Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 23 (7134) 25 июня - 1 июля 1998г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КонтекстЛубочная "Глория"Вещественные знаки невещественных отношений Татьяна СИДОРОВА На один вечер в Большом зале консерватории забыли о Конкурсе Чайковского. От имени всемирного жюри, состоящего сплошь из блистательных музыкантов, Мстислав Ростропович вручал престижную премию "Слава - Gloria". В этом году ее удостоились композитор Альфред Шнитке, скрипач Максим Венгеров и певец Роберто Аланья. Альфред Шнитке тяжело болен. Написанная в 1997 году Девятая симфония - из-за неразборчивого почерка мастера - считалась неоконченной. Ее расшифровал Геннадий Рождественский: скрупулезно, со знанием дела и без желания "подсочинить". Мы услышали Шнитке. По-прежнему объятого необъятными вопросами и высказывающего невыразимое языком музыки - и прежде самым для него естественным, а сегодня единственно доступным ему языком. По-прежнему фантастически многоликий оркестр, бросающий "то в жар, то в холод" неожиданными сочетаниями тембров, нездешним звучанием знакомых групп (например, странно "проваливающийся" звук струнных - словно лик иного мира), вкраплениями "чуждых" инструментов (саксофон, флексатон, электрогитара). Прежнее единство противоположностей. Но теперь - без борьбы. Моцарт, Брукнер, первомайские марши, джазовые импровизации и собственная авторская интонация уживаются в едином звуковом пространстве. Симфонию завершает умиротворенная фраза, которую по очереди повторяют орган, саксофон, клавесин, бас-гитара и весь оркестр. "Я нашел ответ, когда понял, что нет ответа" - одно из недавних высказываний Шнитке. Первый скрипичный концерт Шостаковича прозвучал у лауреата Максима Венгерова светло и окрыленно. Страстный и легкий, сотканный словно из воздуха звук венгеровской скрипки, скорее, чаровал, нежели возбуждал. Неудивительно, что самым сильным местом в его исполнении стали медленные части: ноктюрн и пассакалья - гипноз мелодии и тембра. А теперь коротко об официальной части. Сложная, глубокая музыка Шнитке - и стереотипные речи полит- и бизнесбомонда. Очень личные фотографии из семейного альбома композитора (на огромном мониторе!) - и длинноногие красавицы с лаковой улыбкой Барби, словно на "Поле чудес" раздающие призы. Фильм о Шнитке с пронзительными кадрами: он, уже совсем больной, - и жизнерадостная реклама прохладительных напитков. Шостакович - и наигрыши труб, вместе с аплодисментами почему-то напоминающие перезвон балалаек. На церемонии вручения премии "Слава - Gloria" не хватало только ложкарей и матрешек. В то время как лауреаты - Альфред Шнитке (главную "Большую премию жизни" получила за супруга Ирина Шнитке) и чрезмерно одухотворенный Максим Венгеров с Шостаковичем ("Малая премия") казались лишними. Единственным, кто "на все сто" вписался в парадный лубок, был обладатель еще одной "Малой премии" франко-итальянский тенор Роберто Аланья, просиявший красивым, солнечным голосом в двух ариях Гуно и Флотова. Публика, порядком подуставшая на Шнитке и Шостаковиче, устроила певцу долгую и благодарную овацию. Также в рубрике:
|