Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 17 (7128) 14 - 20 мая 1998г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Пейзаж перед битвой

Меньше чем через месяц - Одиннадцатый имени Чайковского

Беседу вела Лариса ДОЛГАЧЕВА


Подробности, калейдоскоп участников, музыкальные страсти и, хочется верить, открытия - об этом речь впереди. А пока - общий план конкурса. На вопросы корреспондента "Культуры" отвечает Сергей УСАНОВ, в 80-е годы глава Управления конкурсов союзного Минкульта, а ныне президент Российского общества по управлению правами исполнителей, директор ЦМШ и - директор нынешнего Конкурса Чайковского по творческим вопросам.

    

- Сергей Александрович, в этом году конкурсу сорок. Будет ли круглая дата отмечена чем-нибудь особенным?

- 13 мая мы собираемся посвятить этому специальную пресс- конференцию (которая и состоялась в назначенный срок. - Л.Д. ). Мы хотим, например, чтобы победителю-пианисту медаль вручил Вэн Клайберн. Это было бы символично - он первый победитель, ему медаль вручал Шостакович. Я говорил с Вэном, он свое согласие дал. Есть у нас и такая идея: выбрать самого яркого лауреата и назвать его именем звезду. Местонахождение ее на небе будет указано в специальном дипломе, который мы и вручим на торжественной церемонии. Предполагается, что, начиная с нынешнего конкурса, это станет традицией. И еще - на Одиннадцатый юбилейный мы ждем самое большое количество участников - 532.

    

- На прошлом конкурсе было обнародовано число 750 (заявок).

- Мягко говоря, весьма сомнительное.

    

- По сравнению с Десятым конкурсом структуры Одиннадцатого заметно разрослись: число учредителей увеличилось с 3 до 5, число членов оргкомитета - с 15 до 25, число членов, скажем, вокального жюри - с 7 до 13. Чем это объясняется?

- Расширение жюри с точки зрения финансовой и организационной - это дополнительные проблемы, но в творческом смысле - это плюс. Чем меньше членов жюри, тем значительнее, грубо говоря, удельный вес каждого, и ошибка или злой умысел одного сказывается ощутимо. Чем многочисленнее жюри, тем, наоборот, суммарная оценка объективней. Таким образом, мы лишь возвращаемся к тому, что было в советское время, когда государство денег на Конкурс Чайковского не жалело. Тогда меньше 16-17 человек в жюри и не заседало, а "судейская коллегия" пианистов в иные годы насчитывала 23 человека. Мы до этих цифр еще недотянулись: у пианистов и скрипачей будет по 15 членов жюри, у виолончелистов 14, у вокалистов 13.

    

- А кем формировались жюри?

- У скрипачей и вокалистов фамилии назывались в основном председателями, это соответственно Исакадзе и Архипова. У пианистов и виолончелистов жюри были сформированы так, как это принято во всем мире, то есть теми, кто отвечает за стратегию конкурса, - дирекцией или, как в нашем случае, оргкомитетом. Хотя с председателем жюри пианистов Андреем Эшпаем и председателем жюри виолончелистов Кареном Хачатуряном, разумеется, консультировались.

    

- Но, возвращаясь к конкурсным структурам...

- Расширение оргкомитета (а, напомню, это общественный орган, своего рода коллективный разум) было вызвано необходимостью учесть самые разные конкурсные аспекты, включая такие специфические, как таможня, служба безопасности, соревнование музыкальных мастеров, и т.д. Естественно, что соответствующие специалисты вошли в состав комитета. Что же касается учредителей, то перед началом работы над конкурсом состоялось весьма нелицеприятное совещание в Министерстве культуры, на котором было высказано множество претензий по поводу предыдущего конкурса и принято решение о расширении круга ответственных организаций. В результате их пять: Министерство культуры держит руку на пульте управления, поскольку конкурс государственный, компания "Содружество" (бывший Союзконцерт) - исполнительный орган, Международный союз музыкальных деятелей, Союз композиторов России и Московская консерватория как творческие организации курируют соответствующие вопросы. Цель одна - чтобы таких ошибок, которыми изобиловал прошлый конкурс, не было.

    

- Какие, интересно, ошибки были сочтены кардинальными?

- Первая - отбор участников по документам. Определять за столом, по бумагам, кто чего стоит, по крайней мере, смешно. На этот раз мы допустили к конкурсу всех приславших заявки, разумеется, если возраст соискателей и их программы соответствовали условиям конкурса.

    

- Уточним: допустили иностранцев, россияне проходили отбор.

- Вторая ошибка произросла из вроде бы благородной идеи посадить в жюри юбилейного, Десятого конкурса только победителей предыдущих конкурсов Чайковского. Но всех лауреатов первых премий собрать не удалось, и в жюри сели четвертые, пятые, шестые премии. Что из этого получилось, мы видели. У инструменталистов - ни одной первой премии, хотя Луганский, например, на мой взгляд, заслуживал не только "золота", но и Гран-при. Но Гран-при, приз, неизвестно откуда взявшийся и неизвестно почему отданный в вокальный раздел, получает певица, которую спустя четыре года не видно и не слышно. Творческий провал - иначе ту историю не назовешь. Сейчас мы возвращаемся к традиции и в системе премий - первая, вторая и т.д. по всем специальностям, без Гран-при (только теперь "золото" будет "стоить" не пять тысяч долларов, а десять), и к традиции в формировании жюри - в него, как и прежде, войдут известные исполнители и педагоги.

    

- Прокомментируйте, пожалуйста, список, к примеру, фортепианного жюри.

- Элисо Вирсаладзе, Сергея Доренского, Виктора Мержанова, Льва Наумова, надеюсь, никому представлять не надо. Петер Ланг - блестящий музыкант из Австрии, Дэниэл Поллак - фигура выдающаяся, пианист, широко известный в мире, полька Черны-Стефаньска - я наблюдал ее в деле и могу сказать: кроме того, что она замечательный музыкант, она еще и очень объективный человек. Мириан Даулсберг является одним из самых авторитетных педагогов Бразилии, Хироко Накамура - крупнейший концертирующий и преподающий музыкант, президент Общества Чайковского в Японии, Марчелло Аббадо - ректор Миланской консерватории...

Но вообще, надо сказать, с жюри нашего конкурса проблемы всегда были, есть и будут. Он слишком растянут по времени. Пианисты соревнуются три недели, и для концертирующего музыканта сидеть в таком жюри, конечно, большая потеря времени и денег. В этом году гонорары членам жюри увеличены, но все равно они ни в какое сравнение с концертными не идут. Для педагогов наши сроки тоже проблема, потому что лето - время мастер-классов, и все именитые, как правило, на них задействованы.

    

- Маленький блиц. С чем связано появление новой должности "художественный руководитель конкурса", отданной, как известно, Ирине Архиповой?

- С тем, чтобы МСМД, во главе которого Ирина Константиновна стоит, мог оказывать воздействие на творческий процесс.

    

- Как эта должность соотносится с должностью председателя оргкомитета, которым является Тихон Хренников?

- Решающее слово - за председателем.

    

- Каково соотношение государственных и спонсорских средств, выделенных на конкурс?

- Оно примерно то же, что и четыре года назад, - 65 процентов к 35.

    

- Кто генеральный спонсор?

- Газпром. Российская компания в этой роли - такое на Конкурсе Чайковского впервые.

    

- Это его идея или ваша?

- Наша. Мы считаем, что у национального конкурса должен быть национальный спонсор. Что же кланяться чужим дяденькам.

    

- А эти дяденьки были?

- Были. Например, несколько японских фирм. Но они предлагали небольшие деньги, а взамен хотели очень многого. Мы отказали.

    

- Коснулось ли это фирм "Ямаха" и "Каваи", чьи инструменты (вместе со "Стейнвеем") стояли на прошлом конкурсе к услугам пианистов?

- Нет, пианисты по-прежнему будут иметь возможность выбирать один из этих трех инструментов.

    

- Изменится ли что-нибудь в конкурсных программах?

- Каркас неизменен, только небольшие вариации.

    

- А в системе оценок?

- Этот вопрос решится на днях. Есть предложение (собственно, я его и выдвинул), чтобы система была полностью закрытой, без обсуждения на третьем туре, что максимально гарантирует объективность. В самом общем виде это выглядит так: на каждом туре члены жюри ставят свои баллы, счетная комиссия обрабатывает их и представляет результат в виде списка одних только цифр, не привязанных к фамилиям. Если список принимается, оглашаются фамилии прошедших на следующий тур - по порядку жеребьевочных номеров. То есть жюри до последнего не знает, кто лидирует, а кто в хвосте. После третьего тура на обсуждение выносится опять же ряд цифр и ставится вопрос: есть ли у нас первая премия? Если жюри говорит "есть", открывается фамилия того, кто набрал наибольшее число баллов.

    

- Похоже, грядет маленькая революция. Такого на Конкурсе Чайковского ведь не было?

- Не было.

    

- И ваш прогноз относительно успеха идеи?

- Трудно сказать. Некоторые члены жюри поддержали ее. Но решать оргкомитету.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;