Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 25 (7282) 5-11 июля 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

ВАЛЕРИЙ ГЕРГИЕВ: "Cкажите Мариинскому спасибо"

Беседу вела Анна ВЕТХОВА
Фото Д.КОРОБЕЙНИКОВА


В Санкт-Петербурге завершился самый крупный и самый престижный международный фестиваль в России - "Звезды белых ночей". Его директор и художественный руководитель Валерий ГЕРГИЕВ накануне своего визита в Лондон, где параллельно с фестивалем проходят масштабные гастроли Мариинского театра на сцене Ковент-Гарден, дал нашей газете эксклюзивное интервью.

- Валерий Абисалович, вам не бывает жутковато при мысли о том, что в России Мариинскому театру нет конкурентов? Более того, когда так непредсказуемо складывается ситуация в Большом, создается впечатление, что альтернативы не обнаружится и в обозримом будущем. Не страшно удерживать такую высокую планку, быть все время на тысячу шагов впереди, существуя здесь фактически в оперном вакууме?

52972

- Я не думал о конкуренции как о непременном залоге моей работы здесь. Мы все живем в одной и той же стране и находимся в одинаково трудных условиях. Иногда мне действительно кажется, что в Мариинском театре мы создали некий Ватикан. Но тем не менее мы не претендуем на какую-то невероятную талантливость всех и вся и вполне осознанно не называем себя громко первым театром. Наоборот. Большой испокон веков и до сих пор, а сейчас даже чаще, чем когда-либо, называют первым театром страны. Мне кажется, в настоящий момент эта тема звучит как-то особенно болезненно. Ведь первым можно быть назначенным, но это не будет отражать истинной ситуации, в нашем случае той, что в России складывается уже примерно двести лет. Я имею в виду проблему двух столиц. Их всегда было две: они существовали и на равных, и время от времени какой-то из городов назначался главным. Это и показательно. Я бы сейчас не стал драться за статус первого, я дрался бы за статус сильного. И буду. Впрочем, как и прежде. Да и коллектив Большого, я думаю, готов к такого рода борьбе. Но по большому счету сегодня для Мариинского театра конкурентная борьба возможна исключительно в глобальном пространстве: мы конкурируем все же не с Москвой, а с Западом.

- Продолжая тему двух столиц и двух театров, я хотела бы знать ваше мнение по поводу перманентно обсуждающейся идеи создания объединенной дирекции Большого и Мариинского театров.

52976

- Я считаю, что объединение театров - это вопрос, который должны решать министры, а может быть, даже скорее, - Президент. Общий подъем, спад, кризис или расцвет - это те явления, за которые отвечают многие люди. Им надо собираться вместе и говорить. Не было еще такого министра, который бы все понимал и в опере, и в балете, и в музеях. У каждого своя специфика. Поэтому специалист в каждой сфере культуры должен выносить свое мнение на всеобщее обсуждение. На теме создания объединенной дирекции много уже спекулировали. Людям свойственно подхватить какой-то слух, при том, что источника информации никто не знает. Кто говорил об идее объединенной дирекции? Я, например, говорил об этом, в том числе в свое время и Виктору Степановичу Черномырдину. Я говорил и о том, что надо создать программу "Русская опера" и "Русский балет". Здоровое зерно мне видится в выработке общей художественной программы, а не общего кабинета.

- Но для этого как минимум необходимо заинтересовать лучшие творческие силы в том, чтобы посвящать если не большую, то хотя бы солидную часть времени России, а не Западу. Вы-то как раз и могли бы поделиться опытом, как этого достичь.

52980

- Существует голод на выступления известных дирижеров в России. Об этом мало говорят или вообще стыдливо умалчивают. Выдающийся дирижер Светланов или не менее выдающийся дирижер Рождественский, которые в 60-е годы выступали здесь, скажем, 60 - 70 раз в год, в 90-е появлялись в Москве или Питере по два раза в сезон или вообще отсутствовали. Не мне их критиковать: я просто описываю ситуацию. Когда музыкальный руководитель появляется за пультом Нью-Йоркского оркестра примерно 50 - 60 раз в сезон, то вы вправе ожидать, что качество оркестра будет хорошим. А если Госоркестр был без Светланова более одиннадцати месяцев в году, то не стоит труда спрогнозировать упадок. Это прискорбно. Мне было искренне жаль оркестр, который я обожал, тот самый Госоркестр, которым я дирижировал, когда был еще совсем молодым. Я всегда с большим уважением относился к его музыкантам, и мне очень жаль, что Светланов принял ошибочное решение, посвятив свои силы западным коллективам, а не своему. Я принял другое решение: в подавляющем большинстве своих репертуарных планов я опираюсь на Мариинский театр, на его коллектив - оперный, балетный, хоровой, оркестровый, на его технический комплекс, на фестиваль. А те фестивали, которые я создавал не в нашей стране, тоже опираются на Мариинский театр. Вот и вся история. Очень просто: важно, на чем вы концентрируетесь. Поэтому сегодня сила наша не в спонсоре и не в министре, а в нашей спаянности - в моей и коллектива. Мы вместе очень много делаем. Иногда хорошо, иногда что-то хочется сделать лучше.

- Не менее жестко стоит и проблема присутствия здесь солистов оперы и балета.

52984

- С балетом в какой-то мере ситуация проще. Лучшие танцовщики сегодня, несмотря на свою славу, не так часто передвигаются по всему миру. Гораздо труднее регулировать трафик певцов, и артисты Мариинского театра в этом смысле - не исключение. Вообще русские сегодня поют в разных западных театрах: в хороших, в великих, в плохих... Десять лет назад пошла паника: нужно ехать куда угодно, только не оставаться в России. И поскольку разница в оплате огромная, многие пошли по этому пути. На это, кстати, сетовал Рождественский, уходя из Большого: но ведь данная ситуация ни для кого не новость. Разве он не знал, что разница в гонорарах здесь и там и сегодня остается несоразмерной? Многие думают, что в Мариинском театре платят много, поэтому наши артисты "делают вид", что лучше поют или играют. На самом деле мы просто больше работаем, и у нас, по-моему, сейчас больше гастролей. Я никогда не говорю, что театр работает хорошо или великолепно, так же как никогда не называю себя великим дирижером. Я всегда повторяю: мы просто много работаем.

- График работы ваших артистов настолько плотный, что некоторые из них давно забыли, что такое отпуск. Я знаю, что во время фестиваля оркестранты порой имеют по три-четыре вызова в день. Это безумно напряженный ритм жизни. Вы не боитесь срывов?

52988

- Конечно, нагрузки очень большие. Я думаю, что нужно немножко облегчить жизнь наших музыкантов, и в ближайшие два года я буду об этом думать, как никогда, часто. Мы на сегодняшний день заработали такую репутацию, которую уже вполне можно просто защищать и не надо увеличивать. Вот и фестиваль в этом плане весьма показателен: он был масштабным и прошел в целом очень успешно.

- Тем не менее дебют труппы Большого театра на фестивале был омрачен отсутствием Геннадия Рождественского...

52992

- Мне непонятно, почему Геннадий Рождественский не приехал на "Белые ночи". Здесь его ждали. Я воспринял его поступок как демонстрацию неуважения и к фестивалю, и к театру: мы договаривались с ним о выступлении фундаментально, объявили об этом событии на весь мир. Мне кажется, что Рождественский не очень представляет себе, какого уровня это фестиваль. Конечно, были времена, когда я еще учился, а он уже был выдающимся дирижером, но ведь такое соотношение сил - оно не навсегда. Мы тоже здесь уже что-то умеем. И в мире нас знают не меньше, а может быть, даже и больше. Мариинский театр сегодня - это та сила, с которой невозможно не считаться. Мнения отдельных людей в Нью-Йорке, Петербурге или Москве ничего не значат. Репутация Мариинского театра складывается из мнения тысяч и тысяч наших слушателей. Это и рецензии в печати, и телевидение, это и молва, и в конце концов - миллионы проданных билетов, которые люди покупают именно потому, что хотят увидеть и услышать качество. На наши нынешние выступления в Лондоне были проданы все билеты, причем - что меня даже угнетает, - за сумасшедшие деньги. Спрос огромный, значит, публика вправе ожидать от нас какого-то невероятного уровня. Может быть, мы даже не сможем его показать. Но бесспорно то, что мы сегодня находимся на гребне. В прошлом году наши гастроли в Ковент-Гарден были предельно успешными, поверьте мне. Вряд ли мнение прессы было таким уж преувеличением, когда гастроли Мариинки сравнивали по значимости с гастролями дягилевской труппы. Я считаю, что мы очень хорошо поработали на репутацию России, и пускай то, что я сейчас об этом говорю, никого не раздражает - ни в Москве, ни еще где-нибудь. Это - правда. Можно, между прочим, и спасибо сказать за это коллективу.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;