Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 11 (7268) 22 - 28 марта 2001 г. 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Провинция

Галстук-бабочка, фрак, балалайка!..

Закончился VI Всероссийский конкурс исполнителей на народных инструментах

ТВЕРЬ

Нина ЗЛАКАЗОВА
Михаил ЕРШОВ


Ансамбль "Коллаж", г.Санкт-Петербург

Постараемся запомнить эти имена. Анастасия Орлова (Екатеринбург), Марина Сорокина (Тверь), Евгений Желинский, Наталья Федорова (Санкт-Петербург), Алексей Буряков (Ростов-на-Дону), Станислав Малышев (Москва), Евгений Петров (Кольчугино Владимирской области), Сергей и Алена Колядины (Чита). И еще ансамбли из Петербурга - "Стиль пяти" и "Экспромт-квартет". Это лауреаты VI Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах, который с 17 февраля по 4 марта проходил в Твери. У конкурса, которому уже 29 лет, есть замечательная особенность: его победители не исчезают бесследно. Победа становится для них, как в свое время для домриста Александра Цыганкова, "Терем-квартета" или ансамбля "Скиф", первой ступенью к общероссийскому и мировому успеху.

Народный артист РСФСР Николай Калинин
Начало VI Всероссийского пришлось на Масленицу. А завершился конкурс - спокойно, устало-сосредоточенно и просветленно - вместе с первой неделей Великого поста.

Совпадения - дело случая. Но именно бесшабашное, слегка напоказ веселье и глухую тоску - две эти крайности, два самых ярких состояния русской души - и открыл в народной музыке уроженец Тверской губернии, создатель Великорусского оркестра народных инструментов Василий Васильевич Андреев, 140-летию со дня рождения которого посвятили конкурс организаторы.

Марина Сорокина, г.Тверь

Еще сто с лишним лет назад никто не предполагал, что "низкий инструмент" - балалайка станет символом русской культуры. Что "российским Штраусом" назовет почти забытого ныне Андреева великий Артуро Тосканини, и золотая медаль Всемирной Парижской выставки, орден Почетного легиона, выпущенные англичанами мыло "Андреев" и духи, названные в честь исполняемых им мелодий, станут свидетельством колоссального успеха человека, вся деятельность которого была направлена "к тому, чтобы сделать доступным простому народу занятие музыкой и этим облагораживающим искусством заполнить его досуг, ничем кроме вина не заполненный".

"Когда молодой человек из хорошей семьи (мать Андреева была дворянкой, отец - купцом первой гильдии) в 1886 году вышел на сцену с простой деревенской балалайкой, это вызвало огромное изумление, - говорит председатель жюри, народный артист России Николай Калинин. - Но используя первую реакцию, на волне любопытства он сумел создать оркестр, а затем покорил людей... Это же не выдумано, это действительно народное! Русская песня - точное выражение русской души в двух самых ярких ее ипостасях. Середины нет. Либо слезы: умирал ямщик, по диким степям Забайкалья... Либо разудалая барыня, Камаринская, Масленица.

Андрееву удалось все это передать, причем просто, без пафоса, - улыбается Николай Калинин. - И заметьте одну интересную деталь: он вышел на сцену во фраке...".

"Конечно, человек во фраке и с балалайкой выглядел тогда экзотично", - включается в разговор исполнительный директор конкурса, заслуженный деятель искусств России Владимир Боярский. Он многозначительно поглядывает на сувениры с конкурсной символикой - играющих на гармошке и балалайке деревенских пареньков в смазных сапогах и пестрых рубахах.

"Андреев адаптировал народные мелодии и звучание своего инструмента для европейского слуха. Порог восприятия у публики, особенно если речь идет о чем-то новом, весьма ограничен. Это необходимо учитывать, если хочешь чего-то добиться. А добиваться, бороться за свое искусство Андреев, по всей видимости, умел. Это теперь для нас его путь - легкая прогулка от успеха к успеху. Жаль, что мы его слегка подзабыли...".

Благодаря усилиям главного дирижера Национального академического оркестра народных инструментов имени Осипова Николая Калинина и художественного руководителя Тверской филармонии Владимира Боярского и состоялся VI Всероссийский конкурс. К сожалению, на три года позже, чем должен был. 7 лет Министерство культуры определялось с приоритетами, искало средства, решало, быть конкурсу или не быть.

Период ученичества в искусстве краток. Чтобы он стал по-настоящему плодотворным, необходимо насытить его творческими событиями. Семь лет российские музыканты-народники были такой возможности лишены.

В конкурсе участвовали около трехсот исполнителей из разных городов России - от Москвы и Санкт-Петербурга до Харпа Тюменской области, Магнитогорска, Майкопа, Асбеста, Владивостока. Редкие инструменты - кубыз, ечин, курай - привезли в Тверь исполнители из Башкортостана и Калмыкии. Своеобразный рекорд поставили ансамбли. Их приехало около сорока.

На память остался буклет с множеством фотографий. Любительские снимки и профессиональные портреты, скромные фотокарточки и почти рекламные плакаты. Лица на них очень разные - простоватые и интеллектуальные, серьезные и улыбчивые. Объединяет всех молодость (возраст большинства участников - от 16 до 25 лет) и то, что в век Интернета и компьютерной музыки они выбрали домры, гусли, баяны и балалайки.

"С каждым годом мы убеждаемся, что мастерство молодых исполнителей растет, - говорит Николай Калинин. - В какой-то степени мы не ожидали, что борьба будет такой серьезной и жесткой. Проходной балл после первого тура мы установили 17. Но практически три четверти участников получили больше 20. А жюри отнюдь не склонно было специально поддерживать молодежь или раздавать щедрые авансы - только строгий профессиональный разбор, суд, оценка".

В 1942 году, в самый трагический период Великой Отечественной войны, Правительство СССР специальным постановлением отозвало в тыл ушедших на фронт народников и предписало спасти инструменты Андреевского оркестра. Их собирали зимой в блокадном Ленинграде. Сохранились воспоминания: в пустой, промерзшей насквозь квартире лежал погибший от голода музыкант, он бережно, как ребенка, сжимал в руках закутанную в платок старенькую балалайку.

Так ли дорожат своим предназначением нынешние начинающие музыканты? Праздничная конкурсная атмосфера не предполагала столь серьезных вопросов. Хотя, с другой стороны, для многих поездка в Тверь оказалась непростым испытанием. Нужно было внести конкурсный взнос, найти деньги на дорогу, оплатить проезд и проживание концертмейстера. Большинство конкурсантов решали финансовые проблемы самостоятельно. Вообще на первый в новом веке и новом тысячелетии смотр исполнителей на народных инструментах приехали представители нового, тоже в чем-то первого поколения юных граждан России. Они не склонны сетовать на отсутствие господдержки и требовать к себе особого отношения.

Необходимость самостоятельно бороться за выживание, зарабатывать деньги сказалась в подборе репертуара и манере исполнения - особенно у ансамблей, участники которых, как правило, старше остальных конкурсантов и работают в областных и республиканских филармониях. Их коллективы, часто похожие друг на друга, сочетают зрелищность и несколько поверхностную виртуозность, строят репертуар преимущественно на так называемых "стопроцентных хитах": народных, эстрадных, классических. Конечно, лезгинка, "Кукарача", вариации на темы американского джаза или многострадальный "Полет шмеля" пройдут "на ура" в любом зрительном зале. Но от конкурса всегда ждешь чего-то более серьезного, настоящего.

Впрочем, конкурс - это индикатор отношения общества к своему народному национальному искусству. И именно сегодня необходимо задуматься о том, как оно будет развиваться в новом столетии.

"Нет композиторов, - с сожалением констатирует руководитель лучшего российского народного оркестра. - Старые мастера ушли, а новых больше интересует сочетание народного голоса, народных инструментов с электроникой".

Николай Калинин пришел в Оркестр имени Осипова 22 года назад: "Все это время мы только тем и занимаемся, что будоражим общественность. Ведь можно сделать одну программу и много лет благополучно кататься с ней по России и миру. Мы же практически каждый месяц выступаем в Зале Чайковского с новой программой. К звучащему, живому, способному реагировать на что-то новое оркестру тянутся композиторы. Но и здесь возникают проблемы. Автору, конечно же, необходимо, чтобы его произведение прозвучало. Он не может и не должен писать в стол. Но после того, как оно исполнено, тем более успешно, композитор должен получить деньги. И тут нужна финансовая поддержка, система грантов, чего в народной музыке в отличие от театра, кино, литературы почти нет. Народная музыка - душа России. Так вот пока эта душа влачит нищенское существование".

* * *

Обаяние интеллекта, высочайшая внутренняя культура, галстук-бабочка, фрак, балалайка... Таким навсегда вошел в отечественную историю Василий Андреев. Таким, незадолго до трагической смерти в 1918 году, он запомнился зрителям последних его концертов - солдатам Гражданской войны. Тогда так же мучительно, как и сейчас, решался вопрос национального самоопределения. Что же такое русский народ, куда движется Россия, каково ее место в мире?

У Андреева был свой ответ: чувство стиля, аристократизм духа, талант, верность не внешним диким традициям, а движению сердца, способного любить, печалиться, радоваться, верить - наивного и мудрого русского сердца...

Также в рубрике:

ТВЕРЬ

ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД

ТОМСК

БАРЕНЦ-РЕГИОН

  • "Молодая картошка"
    Так называется выставка молодых художников в финском городе Рованиеми

МАЙКОП

  • Дом для Пегаса
    Создается Северо-Кавказский филиал Государственного музея народов Востока

АГЕНТСТВО КУЛЬТУРНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;