Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 23 (7134) 25 июня - 1 июля 1998г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаБезумный день, или La Petite Bande в МосквеЕще раз об аутентизме Анна ВЕТХОВА Случилось невероятное: к нам приехал... Да нет, не Паваротти - Доминго - Каррерас, не Монтсеррат Кабалье и не Вэн Клайберн, а бельгийский оркестр старинной музыки La Petite Bande под управлением Сигизвальда Кейкена. Вы в недоумении? Понимаю, и не только вы. Только, знаете ли, недоумевают все по разным поводам: кто-то потому, что действительно не имеет понятия о том, что представляет собой этот La Petite Bande, ну а те, что "в предмете", - оттого, что этот знаменитый на весь мир оркестр совершенно внезапно к нам нагрянул. Короче, в концертном зале Российской академии музыки им.Гнесиных выступил один из корифеев аутентичного исполнительства Сигизвальд Кейкен. Вместе со своей "маленькой бандой" и группой солистов он устроил единственное представление оперы Вольфганга Амадея Моцарта "Свадьба Фигаро". La Petite Bande был создан дирижером Густавом Леонхардом и его учеником, скрипачом Сигизвальдом Кейкеном, в 1972 году по инициативе известной звукозаписывающей фирмы "Deutsche Harmonia Mundi". Их первой работой стала запись оперы Жана Батиста Люлли "Мещанин во дворянстве". В 90-е годы Сигизвальд Кейкен начинает записывать оперы Моцарта "Так поступают все" (1992) и "Дон Жуан" (1995). Принимаясь за очередной моцартовский проект, г-н Кейкен вряд ли подозревал, что адаптированный композитором "Безумный день" Бомарше своеобразно "отзовется" и в его творческой биографии. Началось все с того, что у коллектива отменилось выступление в одной из европейских стран и он дал свое согласие на концерт в Москве. Шаг, скажу я вам, довольно рискованный, - то, что музыкантам предоставили не самую престижную площадку плюс полное отсутствие рекламы (организован был концерт в более чем сжатые сроки), могло не лучшим образом сказаться на числе зрителей в зале. А не сказалось только потому, что информация дошла до факультета старинной музыки Московской консерватории, откуда моментально распространилась по всем "аутентичным каналам". Однако затем последовали новые непредвиденные события. Заболела Сюзанна, и пришлось срочно искать ей замену в Москве. Задача опять же не из легких: у нас слишком мало певцов, знающих, что такое аутентичная манера. Тем более сложно найти исполнителя, который в классической моцартовской опере, "перепетой" вдоль и поперек и в годы учебы, и в театрах, способен отойти от штампов и органично вписаться в новый для себя стилевой ансамбль. Нашли Светлану Сумачеву, которая имеет опыт работы со старинной оперой, поскольку участвовала в постановках, осуществленных Коллегией старинной музыки при Московской консерватории. На ее долю выпала сложнейшая задача, ведь пришлось включаться в коллектив уже на сцене, без репетиций, не зная точно хода спектакля (он шел с купюрами - были удалены практически все развернутые сцены с речитативом secco), не имея полноценного представления о голосах и манере пения своих коллег, с которыми она должна была выступать и в ансамблях! Светлана Сумачева героически продержалась и с безупречной интонацией и милой кокетливой улыбкой на лице (которой старательно скрывала неподдельный ужас в глазах) довела свою Сюзанну до финала. Тут я вынужденно забежала вперед и теперь вновь возвращаюсь к событиям безумного дня. Оркестры и солисты должны были прилететь в столицу рейсом французской авиакомпании Air France, но, как известно, пилоты объявили забастовку. Рейс пришлось сменить, а новый самолет достиг московского аэропорта на два часа позже запланированного срока. В итоге музыканты лишь в 19.00 прибыли в концертный зал и, закончив необходимые минимальные приготовления, ровно через час прямо с места в карьер грянули Моцарта. Удивительно, но роковые события никак не отразились на качестве исполнения. Такую "Свадьбу Фигаро" в Москве точно слышали впервые. Игра оркестра благодаря использованию подлинных инструментов моцартовской эпохи приобрела прозрачность; легкое, чуть суховатое звучание струнных удивительно сочеталось с оригинальными тембрами духовых. Певцы были подобраны потрясающе точно: каждый подходил к своей роли и по голосу, и по актерским возможностям, и (что просто невероятно!) по внешним данным. Роли исполняли: Вернер ван Мехелен (Фигаро), Хюберт Класен (Граф), Патриция Биччире (Графиня), Беатрис Крамуа (Марселина), Моника Гроп (Керубино), Харри ван дер Камп (Бартоло), Ив Сэленс (Базилио). Исполнители настолько вошли в образ, что заставили публику "забыть" о концертном варианте: создалось ощущение полноценного спектакля, несмотря на купюры и... бурные аплодисменты, следовавшие после окончания каждого номера. Также в рубрике:
|