Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 17 (7128) 14 - 20 мая 1998г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КонтекстКороль в спектакле без царяОтар Мегвинетухуцеси играет Лира Наталия КАМИНСКАЯ Грузинский Театр имени К.Марджанишвили, участник III Международного чеховского фестиваля, показал вне фестивальной программы "Короля Лира" с Отаром Мегвинетухуцеси в заглавной роли. Уже одно это обстоятельство обеспечило спектаклю аншлаг. Одна из крупнейших актерских фигур бывшего СССР, лауреат премии К.С.Станиславского в прошлом сезоне, О.Мегвинетухуцеси играет заветную для себя роль. Спустя несколько дней Москва ждала прославленного грузинского Лира Рамаза Чхиквадзе, правда с пьесой Стриндберга. Ситуация так и толкала на опасный путь аналогий, хотя, слов нет, два корифея тбилисской сцены равновелики лишь масштабом дарований. И сравнивать априори разных художников возможно только с точки зрения решения роли. Ну вот и алаверды от режиссера Р.Стуруа к двадцатитрехлетнему Д.Доиашвили. По воле постановщика классически скульптурный Мегвинетухуцеси водружен на постмодернистский ландшафт. Величавый красавец, закутанный в бархатную тогу, окружен восхитительно эклектичными субъектами. Кент, Регана, Гонерилья и дочерние мужья облачены в яркие костюмы неопознанной эпохи и географии. Шут - неизменно в женском платье и шлет приветы от нашего Бориса Моисеева, хотя на сексуальную ориентацию этого персонажа в спектакле нет и намека. Скорее - на популярную в шекспироведении теорию, согласно которой Корделия и Шут есть одно и то же лицо. Их неоднократные парные выходы, заимствованные друг у друга реплики не оставляют в том сомнений. Текстовые купюры и перестановки здесь осуществляются легко и свободно. Что вовсе не грех, было бы ясно, во имя чего произведены. Однако с последним сложнее. Куда подевался совестливый муж Гонерильи? Зачем французская жена Корделия вновь очутилась в Англии? Кто посадил их с отцом в темницу? И наконец, зачем и почему "бедняжку удавили"? Оставим эти вопросы неофитам, спектакль явно рассчитан не на них. Корделия - Н.Мурванидзе, коротко стриженный подросток с имиджем стильной эстрадной звезды (у рта микрофончик, поет по-английски) сильно любит своего отца. Сцены отцовско-дочерних ласк - единственные пронизаны в спектакле живой эмоцией. А финал - так просто отпадный, когда бездыханная дочь воскресает, дабы расстегнуть ворот умирающему отцу. Более сантиментов на сцене нет. Самая ударная доля цинизма отведена дуэту Глостер - Эдмонд. Подлый бастард косит под примерного студента, личину уголовника прикрывают очки. И у Глостера - тоже очки, да профессорская бородка. "Интеллигент, но близорукий" (М.Зощенко) скоро поплатится за свое чистоплюйство: глаза выколют и очки больше не понадобятся. Забавно выстроены взаимоотношения Гонерильи - Г.Габуниа и Реганы - Н.Чанкветадзе. Старшая орудует без страха и упрека, младшая гнусна, но труслива, и первая помыкает второй. Интрига между Эдмондом и двумя сестрами разрешается с большевистской прямотой - у обеих заметно вырастают животы и в одночасье появляются младенцы. Зло, как говорится, породило зло. Никого не жаль. Политические материи, темы войны и раздела земель скучны режиссеру, и он, казалось бы, переносится в сферу человеческих слабостей и пороков. Но разработка этой "личностной" партитуры тоже кажется ему чересчур серьезной. Уважаемой публике предлагаются щедро разбросанные штрихи и штришочки. Но Лир? Но большой артист О.Мегвинетухуцеси? Кого он играет? Циника и деспота? Тирана и вечного ребенка? Благородного обманутого отца? Вот главный вопрос на засыпку. Артист демонстрирует филигранную технику, поразительную в его возрасте готовность к любым, самым современным пластическим экзерсисам. Сцену сумасшествия играет потрясающе - впечатление, что у нас на глазах из-под резца мастера рождается шедевр. Моменты откровенного гротеска сменяются у него вдохновенной героикой, при этом ощутимо и то, как классик безжалостно ломает свою природу в сторону авангарда. Мы увидели яркую живописную фигуру, блуждающую в дебрях комикса. Несчастного Короля в спектакле без царя. Также в рубрике:
|