероятных перегрузках на исполнительском поприще участвовать в воспитании ваших дочерей?

- В основном этим занимаются их мама и бабушка. Моя старшая дочь, Екатерина, уже неплохо играет на рояле, средняя, Татьяна, недавно начала учиться на флейте и танцует. Я рад, что она не выбрала скрипку. А младшая еще настолько мала, что и говорить о ее намерениях рано...

    

- Переезды, репетиции, концерты, записи, опять переезды - остается ли время на что-то еще, кроме профессии?

- Я люблю живопись, литературу, стараюсь посещать музеи. Известно, что чем больше человек знает, тем больше у него возможностей для расширения своего кругозора. Только у бездельников ни на что не хватает времени, я же стараюсь распределять его, и отчасти мне это удается. А для разучивания нового репертуара, для того чтобы держать в форме текущий, использую каждую свободную минуту.

Итак, кое-какие творческие проблемы мы с Владимиром Спиваковым обсудили. Осталось выяснить организационный, но весьма острый вопрос: как обстоят дела с бывшим кинотеатром "Форум"? Как может сложиться жизнь "Виртуозов" в Москве? На эти вопросы точнее всего мне сможет ответить директор оркестра Георгий Агеев:

- Правительство Москвы издало постановление за номером 455, согласно которому кинотеатр "Форум" передается в аренду нашему коллективу с обязательством отремонтировать его нами за два года - в противном случае аренда может быть аннулирована. А специалисты говорят, что на это понадобится от 20 до 30 миллионов долларов. Таких денег у Спивакова и у наших музыкантов, конечно, нет, даже если они продадут свои инструменты, самих себя и свои семьи. И еще специалисты говорят, что здание гораздо дешевле сломать и на его месте построить новое, чем реставрировать эту рухлядь. Загвоздка в том, что "Форум" взят под охрану как памятник культуры и перестройке не подлежит. Хотя в Москве разрушили до основания памятник куда более ценный, чем этот. Я имею в виду Зеркальный театр "Эрмитажа", на сцене которого танцевала Анна Павлова и стены которого слышали Шаляпина. Сегодня на его месте выросло новое современное здание, в котором скоро пойдут спектакли колобовской "Новой оперы". Мы же пока не можем получить разрешение на снос "Форума". Вместе с тем снос просто необходим: в потолке зияют огромные дыры. Стены заражены грибком - от них и от потолка отваливаются куски штукатурки. Подвал затоплен и стал источником гниения. Как можно это реконструировать? А ведь мэрия задумала создать Дом музыки, в котором, конечно же, должен быть концертный зал с великолепной акустикой, студия звукозаписи, магазин по продаже музыкальных инструментов, нот, аудио- и видеокассет, наконец, клуб для встреч музыкантов. Можно ли осуществить этот проект на одряхлевшем и прогнившем остове?

Мы обратились с письмом к Ю.Лужкову с просьбой включить перестройку "Форума" в инвестиционную программу Москвы на 1998 год. Ведь только в этом случае благие намерения по созданию Дома музыки смогут воплотиться в реальные дела. Причем нельзя забывать, что это будет первый концертный зал (именно концертный), построенный за все советское и постсоветское время в столице.

Будем надеяться, что в конце концов прославленный коллектив, носящий гордое имя Москвы, обретет свой собственный дом, который так нужен столичным музыкантам и всем, кто любит музыку.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;