Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 23 (7134) 25 июня - 1 июля 1998г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Безумный день, или La Petite Bande в Москве

Еще раз об аутентизме

Анна ВЕТХОВА


Случилось невероятное: к нам приехал... Да нет, не Паваротти - Доминго - Каррерас, не Монтсеррат Кабалье и не Вэн Клайберн, а бельгийский оркестр старинной музыки La Petite Bande под управлением Сигизвальда Кейкена. Вы в недоумении? Понимаю, и не только вы. Только, знаете ли, недоумевают все по разным поводам: кто-то потому, что действительно не имеет понятия о том, что представляет собой этот La Petite Bande, ну а те, что "в предмете", - оттого, что этот знаменитый на весь мир оркестр совершенно внезапно к нам нагрянул.

Короче, в концертном зале Российской академии музыки им.Гнесиных выступил один из корифеев аутентичного исполнительства Сигизвальд Кейкен. Вместе со своей "маленькой бандой" и группой солистов он устроил единственное представление оперы Вольфганга Амадея Моцарта "Свадьба Фигаро".

La Petite Bande был создан дирижером Густавом Леонхардом и его учеником, скрипачом Сигизвальдом Кейкеном, в 1972 году по инициативе известной звукозаписывающей фирмы "Deutsche Harmonia Mundi". Их первой работой стала запись оперы Жана Батиста Люлли "Мещанин во дворянстве". В 90-е годы Сигизвальд Кейкен начинает записывать оперы Моцарта "Так поступают все" (1992) и "Дон Жуан" (1995).

Принимаясь за очередной моцартовский проект, г-н Кейкен вряд ли подозревал, что адаптированный композитором "Безумный день" Бомарше своеобразно "отзовется" и в его творческой биографии. Началось все с того, что у коллектива отменилось выступление в одной из европейских стран и он дал свое согласие на концерт в Москве. Шаг, скажу я вам, довольно рискованный, - то, что музыкантам предоставили не самую престижную площадку плюс полное отсутствие рекламы (организован был концерт в более чем сжатые сроки), могло не лучшим образом сказаться на числе зрителей в зале.

А не сказалось только потому, что информация дошла до факультета старинной музыки Московской консерватории, откуда моментально распространилась по всем "аутентичным каналам". Однако затем последовали новые непредвиденные события. Заболела Сюзанна, и пришлось срочно искать ей замену в Москве. Задача опять же не из легких: у нас слишком мало певцов, знающих, что такое аутентичная манера. Тем более сложно найти исполнителя, который в классической моцартовской опере, "перепетой" вдоль и поперек и в годы учебы, и в театрах, способен отойти от штампов и органично вписаться в новый для себя стилевой ансамбль. Нашли Светлану Сумачеву, которая имеет опыт работы со старинной оперой, поскольку участвовала в постановках, осуществленных Коллегией старинной музыки при Московской консерватории. На ее долю выпала сложнейшая задача, ведь пришлось включаться в коллектив уже на сцене, без репетиций, не зная точно хода спектакля (он шел с купюрами - были удалены практически все развернутые сцены с речитативом secco), не имея полноценного представления о голосах и манере пения своих коллег, с которыми она должна была выступать и в ансамблях! Светлана Сумачева героически продержалась и с безупречной интонацией и милой кокетливой улыбкой на лице (которой старательно скрывала неподдельный ужас в глазах) довела свою Сюзанну до финала.

Тут я вынужденно забежала вперед и теперь вновь возвращаюсь к событиям безумного дня. Оркестры и солисты должны были прилететь в столицу рейсом французской авиакомпании Air France, но, как известно, пилоты объявили забастовку. Рейс пришлось сменить, а новый самолет достиг московского аэропорта на два часа позже запланированного срока. В итоге музыканты лишь в 19.00 прибыли в концертный зал и, закончив необходимые минимальные приготовления, ровно через час прямо с места в карьер грянули Моцарта.

Удивительно, но роковые события никак не отразились на качестве исполнения. Такую "Свадьбу Фигаро" в Москве точно слышали впервые. Игра оркестра благодаря использованию подлинных инструментов моцартовской эпохи приобрела прозрачность; легкое, чуть суховатое звучание струнных удивительно сочеталось с оригинальными тембрами духовых. Певцы были подобраны потрясающе точно: каждый подходил к своей роли и по голосу, и по актерским возможностям, и (что просто невероятно!) по внешним данным. Роли исполняли: Вернер ван Мехелен (Фигаро), Хюберт Класен (Граф), Патриция Биччире (Графиня), Беатрис Крамуа (Марселина), Моника Гроп (Керубино), Харри ван дер Камп (Бартоло), Ив Сэленс (Базилио). Исполнители настолько вошли в образ, что заставили публику "забыть" о концертном варианте: создалось ощущение полноценного спектакля, несмотря на купюры и... бурные аплодисменты, следовавшие после окончания каждого номера.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;