Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 49 (7109) 18 - 24 декабря 1997г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Первая полоса

Искусство и любовь

Дина ДАРАГАН


Шестьдесят пять лет - возраст зрелости, и человек уверенно отвечает на обращенный к нему вопрос: "Что вы считаете главным в жизни?". Родион Щедрин ответил просто: "Искусство и любовь".

Мы любим получать простые ответы и готовы не задумываться о том, что стоит за ними. Кажется, так счастливо складывалась жизнь композитора, что успех и любовь сопутствовали ему. Но этот успех достигался постоянным и упорным трудом, преодолением преград и запретов. И любовь требовала душевной самоотверженности и, окрыляя творчески, заставляла всегда быть на высоте.

Отвечая, Щедрин вспомнил слова великого Пушкина:

Из наслаждений жизни

Одной любви музыка уступает;

Но и любовь мелодия...

Мелодия Пушкина пронизывает творчество композитора, по- разному воплощаясь в ранних хорах и в зрелых "Строфах Онегина" и "Казни Пугачева". Его музыка отражает притягательность света и гармонии. В начале пути она покоряла энергией молодости и дерзостью замыслов. Ныне в ней приоткрывается иное - мудрость знания.

Воспитанник Хорового ("Свешниковского") училища и Московской консерватории, Родион Щедрин впитал благородный дух русской классики с ее культом Родины и народа. И в первых сочинениях задорно и взрывчато прозвучал голос частушки - народного вызова всему мертвящему и косному.

На юбилейном концерте автор вновь играет свой Первый фортепианный концерт - дипломное сочинение, в котором впервые открылась стихия скороговорочных напевов. (Эта линия продолжилась потом в опере "Не только любовь", в симфонических "Озорных частушках").

Однако явление Щедрина в отечественной музыке отнюдь не сводится к юмору частушки. Панорама русского духа и характера в его творчестве столь многообразна, сколь свободно обращение к литературным источникам, питающим его сочинения. Кроме Пушкина, еще и Ершов (балет "Конек- Горбунок"), и Гоголь (опера "Мертвые души"), и Толстой (балет "Анна Каренина") и Чехов ("Чайка" и "Дама с собачкой"), и Набоков (опера "Лолита"); в хоровом творчестве - Лесков, Твардовский, Вознесенский... Образы и сюжеты двух столетий.

В этой приверженности активно открывалась национально ориентированная личность художника. Это отнюдь не означало какой-либо ограниченности. С той же душевной отзывчивостью Щедрин обращался к испанской или французской музыке и жизни.

Музыканты ценят и чтут Родиона Щедрина не только как могучую творческую личность, но и как лидера, много лет возглавлявшего творческий Союз российских композиторов. Его внимание и чуткость, неравнодушие к судьбам окружающих, душевная открытость, заинтересованность в личности других - важнейшие черты его облика. Вслушиваясь сегодня в музыку его новых сочинений, явно ощущаешь, сколь заметно трансформировалось его музыкально-образное мышление, сколько мудрости и прозрачной лирики появилось в письме этого Мастера! В его творчестве соединено сиюминутное и вечное.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;