Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 36 (7293) 20-26 сентября 2001г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрТеатральный Союз - между съездамиТезисы доклада секретариата Союза театральных деятелей Российской Федерации IV (XVIII) съезду Фото ИТАР - ТАСС 22 октября откроется IV (XVIII) съезд Союза театральных деятелей Российской Федерации. Первая римская цифра означает отсчет от памятного 1986 года, когда очередной съезд театрального союза, тогда еще ВТО (Всероссийского театрального общества), произвел в своих недрах настоящую революцию. Именно тогда, на заре перестройки, Общество преобразовалось в Союз, решительно сменив в своем руководстве старую номенклатурную команду на новую, отвечавшую требованиям резко менявшегося времени. Председателем нового творческого союза был избран Михаил Ульянов, он пробыл на этом посту два пятилетних срока. Тогда же был существенно изменен устав организации. Свет долгожданной творческой свободы, возможности строить жизнь самостоятельно, а не по указке сверху манил и будоражил театральное сообщество. Это было время надежд и прилива энергии. Вслед за СТД (так стало отныне называться ВТО) и другие творческие союзы провели у себя революционные съезды и преобразования. Последние оказались куда более жесткими и даже кровожадными. Тем временем жизнь страны стремительно переустраивалась, и радужные надежды очень быстро сменились тяжким бременем ответственности. Социально-экономические потрясения требовали от союзов недюжинной воли и способности приспосабливаться к ежедневно меняющимся условиям жизни. Большинство союзов пережили драматические расколы, деятельность их приходила в упадок. А театральный - выстоял, не распался, не утонул в дрязгах, не утратил своего главного предназначения - поддерживать людей театра. Возможно, "виной" тому его родословная. Театральное общество возникло еще до революции и ставило своей целью исключительно взаимоподдержку артистов в их нелегком, социально незащищенном труде и быту. Остальные же союзы создавались уже в недрах тоталитарного Советского государства с умыслом построить художников по ранжиру, обеспечить досмотр за каждым и воспитание идеологически надобных кадров. Однако, может быть, театральное сообщество уберегло от распада и особое свойство самого искусства сцены - его изначально коллективная природа. Это вовсе не означает, что со времени образования СТД все в этой творческой организации шло гладко. Были и просчеты, и потери, и неверные шаги. И все-таки к своему IV съезду СТД пришел в полноценном, всероссийском качестве. Пять лет назад Михаила Ульянова сменил на посту председателя Александр Калягин. За эти годы страна и вместе с ней театр пережили немало кардинальных, в том числе и весьма драматичных социально-экономических изменений. Накануне съезда мы предлагаем вниманию читателей ряд тезисов на тему о прошлом, настоящем и будущем российского театрального союза, подготовленных секретариатом СТД РФ. Полностью эти материалы будут озвучены в докладе председателя А.КАЛЯГИНА в первый день съезда. А пока приглашаем заинтересованных людей к разговору на страницах нашей газеты. Предлагаемые обстоятельстваОглядываясь на минувшие пять лет, вспоминаем строки поэта: "Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок". Это относится, конечно, не только к деятельности театрального сообщества, но и ко всему нашему театру. Ведь СТД России - это не островок в океане, не оазис, а часть той жизни, которой мы все живем. Пять лет назад мы начинали свою работу в нелегкой общественной и социально-психологической атмосфере. Казалось, театральное сообщество вот-вот развалится, обессиленное экономическими неурядицами, дефолтом и всеми прочими напастями, которых с лихвой тогда хватало. Главной задачей мы полагали сохранить Союз как всероссийскую организацию, обеспечить преемственность в ее работе с учетом новой реальности. Далеко не все получилось так, как хотелось, но, судя по результатам последнего социологического исследования, проведенного во время отчетно-выборной кампании 2000 - 2001 годов, доверие театральной общественности к Союзу за это время в целом удалось восстановить: 28 процентов оценивают проведенную работу только положительно, 37 процентов считают, что в ней были и плюсы, и минусы, а доля недовольных существенно сократилась по сравнению с результатами предыдущих опросов. Было бы глупо на этом успокаиваться, тем более что эта оценка отражает не только работу секретариата, но, главным образом, усилия региональных отделений Союза в изменившихся условиях жизни. При всем при том СТД существует, в нем множество нерешенных проблем, но свою необходимость и жизнеспособность он доказал. Союз выстоял в той мере, в какой выстоял и российский театр. Общественное объединение сценических деятелей всегда решало несколько взаимосвязанных задач: творческой, организационно-правовой и социально-бытовой помощи своим членам. Триединство функций ВТО - СТД определяло и работу секретариата. Сегодня СТД РФ объединяет более 25 тысяч членов и 74 региональные организации. При всей внушительности цифр за ними стоит проблема. Общая численность СТД за последние 10 лет уменьшилась примерно на 2000 человек. При этом наш Союз неуклонно стареет - доля лиц от 50 лет и более превышает в нем 60 процентов, в то время как молодежи до 30 лет - менее 3 процентов. Средний возраст члена Союза - 56 лет. Все это, конечно же, ненормально. Сегодня для нас одна из самых актуальных задач - привлечение творческой молодежи. С этой целью в новом проекте Устава предусмотрено снижение срока трудового стажа, дающего право на вступление в Союз. В период между предыдущими съездами Союз по экономическим причинам был вынужден резко сократить свою творческую деятельность. Фактически она была свернута и даже сейчас не восстановлена в том объеме, в котором этого хотелось бы. Однако и в этих тяжелых условиях удалось найти способ сохранить традиционные формы работы и, что самое важное, отыскать новые возможности участия Союза в театральной жизни страны. Хорошим примером здесь может быть фестивальное движение. Сегодня в России функционирует более сорока постоянно действующих международных и всероссийских театральных фестивалей, и, кроме этого, ежегодно проводятся региональные фестивали и разовые фестивальные акции. В период между съездами СТД выступил соучредителем, участвовал - организационно или финансово - в проведении около 150 фестивальных акций. Наши фестивалиСреди наших главных забот - Национальная театральная премия и фестиваль "Золотая Маска". Тут тоже были ошибки и просчеты, но в конце концов физиономия этой премии и этого фестиваля определились. Уникальность "Золотой Маски" в том, что она обращена ко всем участникам театрального процесса. В фестивальную афишу попадают столичные спектакли и работы маленьких провинциальных городов, давно известных и недавно возникших творческих коллективов. Фестиваль помогает театральному сообществу увидеть тенденции развития театрального искусства и демонстрирует широкой публике вершины художественных достижений отечественного театра. Понимая значение "Золотой Маски" для пропаганды театрального искусства, секретариат Союза и дирекция "Золотой Маски" решили, что спектакли - участники всероссийского фестиваля - должны приобрести всероссийскую аудиторию. Для этой цели мы совместно с Альфа-Банком разработали специальную программу: "Лучшие российские спектакли - лауреаты "Золотой Маски" - в городах России". Первый этап программы прошел в сентябре - октябре 2000 года в Санкт-Петербурге и Иркутске, а в сентябре этого года - в Нижнем Новгороде. Проведение гастролей лауреатов "Золотой Маски" планируется также в Екатеринбурге, Самаре и других крупных городах. Фестивальное движение вышло на одно из первых мест в деятельности СТД не случайно - это отражает общие изменения в театральном процессе страны. Однако и те формы работы ВТО, которые десятилетиями были в центре творческой, консультативной и методической помощи театрам, не утрачены. Может быть, на какое-то время сократилось их количество, но и здесь удалось найти партнеров и соратников, сотрудничество с которыми помогло проводить творческие лаборатории и семинары по актерскому и режиссерскому мастерству, хореографии и вокалу, сценической речи и движению, критике и драматургии, сценографии и театральному менеджменту. В общей сложности за последние пять лет прошло около ста подобных акций, среди которых лаборатории режиссеров драматических театров под руководством П.Фоменко и С.Женовача, ежегодный семинар оперных дирижеров под руководством В.Гергиева, семинары по сценической речи и сценическому движению и многое другое. Наша общая, особая забота - поддержка молодых талантовЗа прошедшие годы секретариат выдвинул на получение Президентских стипендий 276 человек. В ближайшем будущем мы при поддержке Министерства культуры и Правительства Москвы намерены возобновить деятельность "Творческих мастерских". В развитие Постановления Правительства Москвы "О проведении эксперимента по созданию свободных сценических площадок и мерах по поддержке театральных инновационных проектов" от 20 марта 2001 г. N 261-пп подготовлен пакет документов для проведения в Москве эксперимента по созданию свободных и прокатных сценических площадок. Предусмотрено, что в рамках этого эксперимента мы получим здания, приспособленные для подготовки, выпуска и проката спектаклей, других творческих инновационных проектов. Финансирование этой деятельности будет осуществляться за счет государственного целевого творческого заказа. Мы надеемся, что эта инициатива будет поддержана и получит свое развитие во многих городах России. В развитие накопленного потенциала секретариат разработал проект творческой программы на следующее пятилетие, представленный для широкого обсуждения. Стратегические цели программы определили ее структуру и содержание, продиктовали отбор основных направлений деятельности. Первое из них - выявление и демонстрация художественных достижений как важнейший механизм повышения престижа творческих театральных профессий, признание Таланта. Второе - распространение творческих достижений, освоение накопленного сценического опыта, художественных находок, творческих экспериментов, новых выразительных средств должно стать генеральной линией традиционной творческой работы - лабораторий, семинаров, конференций, летних школ, мастер-классов и т.д. Третье - аналитическая и исследовательская деятельность: обсуждение творческих проблем, анализ спектаклей и тенденций развития искусства сцены, сохранение театральных событий для истории и реконструкция достижений прошлого. Четвертое - информационное обеспечение. Это означает организацию взаимной информированности, таким образом, чтобы в театральной среде знали об успехах друг друга, о новых постановках, о фестивалях и конкурсах, о премиях и наградах, о любых интересных акциях и начинаниях и т.д. Но это означает и придание нового качества распространению деловой информации, внедрение новых информационных технологий. Пятым остается постоянная забота о правовом обеспечении театральной жизни и деятельности Союза. Здесь только несколько меняются приоритеты - первоочередным станет комплекс проблем, определяющих социальную защиту творческих деятелей. Наши театральные регионыКонечно, нам очень хотелось бы, чтобы творческая жизнь Союза и его региональных отделений стала более интересной и разнообразной. Маловероятно, что централизованный бюджет Союза когда-нибудь станет источником стопроцентного финансирования всех мероприятий на местах. Региональным организациям необходимо учиться искать средства. Союз здесь может помочь - специальными образовательными проектами и обеспечением регулярного обмена опытом для региональных организаций. При этом надо понимать, что сегодня, в новых изменившихся условиях жизни, в каждом отделении нужен менеджер. Такой специальной одаренностью не обязательно владеют те квалифицированные театральные специалисты, которые сегодня составляют костяк аппарата местных отделений. Их огромным вкладом в общее дело мы гордимся и дорожим. В помощь им представляется целесообразным приглашать способных менеджеров, организаторов, влюбленных в театр и готовых трудиться для блага театрального сообщества. Вот на это необходимо изыскать средства в бюджете Союза, может быть, в первую очередь и предусмотреть дополнительно в штатах региональных организаций специальные должности. Эти вложения должны окупиться. Расширяя вложение средств бюджета СТД в творческую деятельность, имеет смысл финансировать не только деятельность творческих кабинетов и комиссий Центрального аппарата, но и сотрудничество соседних регионов, межрегиональные акции организаций СТД. У нас уже есть очень интересные примеры межрегиональных связей - фестиваль "Сибирский транзит", сотрудничество театров Большого Урала, интересные начинания Ассоциации театров кукол. СТД ставит одним из приоритетов своей творческой программы поддержку межрегиональных проектов. Это тоже важный фактор укрепления местных организаций. В проекте творческой программы СТД на следующие пять лет информационный блок занимает существенное место, ибо информация является важнейшим фактором "связности" театрального пространства, его целостности. Именно поэтому Союз поддержал инициативу организации Всероссийской театральной ярмарки, участники которой получают возможность воочию увидеть достижения своих коллег из всей России. Союз остался учредителем и принимает долевое участие в финансировании профессиональных журналов - "Театр", "Театральная жизнь", "Петербургский театральный журнал", "Сцена". Мы бесплатно рассылаем журнал "Театр" и наш "Страстной бульвар, 10" по всем местным отделениям, чтобы театральная общественность, независимо от места проживания, знала об успехах друг друга, о новых постановках, о фестивалях и конкурсах, о премиях и наградах, о любых интересных акциях и начинаниях и т.д. Но, к сожалению, не во всех регионах журналы доходят до людей театра. Зачастую они оседают в аппарате региональных отделений. В социологическом опросе участников региональных конференций, которое проводилось накануне съезда СТД, отмечено резкое падение авторитета театральной печати и театральной критики. Это тревожный сигнал. Театральное сообщество всегда отстаивало свободу журналистов, без этого нет и свободного театра. Но теперь нашему театральному сообществу надо научиться давать отпор беспардонному хамству, продажности и неквалифицированности людей, использующих свободу для разрушения нашего театра, для создания в нем атмосферы беспрерывного скандала и "разборки", характерной для иных областей нашей жизни. Что ж, и тут театр является сколком нашего общества. Наша экономикаСмена социально-экономической формации, которая происходила и происходит на наших глазах, не могла больно не ударить по ВТО - СТД, экономика которого держалась на льготах и государственном протекционизме. Союз бросался из одной крайности в другую, часто принимались решения, которые исходили из сиюминутных интересов. Надо было спасаться, и средств не выбирали. К сожалению, такой принцип управления экономикой Союза не был своевременно приостановлен. Может быть, здесь сказалось то, что новое руководство СТД медленно входило в курс дела. В результате, к 1998 году положение стало критическим. К управлению экономикой была привлечена новая команда, предложившая иное видение развития экономического потенциала Союза. Секретариатом СТД РФ принята экономическая программа Союза на ближайшие два года. В ее основе лежит упорядочение отношений собственности Союза, юридическое закрепление прав собственности и приведение в систему всех экономических отношений в соответствии с действующим законодательством. Эта работа уже ведется. Но для того, чтобы ее успешно завершить, необходимо уточнение уставных документов Союза. В проекте нового Устава предлагается закрепить существенное для Союза обстоятельство, а именно - подчеркнуть правопреемственность ВТО - СТД. Это не просто юридическая формальность. Без этого невозможно надлежащим образом оформить права собственности на имущество Союза, без чего, в свою очередь, не наладить эффективного управления экономикой. Предполагается также перестроить структуру доходов Союза. До 1999 года большую часть доходов СТД получал от сдачи недвижимости в аренду. Но те договоры аренды, которые заключались в предыдущее пятилетие, ослабляют позиции Союза в современном правовом поле, в них не были учтены возможные опасные последствия. Далеко не все из них были оформлены должным образом. В результате в каких-то случаях даже возникала опасность потери собственности. И хотя за последний год удалось пересмотреть отношения почти со всеми арендаторами, надо трезво признать, что потенциал этого источника дохода исчерпан, увеличивать доходы от аренды дальше практически невозможно. Основным фактором прироста доходов Союза должны стать отчисления от прибыли собственных хозяйственных обществ. Это прежде всего наши фабрики. В их деятельности кризисная ситуация проявилась в еще большей степени. Принятые еще до 1996 года уставные документы фабрик СТД допускали произвол их руководителей, что привело к опасности разбазаривания имущества. В последний год во всех хозяйственных обществах Союза изменена структура управления, введены советы директоров, сменены исполнительные дирекции, то есть налажен механизм контроля и планового регулирования их деятельности. Уже в 2000 году это позволило изменить ситуацию. В 2001 году чистый доход фабрик увеличился в 10 раз. Цифра, казалось бы, впечатляющая, однако в общем объеме потребностей Союза нам еще трудно зримо ощутить эти успехи. Возрождение творческой и социальной деятельности СТД требует увеличения этой статьи не в 10 а в 100 раз. Самый больной вопрос экономики СТД - деятельность здравниц. Наивная уверенность в том, что здравницы могут одновременно быть источником дохода и социальным ресурсом, завела нас в тупик. Половина здравниц стали убыточными, и при этом с каждым годом ухудшалось их состояние. Наведение порядка потребовало непопулярных решений. Необходимо со всей очевидностью отдать себе отчет в том, что восстановление и модернизация здравниц возможны только при условии, что ни одна путевка не будет продана по цене ниже себестоимости. Но это не значит, что члены СТД лишаются своих льгот и будут оплачивать полную стоимость путевок из своего кармана. Экономическая программа предусматривает выделение доплат за путевки из централизованного бюджета и средств региональных отделений. Иными словами, мы не увеличиваем фактические расходы членов СТД и обеспечиваем развитие наших здравниц. Они будут получать реальный доход, а социальная помощь на организацию отдыха членов СТД будет оказываться через компенсационные механизмы. Обратная связьИз централизованного бюджета Союза до сегодняшнего дня финансируются только содержание аппарата региональных организаций и в мизерной части - хозяйственные расходы и комплектование библиотек. На большую часть социальной помощи и всю собственную творческую деятельность местные отделения изыскивают средства сами. Такая децентрализованная система финансирования была принята в начале 1990-х годов. Это была вынужденная мера, порожденная экономическими сложностями, но последствия ее вышли далеко за рамки экономической жизни. В своей ежедневной творческой и социально-бытовой деятельности региональные организации Союза живут разобщенно, и уровень их активности далеко не везде одинаков. С годами эта проблема становится все острее. Укрепление региональных организаций Союза - наша важнейшая перспективная стратегическая линия. Если Союз как корпорация будет весом и значим в театральной и, шире, социально-культурной жизни страны и каждого региона в отдельности, то это существенно повлияет на решения наших общих проблем. К моменту обретения вынужденной самостоятельности региональные организации имели далеко не одинаковые условия деятельности. Каждая из них получила в распоряжение свой "кусок пирога" от некогда полностью централизованной собственности ВТО. "Передел собственности" напоминал, по меткому выражению Н.П. Акимова, закрепление людей на тех трамвайных остановках, на которых они в какой-то момент случайно оказались. Объем имущества (Дома актера, жилые квартиры, базы отдыха и т.д.) слабо соотносился с потенциалом отделения. Общий лозунг времени "Надо выжить" для региональных организаций имел более глубокий смысл, чем для Союза в целом. Число региональных организаций, ведущих подлинно самостоятельную творческую деятельность, к сожалению, не так велико. Далеко за пределы своего региона выходит активность Нижегородского отделения, являющегося, в частности, основным учредителем двух общероссийских фестивалей. В яркой палитре культурной жизни Екатеринбурга Дом актера местного отделения СТД выделяется оригинальностью творческих замыслов и обилием нетривиальных событий. Воронежский Дом актера стал еще одним театральным центром города, показывая на своей площадке собственные антрепризные спектакли и постановки других коллективов. Многие жители города Кемерова стремятся попасть на акции, проводимые Актерским клубом. Санкт-Петербургское отделение как основной учредитель уже почти десять лет проводит фестиваль негосударственных театров Северо-Запада "Рождественский парад". Подлинными соучредителями всероссийских фестивалей выступают Вологодская (фестиваль "Голоса истории") и Оренбургская (фестиваль "Гостиный двор") организации и СТД Республики Карелия (фестиваль "Ламбушка"). Во всех перечисленных и некоторых других отделениях сотрудники СТД научились ранее несвойственной им деятельности - изыскивать средства и придумывать способы для творческой активности. На одном из творческих вечеров в Оренбурге актеры, обращаясь к сотрудникам местного отделения, по-своему расшифровали аббревиатуру СТД - "Спасение Театральных Душ". Как помогать людям театраВсе региональные организации оказывают социальную поддержку членам СТД. Подавляющее большинство организаций проводит для этого работу с благотворителями, фондами, находит спонсоров. Более чем в половине отделений спонсорские средства на материальную помощь составляют 50 - 80 процентов от общей суммы выплат. Благотворителями выступают и коммерческие структуры, и частные лица. Упомянем один из самых интересных примеров - благотворительную программу "От человека к человеку", осуществляемую Санкт-Петербургским отделением СТД совместно с добровольными помощниками из Норвегии. Даже в период экономического кризиса Союз находил возможность оказывать материальную помощь остро нуждающимся, содержать Дома ветеранов сцены, выделять средства на организацию летнего отдыха. Но, конечно, именно на эту часть деятельности Союза наиболее остро влияет экономическая ситуация. В силу этого резко сократились объемы материальной помощи, к 1997 году почти в три раза по сравнению с 1991 годом сократилось количество путевок в здравницы СТД РФ, выделяемых по льготным ценам. Уровень 1997 года (примерно 2000 льготных путевок в год) сохранялся до прошлого года. Делалось это из страха перед непопулярным решением, ибо экономического обеспечения этих льгот не было. В результате возникла дилемма: продолжать политику популизма, разрушить или даже навсегда потерять здравницы или трезво взглянуть в глаза экономической реальности. После длительных обсуждений секретариат Союза принял решение продавать путевки в здравницы членам Союза по себестоимости и одновременно выделять региональным отделениям дотации на организацию оздоровительного отдыха. В 2001 году удалось выделить такие дотации отделениям Дальнего Востока, Сибири и Урала общим объемом 750 тысяч рублей. При этом количество путевок, приобретенных членами СТД в 2001 году, было в 1,5 раза больше, чем в 2000-м. В дальнейшем такие дотации будут выделяться для всех без исключения отделений. Вместе с тем уже сегодня необходимо четко определить концепцию развития здравниц: источник ли это дохода Союза или его социальный ресурс. Всякая попытка совместить эти две функции оказывалась несостоятельной. До сегодняшнего дня Союз старался сохранять все традиционные формы и виды социальной деятельности хотя бы в минимальном объеме. В этом был своего рода символический смысл - Союз подчеркивал верность традициям, что среди прочего помогало сохранять целостность организации. Однако в новых общественно-экономических условиях было бы целесообразно заново задать себе вопрос: какие формы социальной поддержки будут обеспечивать наиболее эффективное "взаимное вспоможение". Нужна перспективная программа социальной деятельности Союза с четко обозначенными в ней приоритетными направлениями. Одно из них уже громко диктуется жизнью - мы обязаны помогать тем, кто отдал жизнь сцене и оказался в тяжелом положении не по своей вине. Многие региональные организации уже определили для себя эту стратегию как главную. Можно привести немало примеров заботы о пожилых: благотворительные вечера в пользу неработающих пенсионеров, привлечение целевых спонсорских средств для оказания материальной помощи и т.д. Одна из самых эффективных благотворительных программ реализуется в Москве Фондом "Бенефис". В течение последних трех лет фонд выплачивал 1200 пенсионерам - членам СТД ежемесячно дополнительно к пенсии по 300 рублей. Для этого через механизм негосударственного пенсионного фонда использовались спонсорские средства. Пользуясь благоприятным налоговым климатом Москвы, собрали средства, вложенные в производство. На выплаты пенсий расходуется только получаемая прибыль, а основные средства остаются вовлеченными в экономический оборот и будут продолжать обеспечивать добавки к пенсиям. Опыт Фонда "Бенефис" подсказал пути организации негосударственного пенсионного обеспечения членов СТД для всей России. Для нашей страны будет более рационально строить систему, основанную не только на доброй воле благотворителей, а на партнерском сотрудничестве работодателя, работника и СТД. Предлагаемая концепция негосударственного пенсионного обеспечения членов СТД опирается на действующее законодательство и предусматривает соединение средств СТД, театров и спонсоров и распределение дополнительных выплат пенсионерам по решению специально сформированного наблюдательного совета. Иными словами, театры и их учредители через своих представителей в наблюдательном совете пенсионной системы сами будут определять, кто и сколько получит в качестве пенсионных доплат. Первые шаги в формировании негосударственного пенсионного обеспечения членов СТД уже сделаны. Подписано трехстороннее соглашение между Министерством культуры, Инспекцией негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации и Союзом театральных деятелей. Министерство культуры как учредитель театров федерального ведения обязуется предусматривать возможность целевых отчислений театрами на формирование системы негосударственного пенсионного обеспечения и рекомендует органам исполнительной власти субъектов Федерации и местного самоуправления предусматривать такую возможность театрам, для которых они выступают учредителями. Разработан проект Положения о негосударственном пенсионном обеспечении для работников театров и примерная форма Договора между театром, учредителем театра и СТД об участии в системе дополнительного независимого пенсионного обеспечения, в котором будут предусмотрены право театра производить отчисления и гарантии контроля движения и расходования перечисляемых денежных средств. Негосударственное пенсионное обеспечение хорошо тем, что несет в себе две составляющие: социальную и экономическую. Деньги, аккумулируемые в системе негосударственного пенсионного обеспечения, не будут лежать мертвым грузом, а будут работать на пользу театральной России. Сформированный за счет отчислений пенсионный резерв будет инвестироваться в надежные и доходные предприятия, а вся прибыль, полученная от инвестирования этих средств напрямую, пойдет на выплаты дополнительных пенсий. Наши законыСТД выступил инициатором парламентских слушаний по закону о театре, которые состоялись 14 октября 1997 года. В решении парламентских слушаний "О законодательном обеспечении театральной деятельности в Российской Федерации" была зафиксирована необходимость законодательного обеспечения театральной деятельности, и именно Совет Федерации выступил официальным заказчиком разработки законопроекта. Проект закона был опубликован в прессе. Союз организовал его широкое обсуждение, при этом внимательно рассматривались все замечания и предложения театральной общественности. В декабре 1999 года законопроект был одобрен Советом Федерации и передан на рассмотрение в Государственную думу. К сожалению, его прохождение в Думе затягивается, до сих пор еще не состоялось первое чтение. Сегодня Союз прикладывает все усилия, чтобы ускорить рассмотрение закона, мы обращаемся с этой просьбой и к Председателю Государственной думы, и в Совет Федерации, и к Президенту Российской Федерации. Наиболее эффективной формой защиты профессиональных интересов и выстраивания системы опережающих мер оказались крупные форумы, на которых театральная общественность подробно и гласно обсуждала наболевшие проблемы и предлагала конструктивные пути их решений. Важным событием последних лет стал Всероссийский театральный форум "Театр: время перемен", проведенный по инициативе СТД и при поддержке МК РФ и Правительства Москвы в марте 1999 года. Именно в процессе подготовки к форуму было разработано и принято Постановление Правительства РФ № 329 от 25 марта 1999 года "О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации". В результате более чем в половине субъектов Федерации были приняты нормативно-правовые акты, повторяющие и даже усиливающие нормы этого постановления, что весьма положительно сказалось на положении театров в регионах. Постановлением главы администрации Омской области предусмотрен расчет среднего уровня заработной платы артистического и художественного персонала театров, выплачиваемой из бюджетных средств, в соответствии со средней заработной платой работников промышленности города Омска. И даже если не во всех областях администрация вводит надбавки и доплаты, то практически во всех регионах выделяются бюджетные средства на новые постановки. Значение этой работы не только в том, что театральная общественность России сегодня живет и трудится по общим нормам и правилам; более важно то обстоятельство, что СТД показал свою способность защищать - в отношении с властью - профессиональные интересы театрального сообщества, укреплять его единство. Этой же цели была посвящена и Всероссийская театральная конференция "Театр, общество, государство на пути к социальному партнерству", проведенная в мае - июне 2001 года в федеральных округах России. Эти масштабные акции Союза продемонстрировали власти общую волю и единство театральных деятелей страны в новых социально-экономических условиях жизни. Руководители исполнительной власти встретились и выслушали театральную общественность. Рано или поздно, прямо или опосредованно это принесет свои плоды. За последние годы СТД накопило богатый опыт лоббирования корпоративных интересов во властных структурах. Сегодня необходимо использовать его для законодательного закрепления системы социальной защиты театральных деятелей. Необходимо добиваться, чтобы особенности творческой деятельности учитывались в общем законодательстве, в частности, в законах о труде, о занятости, о налогообложении физических лиц, об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; о пенсиях (о пенсиях по выслуге лет для творческих работников и об особом режиме начисления пенсий для "свободных художников"), а также принятия специальных законов, защищающих право на творчество и положение творческого работника. И хотя в таких вопросах трудно что-то ранжировать, но, наверное, все согласятся, что на первое место выходят проблемы оплаты труда. Постыдно низкий уровень заработной платы приводит к необратимым последствиям в формировании трупп. Если в советское время актеры, покидавшие профессию, были редким исключением, то сегодня этот процесс уже привел к серьезному деформированию творческих составов. * * *Мы строим стратегию развития Союза в сложной социально-экономической ситуации. Часто идем путем проб и ошибок. Социальные условия разрывают некогда целостное единое театральное пространство России. Союз выступает одним из последних инструментов, при помощи которых преодолевается разобщенность. Мы видим нашу задачу в том, чтобы обеспечить условия полноценного развития искусства театра и гарантировать его деятелям достойную систему социальной защиты. Это осуществимо, если все наши идеи и проекты будут подкреплены и обеспечены экономически. Наша сила - в единстве, в совместной работе, в трезвой оценке наших возможностей. На смену романтическим представлениям "улучшить все и сразу" приходит более трезвая, более взвешенная оценка реальности, в которой мы живем, и наших далеко не безграничных возможностей. Театральное сообщество сложилось в России 125 лет назад. Это серьезная дата, которую вскоре будем отмечать. Чувствуем ли мы ответственность перед прошлым и перед будущим? На этот вопрос надо ответить не словами, а делами. По делам и будут судить тех, кто ведет за собой Союз театральных деятелей России. Также в рубрике:
|