Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 40 (7248) 19.10.2000 2000г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Событие

Пьют текилу, носят свои пиджаки

"Москва". Новый фильм Александра Зельдовича

КИНО

Светлана ХОХРЯКОВА


Кадр из фильма "Москва". Т.Друбич и С.Павлов. Путешествие по имперской Москве

Картину Александра Зельдовича "Москва" уж многие и не надеялись увидеть: так затянулся во времени производственный процесс. Энергично запустились в 97-м, потом частные деньги закончились, пошли простои, по месяцу собирали средства на один съемочный день, и так несколько раз. Сам режиссер не снимал десять лет. А до "Москвы" были "Мальва", "Воительница" по Лескову, бабелевский "Закат". А потом четыре года работы над фильмом о Шагале в Европе, только результат оказался нулевым: проект остановился. Подобные факты способны породить нечто вроде "водобоязни". Однако А.Зельдович вернулся в Москву, чтобы снять небольшую московскую картину. Картина получилась, но отнюдь не небольшой. А вот "водобоязнь" осталась. На мосфильмовском рабочем просмотре для пяти - семи человек, который состоялся еще в июле, Зельдович был бел как мел и, кажется, дрожал от сильного волнения. Так даются режиссерам фильмы. Потом был внеконкурсный показ на Венецианском кинофестивале, заявленные, но так и несостоявшиеся показы на наших внутренних фестах. Нервное рождение на свет. В Москве картину показали критикам, ожидается ее премьера в Доме кино в конце ноября для кинематографистов. Когда она состоится для зрителей, не ясно никому.

Кадр из фильма "Москва". В.Гвоздицкий. Финал для героя

Странная реальность предстала взору в "Москве", словно сдвинутая по фазе, но по нынешним-то специфическим временам не выглядящая ирреально. Странны и люди, и обстоятельства, и интерьеры. Какое-то все стерильно-дистиллированное, но не лишенное души, душа только болезненная, легко сводящая в могилу хоть кого. Нервный, аристократичный герой-психотерапевт В.Гвоздицкого прямиком и отправился туда, добровольно, верхом на красном чемодане, с трамплина в пустоту города. Вроде бы жил себе и жил. Ничего особо трагического не происходило в его биографии. Разве что пустота вокруг.

"Препарированные" старые песни Б.Мокроусова, М.Блантера - "Заветный камень", "Враги сожгли родную хату" (то, что А.Зельдович назовет военным шансоном) - в исполнении Ольги Дзусовой и в транскрипции Л.Десятникова, где холодное Черное море становится Московским, да и все другие сочинения Десятникова, наполняют этот мир еще большей странноватостью, зловеще-помпезной. Сочинения эти самодостаточны и выпущены отдельным диском. Еще долго будут звучать в голове. Мат с экрана, коим пересыпана речь героев, звучит как музыка нынешних дней, вполне органично. Пейзажи дивно запечатленны оператором Александром Ильховским, - индустриальные, с трубами кондитерской фабрики "Красный Октябрь", дворами-колодцами, где убивают, золотящимися куполами храма Христа Спасителя и стеллажами "Тайда", пепси-колы и прочего расхожего товара, невероятно красиво выставленного на складах. На складах также убивают: банками с морковью и кетчупом. Просто забрасывают человека этими продприпасами, и все: лежит он себе, распластанный, под живописными пищевыми ингредиентами. "Чем отличается жизнь от х...? Жизнь жестче",- скажет героиня-мать Натальи Колякановой. Уж такова она, эта жизнь, где мать урывает минуты страсти у дочери с ее женихом, а та знает обо всем. Где убивают новоиспеченного покровителя искусства прямо на сцене у ног балерины. Где насосом, словно в шину, закачивают воздух в задний проход тому, кто облажался с чемоданом долларовых купюр. Все это мы уже видели в разных пропорциях в новейшем российском кино, которому в плане первооткрытий лакированно-криминального мира повезло чуть больше, чем картине Зельдовича, припозднившейся с появлением на свет. Но все же есть в ее иной раз излишне затяжном, размытом ритме нечто, что будоражит душу не ужасами и дикостью циничной жизни. В ней отчетливы мелодии пустоты и одиночества, вымороченности человеческих отношений, деформированных в 90-е до предела. А герои-то, в сущности, неплохие, несчастные люди, кое в чем преуспевшие, неглупые. Ведут вполне чеховские диалоги, даром что чаще пьют текилу, чем чай. И говорят ни о чем, а в это время... Это большой вопрос: разбиваются ли их холодные сердца?

В финале герои заключают брак втроем: мужчина и две женщины-сестры. А потом идут к Могиле Неизвестного Солдата, чтобы возложить цветы, как водится. И все это не выглядит фантасмагорией.

Имперская Москва, как глыба, надвигается, разворачивается, наваливается на зрителя. 90-е представлены режиссером как время разрушения империи, пира на костях. Действительно, А.Зельдович прав, Москва - место серьезное. Но все-таки увиденное на экране не подавляет. Слишком уж все условно, искусственно, сконструированно. Режиссер скажет, что столь условная среда - порождение диалога, который не живет в иной консистенции. И впрямь, не живет. Да и происходящее тут вряд ли характерно для саратовской или любой другой, нестоличной жизни. Хотя как знать, если ее увидеть глазами сценариста Владимира Сорокина, а в "Москве" его сознанием пропитано все, так и там все дойдет до краев, что дальше некуда.

Первоначально создатели "Москвы" задумывали дилогию, где часть вторая называлась бы "Россия". Какой бы она предстала?

Также в рубрике:

КИНО

ВЕРНИСАЖ

ФОТОГРАФИЯ

МОДА

ЮБИЛЕЙ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;