Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 17 (7128) 14 - 20 мая 1998г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

Новатор со стажем

"Иванов". Театр "На забрадли", Прага

Виктор ГУЛЬЧЕНКО


У актера Богумила Клепла, играющего чеховского Иванова в постановке чешского режиссера Петра Лебла, живые глаза. И он не теряет этой живости на протяжении всего спектакля, хотя его герой, как и все прочие здесь, отчужден постановщиком от внутреннего действия, точнее сказать, "очужден" им.

Кажется, Чехова здесь пытаются играть по-брехтовски, сознательно дистанцируясь от персонажей. Тут уж, ясное дело, не до "неврастении" Иванова.

"Неврастения" в этой пьесе - не только состояние героя, но и состояние самого сюжета, с ним связанного. Это сюжет драмы, которую можно попробовать играть, как комедию, но при этом неминуемо опростятся взаимоотношения персонажей. У Лебла так и происходит.

Вызывая здоровый зрительский смех, герои то и дело буквально лезут на стену, устремляются под потолок подвижного дощатого павильона с круглыми окнами- иллюминаторами (сценография таинственного WN). Как и всегда, зал изрядно веселит смачно решенная сцена возлияния, приправленная клоунадами с длиннющим удилищем в руках у Боркина (Петр Чтвртничек) и синхронно падающими черными полотнищами кулис, которые срывают и в которые долго закутываются пьяненькие сотрапезники. Поднимает крышку фортепиано, но не музицирует, а ведет с дочерью серьезный разговор маэстро Лебедев (Леош Сухаржипа). Венцом абсурда буквально становится реплика Саши (Теодора Ремундова), которая, глядя на висящую на стене копию картины Леонардо да Винчи "Дама с горностаем", говорит Иванову: "Как хорошо собака нарисована! Это с натуры?". В этой насмешке над "натурой" психологического театра - ключ к спектаклю Лебла, часть действия которого играется на авансцене перед закрытым мхатовским занавесом. И - о, ирония судьбы! - знаменитая его эмблема с Чайкой оказывается невольно "вписанной" в чужую декорацию, оппонируя ей.

Лебл остроумно, изобретательно, с полным знанием режиссерского дела развлекает зал, предложив ему созерцать красочное зрелище, в котором преимущественно участвуют не действующие лица, а фигуры, гротесково решенные и эффектно поданные, будь это истощивший себя цинизмом Шабельский (Владимир Марек) или безудержно гусарствующий Боркин.

Но, может, режиссер прав, поступая подобным образом? Ведь у Чехова тот же Косых (Ладислав Клепал), по- современному названный в программке "служащим налоговой инспекции", так характеризует сложившуюся коллизию: "Черт знает... Неужели даже поговорить не с кем? Живешь, как в Австралии: ни общих интересов, ни солидарности... Каждый живет врозь...". Эту вот жизнь врозь и показывает нам Лебл. А если в постановке расплывчата цель, так разве не совпадает это счастливо с непроясненностью же цели у самого героя? И если лица подавляющего большинства персонажей, скорее, напоминают маски, то почему не поискать ответ на сей вопрос опять же у Чехова? У Чехова среда заедает Иванова - и вот она, "среда", колоритно, стильно и сильно шаржированная, в особенности старуха Авдотья Назаровна (Валерия Капланова) и Марфа Бабакина (Здена Гадрболцова). И уж подлинным премьером "среды", первой ее скрипкой выступает здесь доктор Львов (Карел Добрый) - долговязое несгибаемое существо с совершенно непроницаемым лицом и в белой рубахе с жабо, этакий Соленый и Чайльд Гарольд одновременно. Львов конкретен в своих неистребимых претензиях к Иванову, ибо открыто неравнодушен к его жене и столь же открыто таскается целый акт по сцене с дуэльными пистолетами. В конце концов Иванов схватит один из них и сиганет с ним в темноту зала, ибо иначе комедия не состыкуется с драмой. Она, надо сказать, не очень и стыкуется на протяжении всего четвертого акта, где Иванову приходится выступать откровенным резонером, "среде" - доигрывать проявивших себя ранее ряженных статистов, а Саше - форсировать "страсти любви роковой". Очаровательная, прелестная женщина-кукла, женщина-каприз Саша в исполнении Теодоры Ремундовой чем-то напоминает бывшую нашу Елену Соловей из фильма "Раба любви". Очевидная нестыковка, видимо, тоже отвечала режиссерским намерениям - и герой его хоть и не бежал, как гоголевский Подколесин, из-под венца, но лишь потому, что и без того, присутствуя, отсутствовал. Не человек, а, извините за выражение, "механическое пианино" какое-то...

Как и ранее в "Чайке", Лебл использует в "Иванове" костюмы повышенной метафоричности, выказывая неприкрытое легкомыслие в отношении к истории и этнографии. Роскошный костюмный эклектизм (художник Катержина Штефкова) обеспечивается сведением в один ряд мехов и сарафанов, кокошников и шапок, полушубков и фраков, париков, жабо и эполетов. Все, разумеется, стилизовано, во всем виден крен к чему-то дикому, азиатскому, варварскому и вместе с тем к чему-то галантно-европейскому, траченному молью времени. Вся эта помесь французского с нижебурятским отыскана в сундуках наших бабушек и прадедушек.

До этого, в постановке гоголевского "Ревизора", Лебл тоже широко использовал восточную атрибутику - от персидских ковров до китайских кули, но там же у него присутствовали сибирские и петербургские мотивы. Так что геополитизация русской классики для Лебла - занятие вполне привычное. (Интересно, кстати, как тот же Богумил Клепл играл в этом "Ревизоре" Хлестакова? Человеку с его лицом решительно не идет врать).

Лебл, как и швейцарец Марталер в недавно показанных на фестивале "Трех сестрах", по всему видно, не приемлет традиций, посыпанных нафталином. И это правильно: в сегодняшнем зале мхатовские победы начала века обернулись бы полным поражением. Но если в "Трех сестрах" Марталера и в "Чайке" Лебла полемика с застывшими формами была до конца осмысленной и оттого результативной, то здесь, в "Иванове", театральность нередко становится самоценной.

Веселому расставанию с архаикой Лебл, похоже, пытается придать слишком много значения. Но из одной только непочтительности шубы не сошьешь, даже если эта шуба - театральный костюм. Внешняя динамика способна, конечно, отвлечь зрительское внимание от внутренней статики, но не в состоянии заменить собой действие. Самыми выразительными остались здесь сцена без слов, где Анна Петровна (Эва Голубова), Иванов и Саша долго смотрят друг на друга, и сочиненная уже самим режиссером сцена прощания навсегда героя с женой...

"Чайка" была у Лебла спектаклем вдоха, "Иванов" стал спектаклем выдоха.

Ну, в конце концов все хорошее когда-то кончается. Театр "На забрадли", на знамени которого начертано опровержение традиций, доблестно занимается этим уже сорок лет - в таком весьма почтенном возрасте и самому новатору нетрудно угодить в архаисты. Чтобы убедиться в этом, не обязательно ездить в Прагу, в Москве тоже есть такие театры.

P.S. "Иванова" в Москве приняли с истинно русским радушием. Не как в Австралии. На поклоны вместе с артистами выходил Лебл. Волосы на его голове были покрашены в ядовито-зеленый цвет. Появление режиссера стало еще одной точкой его спектакля.

Также в рубрике:

ТЕАТР

ЗАМЕТКИ НЕТЕАТРАЛА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;