Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 23 (7134) 25 июня - 1 июля 1998г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Контекст

Лубочная "Глория"

Вещественные знаки невещественных отношений

Татьяна СИДОРОВА


На один вечер в Большом зале консерватории забыли о Конкурсе Чайковского. От имени всемирного жюри, состоящего сплошь из блистательных музыкантов, Мстислав Ростропович вручал престижную премию "Слава - Gloria". В этом году ее удостоились композитор Альфред Шнитке, скрипач Максим Венгеров и певец Роберто Аланья.

Альфред Шнитке тяжело болен. Написанная в 1997 году Девятая симфония - из-за неразборчивого почерка мастера - считалась неоконченной. Ее расшифровал Геннадий Рождественский: скрупулезно, со знанием дела и без желания "подсочинить". Мы услышали Шнитке. По-прежнему объятого необъятными вопросами и высказывающего невыразимое языком музыки - и прежде самым для него естественным, а сегодня единственно доступным ему языком. По-прежнему фантастически многоликий оркестр, бросающий "то в жар, то в холод" неожиданными сочетаниями тембров, нездешним звучанием знакомых групп (например, странно "проваливающийся" звук струнных - словно лик иного мира), вкраплениями "чуждых" инструментов (саксофон, флексатон, электрогитара). Прежнее единство противоположностей. Но теперь - без борьбы. Моцарт, Брукнер, первомайские марши, джазовые импровизации и собственная авторская интонация уживаются в едином звуковом пространстве. Симфонию завершает умиротворенная фраза, которую по очереди повторяют орган, саксофон, клавесин, бас-гитара и весь оркестр. "Я нашел ответ, когда понял, что нет ответа" - одно из недавних высказываний Шнитке.

Первый скрипичный концерт Шостаковича прозвучал у лауреата Максима Венгерова светло и окрыленно. Страстный и легкий, сотканный словно из воздуха звук венгеровской скрипки, скорее, чаровал, нежели возбуждал. Неудивительно, что самым сильным местом в его исполнении стали медленные части: ноктюрн и пассакалья - гипноз мелодии и тембра.

А теперь коротко об официальной части. Сложная, глубокая музыка Шнитке - и стереотипные речи полит- и бизнесбомонда. Очень личные фотографии из семейного альбома композитора (на огромном мониторе!) - и длинноногие красавицы с лаковой улыбкой Барби, словно на "Поле чудес" раздающие призы. Фильм о Шнитке с пронзительными кадрами: он, уже совсем больной, - и жизнерадостная реклама прохладительных напитков. Шостакович - и наигрыши труб, вместе с аплодисментами почему-то напоминающие перезвон балалаек. На церемонии вручения премии "Слава - Gloria" не хватало только ложкарей и матрешек. В то время как лауреаты - Альфред Шнитке (главную "Большую премию жизни" получила за супруга Ирина Шнитке) и чрезмерно одухотворенный Максим Венгеров с Шостаковичем ("Малая премия") казались лишними. Единственным, кто "на все сто" вписался в парадный лубок, был обладатель еще одной "Малой премии" франко-итальянский тенор Роберто Аланья, просиявший красивым, солнечным голосом в двух ариях Гуно и Флотова. Публика, порядком подуставшая на Шнитке и Шостаковиче, устроила певцу долгую и благодарную овацию.

Также в рубрике:

КОНТЕКСТ

ХРОНИКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;