Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 49 (7109) 18 - 24 декабря 1997г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаИскусство и любовьДина ДАРАГАН Шестьдесят пять лет - возраст зрелости, и человек уверенно отвечает на обращенный к нему вопрос: "Что вы считаете главным в жизни?". Родион Щедрин ответил просто: "Искусство и любовь". Мы любим получать простые ответы и готовы не задумываться о том, что стоит за ними. Кажется, так счастливо складывалась жизнь композитора, что успех и любовь сопутствовали ему. Но этот успех достигался постоянным и упорным трудом, преодолением преград и запретов. И любовь требовала душевной самоотверженности и, окрыляя творчески, заставляла всегда быть на высоте. Отвечая, Щедрин вспомнил слова великого Пушкина: Из наслаждений жизни Одной любви музыка уступает; Но и любовь мелодия... Мелодия Пушкина пронизывает творчество композитора, по- разному воплощаясь в ранних хорах и в зрелых "Строфах Онегина" и "Казни Пугачева". Его музыка отражает притягательность света и гармонии. В начале пути она покоряла энергией молодости и дерзостью замыслов. Ныне в ней приоткрывается иное - мудрость знания. Воспитанник Хорового ("Свешниковского") училища и Московской консерватории, Родион Щедрин впитал благородный дух русской классики с ее культом Родины и народа. И в первых сочинениях задорно и взрывчато прозвучал голос частушки - народного вызова всему мертвящему и косному. На юбилейном концерте автор вновь играет свой Первый фортепианный концерт - дипломное сочинение, в котором впервые открылась стихия скороговорочных напевов. (Эта линия продолжилась потом в опере "Не только любовь", в симфонических "Озорных частушках"). Однако явление Щедрина в отечественной музыке отнюдь не сводится к юмору частушки. Панорама русского духа и характера в его творчестве столь многообразна, сколь свободно обращение к литературным источникам, питающим его сочинения. Кроме Пушкина, еще и Ершов (балет "Конек- Горбунок"), и Гоголь (опера "Мертвые души"), и Толстой (балет "Анна Каренина") и Чехов ("Чайка" и "Дама с собачкой"), и Набоков (опера "Лолита"); в хоровом творчестве - Лесков, Твардовский, Вознесенский... Образы и сюжеты двух столетий. В этой приверженности активно открывалась национально ориентированная личность художника. Это отнюдь не означало какой-либо ограниченности. С той же душевной отзывчивостью Щедрин обращался к испанской или французской музыке и жизни. Музыканты ценят и чтут Родиона Щедрина не только как могучую творческую личность, но и как лидера, много лет возглавлявшего творческий Союз российских композиторов. Его внимание и чуткость, неравнодушие к судьбам окружающих, душевная открытость, заинтересованность в личности других - важнейшие черты его облика. Вслушиваясь сегодня в музыку его новых сочинений, явно ощущаешь, сколь заметно трансформировалось его музыкально-образное мышление, сколько мудрости и прозрачной лирики появилось в письме этого Мастера! В его творчестве соединено сиюминутное и вечное. Также в рубрике:
|