Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 40 (7248) 19.10.2000 2000г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраВолшебная сила граффитиЖивопись Евгения Рухина. Музей нонконформистского искусства (Санкт-Петербург) Анна МАТВЕЕВА
В Петербурге, в Музее нонконформистского искусства на Пушкинской, 10, открылась выставка живописи Евгения Рухина из коллекции Леонида Талочкина. Художник Евгений Рухин жил в бедное и душное время. Всякий, кто не вписывался в официально установленную систему жизни, и прежде всего художник, был обречен не только на то, что не получит выхода к широкой публике, не получит нормальной мастерской, членства в Союзе художников, будет считаться тунеядцем и регулярно вызываться на допросы в КГБ, - обречен, короче, не только на внешнее давление. Но и на давление внутреннее: он неизбежно попадал в круг таких же непризнанных гениев, как и он сам, и этот круг заменял ему семью, зрителей и покупателей. И в этом кругу каждый его шаг будет отслеживаться, обсуждаться и обрастать мнениями и слухами. В этом смысле "внутренний круг" единомышленников был ничуть не менее, а возможно, и более агрессивен и репрессивен, чем государственная система идеологического контроля. В принципе, примерно равны были шансы "не вписаться" по обе стороны идеологической границы: яркий персонаж, не принятый в официальную систему искусства, в неофициальных кругах неизбежно становился либо героем, либо изгоем. Рухин не избежал этой участи. Начав регулярно заниматься живописью в середине 60-х и никогда не принадлежа государственным художественным структурам (единственное приближение к ним - посещение Высшего художественно-промышленного училища вольнослушателем в 1964 - 1965 годах), он быстро стал героем ленинградского андеграунда. Его имя на удивление легко обрастало легендами: о том, как, будучи благополучным студентом-геологом, он вдруг с летней практики прислал родителям письмо со странной просьбой выслать масляных красок, разрисовал все пеньки и палатки в студенческом лагере и с тех пор не расставался с кистью; о его героическом противостоянии давлению КГБ, безуспешно пытавшегося заставить мастера отречься от своего творческого кредо; когда в 1976 году в возрасте тридцати трех лет Рухин погиб, заживо сгорев в собственной мастерской, тоже пошли слухи о том, что пожар в мастерской был не случаен... И нимб пророка и мученика, по сей день сопутствующий образу художника, нередко заслоняет само его творчество. Выставка в Музее нонконформистского искусства, осуществленная совместно с московским музеем "Другое искусство", - первая за многие годы большая персональная выставка Рухина в его родном городе. Представлено практически все, что различными путями попало в коллекцию Леонида Талочкина, - а попали туда очень разные вещи. "Классический" Рухин - грубые экспрессивные коллажи, где прямо в красочный слой "вживлены" куски тряпок, деревянные фрагменты, осенние листья, где на густой краске отпечатан рельеф медных иконок Богоматери, ассамбляжи. Но и совсем другие. Например, очень ранняя (1966), чуть ли не одна из первых рухинских работ вообще и одна из лучших на экспозиции картина "Стенка". Эта работа, один к одному воспроизводящая фрагмент исписанной погаными словечками стены в подъезде (до половины - ровный слой мрачно-синей масляной эмали, выше - щербатая побелка), - вещь абсолютно концептуальная и потрясающе сильная, способная отменить, пожалуй, все последовавшее за нею. Рухин погиб слишком рано, не успев точно понять, чего он хочет: "лепить нетленку", как большинство его соратников, - но для этого он был слишком неординарен, хотя бы технически, - или разрабатывать русский поп-арт - но для этого ему не хватало обязательной для поп-арта иронической дистанции. Сегодня мы видим просто то, что он делал с начала творчества до гибели. Мы видим живую жизнь в искусстве. И слава Богу, что у нас есть возможность видеть ее и самим сделать выводы о представленном. Также в рубрике:
|