Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 36 (7293) 20-26 сентября 2001г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СобытиеГде-то "У ворот" срубили вишниЧехов Марка Розовского ТЕАТРИрина АЛПАТОВА
Чеховым столичную публику, кажется, уже перекормили, особенно благодаря Олимпийской программе с ее пятью "Чайками". Стартовать в новом сезоне с "Вишневым садом", да еще в камерном варианте, - безусловный риск. Марк Розовский на него пошел - и выиграл. На фоне бесконечных "версий", адаптаций, голубоватых триллеров и тому подобных вещей увидеть "нормальный", неспешный, психологический и человечный спектакль - уже благо. В "Вишневом саде" Розовского - мхатовская закваска, даже сценографические панели-виньетки зримо напоминают парадный вход в Камергерском переулке (художник Ксения Шимановская). Речь не о копировании или цитатах, просто на крошечной сцене "У Никитских ворот" попытались вернуться к полузабытому или даже неуважаемому нынче - к знаменитой "жизни человеческого духа", приправленной и уместной характерностью, и яркостью театральной подачи. Соблюдено все до мелочей - до звука лопнувшей струны и утреннего тумана, но в то же время спектакль не грешит музейностью и непререкаемой хрестоматийностью. Он получился на удивление живым, подвижным, то сентиментально-трогательным, то смешным. К Чехову переброшен мостик из дня сегодняшнего. "У Никитских ворот" играют, скорее, воспоминания о саде. Его нет - и не потому, что сцена слишком мала. Сад продан давно, и все - актеры и публика - об этом знают. Остались бревенчатые пирамидки - из них, как из кубиков, каждый строит себе свое: Петя (Д.Семенов) - "баррикады", Яша (Ю.Голубцов) - паровозик, который увезет его в Париж. Нет "столиков" и "стульчиков", нет даже "многоуважаемого шкафа" - его "роль" передана такому же столетнему Фирсу (Г.Шумилов). Вишневые деревья появятся лишь раз - на макете сада, который радостно притащит выигравший торги Лопахин (А.Масалов). Словно уже готовый дачный участок - а большего этому Лопахину не дано, тот символический сад-жизнь ему не купить. Уже сто лет ведутся споры о том, стоит ли на "Вишневом саде" плакать или лучше смеяться. Споры бессмысленны - эмоциональный настрой зависит от сегодняшней, даже сиюминутной интонации. При всей забавности трюков Шарлотты (М.Рассказова), "несчастий" Епиходова (А.Лукаш), адюльтера Дуняши (О.Лебедева) и Яши у Розовского доминирует настроение ностальгически-сентиментальное, грустное. Сочувствуешь всем без разбора, не ища правых и виноватых. Все несчастны, потому что в жизненной рулетке выпадает: "не судьба". Легкомысленно-взбалмошная, порой похожая на неряшливую кокотку в каких-то шальварах, Раневская (Г.Борисова) долго утомляет детской капризностью, пока не осознает наконец безнадежность происходящего - стянув крашеный парик, будет жадно доедать из вазочки последние уцелевшие вишни, давясь не косточками, а слезами. Но так явно влюбленного в нее Лопахина брезгливо оттолкнет плечом, покидая дом. Не в чести новоявленный капиталист и у Гаева (И.Старосельцев) - реплики о запахе пачулей и курицы обращены явно не к лакею. А Ермолаю Алексеевичу с его "нежными пальцами и чувствительной душой" зачем нужна, казалось бы, такая близкая ему Варя (В.Заславская), домовитая и хозяйственная? Бесчисленные прямые не пересекутся никогда и уйдут в бесконечность - каждая в свою сторону. Никого не выведет на верный путь вечно сморкающийся Петя с козлиной бородкой, не светит "новая жизнь" какой-то зомбированной к финалу Ане (К.Транская). Ощущение дома и сада как символов жизни не одного поколения постепенно уйдет, растворится в дыме-тумане. Останется "товар", который можно выгодно продать или купить. Его уже не жалко, потому что людей не осталось. Больной Фирс, падая в финале в свою "могилу", нечаянно заденет макет - подломятся и деревья, упадут на сцену. Даже рубить уже нечего. Также в рубрике:
|