Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 11 (7268) 22 - 28 марта 2001 г. 2001г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СобытиеКак совместить несовместимое?Московский Международный художественный салон "ЦДХ-2001"Евг. ВАСИЛЬЕВ
В четвертый раз открылся ежегодный Московский Международный художественный салон "ЦДХ-2001". Он занял весь второй этаж площадью в 5 тысяч квадратных метров, на которой разместились тысячи произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, фотографии и дизайна. Салон уникален, ибо его главная цель - объединение национальных Союзов художников бывших республик СССР, а ныне стран СНГ и Балтии. Материал огромнейший для всевозможных сравнений, сопоставлений, столкновений мнений, споров и обсуждений.
Салон состоит из четырех разделов. Первый и основной - экспозиции Союзов художников всех стран СНГ, Балтии, Союзов Москвы и Санкт-Петербурга, Российской академии художеств. Впервые в нем участвует Творческий союз художников России. Союзы представляют произведения лучших национальных художников. Некоторые недоумения вызывает нынешний салонный дебют Творческого союза художников России - его участники являются прежде всего членами Московского союза художников. Не выглядит ли эта экспозиция каким-то филиалом МОСХа? Персональным стал раздел Союза художников Эстонии - здесь выставлены полотна Тийна Тамметалу, мастера определенного направления в национальном искусстве. Но каждый союз решал сам, кем он будет представлен.
Второй раздел состоит из 13 разных музейных и корпоративных, тематических и образно-стилистических программ. Так, московский Музей современного искусства привлекает внимание интересным проектом "Русский модерн второй половины XX века". "Невыносимая легкость бытия" - таково название выставки Музея-заповедника "Царицыно". Ассоциация искусствоведов предложила великолепный "Театр кисти Анатолия Слепышева", одну из самых интересных экспозиций салона. Международная ассоциация Союза архитекторов дебютировала проектом "Наследие и современность". Несомненных симпатий заслуживает Музей простого искусства Урала и Сибири, истинное открытие в художественной жизни России и редкий пример удачного регионального выступления. Отмечу "Золотые ворота тысячелетия" Союза художников Украины, "Тоску красного по ярко-голубому" Ассоциации арт-галерей Украины, значительный и емкий раздел Объединения московских скульпторов. Государственная Третьяковская галерея показала прелестную "Жар-птицу и павлинов русской земли" (работы своей детской студии) и далеко не бесспорный "Сад". Третий и четвертый раздел "ЦДХ-2001" - это в основном проекты ассоциаций, творческих объединений и коммерческих галерей, а также около сотни индивидуальных авторских "стенок". Заходишь в эти боковые залы - и словно попадаешь в совершенно другой художественный, если можно так сказать, мир. Этот мир - рыночный, с низким дилетантским уровнем, профессионализмом "на грани выживания" и безвкусицей. Даже устроители салона всячески открещиваются от этого пиршества ширпотреба и угодливой всеядности. Это, говорили на пресс-конференции, не наше, это - коммерческое, и мы только предоставляем ему свою площадь. За хорошую, естественно, арендную плату, на которую организаторы "ЦДХ-2001" (Международная конфедерация союзов художников и при содействии Совета по культурному сотрудничеству государств - участников СНГ) смогли устроить и провести весьма дорогостоящий салон. Хотя на той же пресс-конференции утверждалось, что коммерческие галереи и авторские "стенки" занимают всего 30 процентов площади салона, но и этого оказалось вполне достаточно, чтобы в какой-то степени снизить общее впечатление от экспозиции. Конечно, здесь участвуют и вполне приличные, серьезные и профессионально грамотные коммерческие галереи. Конечно, и среди "персоналий" есть художники одаренные. Но все тонет в буйстве безвкусицы, модной суетни и пустых амбиций. Очередная попытка объединить в рамках одного салона столь принципиальные несовместимости оказалась неудачной. Парадокс заключается еще в том, что так было, есть и будет всегда. Точнее, будет до тех пор, пока салон обречен на самоокупаемость скорее базарную, нежели рыночную. Также в рубрике:
|