Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 11 (7268) 22 - 28 марта 2001 г. 2001г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПровинцияГалстук-бабочка, фрак, балалайка!..Закончился VI Всероссийский конкурс исполнителей на народных инструментах ТВЕРЬНина ЗЛАКАЗОВА
Постараемся запомнить эти имена. Анастасия Орлова (Екатеринбург), Марина Сорокина (Тверь), Евгений Желинский, Наталья Федорова (Санкт-Петербург), Алексей Буряков (Ростов-на-Дону), Станислав Малышев (Москва), Евгений Петров (Кольчугино Владимирской области), Сергей и Алена Колядины (Чита). И еще ансамбли из Петербурга - "Стиль пяти" и "Экспромт-квартет". Это лауреаты VI Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах, который с 17 февраля по 4 марта проходил в Твери. У конкурса, которому уже 29 лет, есть замечательная особенность: его победители не исчезают бесследно. Победа становится для них, как в свое время для домриста Александра Цыганкова, "Терем-квартета" или ансамбля "Скиф", первой ступенью к общероссийскому и мировому успеху.
Совпадения - дело случая. Но именно бесшабашное, слегка напоказ веселье и глухую тоску - две эти крайности, два самых ярких состояния русской души - и открыл в народной музыке уроженец Тверской губернии, создатель Великорусского оркестра народных инструментов Василий Васильевич Андреев, 140-летию со дня рождения которого посвятили конкурс организаторы.
Еще сто с лишним лет назад никто не предполагал, что "низкий инструмент" - балалайка станет символом русской культуры. Что "российским Штраусом" назовет почти забытого ныне Андреева великий Артуро Тосканини, и золотая медаль Всемирной Парижской выставки, орден Почетного легиона, выпущенные англичанами мыло "Андреев" и духи, названные в честь исполняемых им мелодий, станут свидетельством колоссального успеха человека, вся деятельность которого была направлена "к тому, чтобы сделать доступным простому народу занятие музыкой и этим облагораживающим искусством заполнить его досуг, ничем кроме вина не заполненный". "Когда молодой человек из хорошей семьи (мать Андреева была дворянкой, отец - купцом первой гильдии) в 1886 году вышел на сцену с простой деревенской балалайкой, это вызвало огромное изумление, - говорит председатель жюри, народный артист России Николай Калинин. - Но используя первую реакцию, на волне любопытства он сумел создать оркестр, а затем покорил людей... Это же не выдумано, это действительно народное! Русская песня - точное выражение русской души в двух самых ярких ее ипостасях. Середины нет. Либо слезы: умирал ямщик, по диким степям Забайкалья... Либо разудалая барыня, Камаринская, Масленица. Андрееву удалось все это передать, причем просто, без пафоса, - улыбается Николай Калинин. - И заметьте одну интересную деталь: он вышел на сцену во фраке...". "Конечно, человек во фраке и с балалайкой выглядел тогда экзотично", - включается в разговор исполнительный директор конкурса, заслуженный деятель искусств России Владимир Боярский. Он многозначительно поглядывает на сувениры с конкурсной символикой - играющих на гармошке и балалайке деревенских пареньков в смазных сапогах и пестрых рубахах. "Андреев адаптировал народные мелодии и звучание своего инструмента для европейского слуха. Порог восприятия у публики, особенно если речь идет о чем-то новом, весьма ограничен. Это необходимо учитывать, если хочешь чего-то добиться. А добиваться, бороться за свое искусство Андреев, по всей видимости, умел. Это теперь для нас его путь - легкая прогулка от успеха к успеху. Жаль, что мы его слегка подзабыли...". Благодаря усилиям главного дирижера Национального академического оркестра народных инструментов имени Осипова Николая Калинина и художественного руководителя Тверской филармонии Владимира Боярского и состоялся VI Всероссийский конкурс. К сожалению, на три года позже, чем должен был. 7 лет Министерство культуры определялось с приоритетами, искало средства, решало, быть конкурсу или не быть. Период ученичества в искусстве краток. Чтобы он стал по-настоящему плодотворным, необходимо насытить его творческими событиями. Семь лет российские музыканты-народники были такой возможности лишены. В конкурсе участвовали около трехсот исполнителей из разных городов России - от Москвы и Санкт-Петербурга до Харпа Тюменской области, Магнитогорска, Майкопа, Асбеста, Владивостока. Редкие инструменты - кубыз, ечин, курай - привезли в Тверь исполнители из Башкортостана и Калмыкии. Своеобразный рекорд поставили ансамбли. Их приехало около сорока. На память остался буклет с множеством фотографий. Любительские снимки и профессиональные портреты, скромные фотокарточки и почти рекламные плакаты. Лица на них очень разные - простоватые и интеллектуальные, серьезные и улыбчивые. Объединяет всех молодость (возраст большинства участников - от 16 до 25 лет) и то, что в век Интернета и компьютерной музыки они выбрали домры, гусли, баяны и балалайки. "С каждым годом мы убеждаемся, что мастерство молодых исполнителей растет, - говорит Николай Калинин. - В какой-то степени мы не ожидали, что борьба будет такой серьезной и жесткой. Проходной балл после первого тура мы установили 17. Но практически три четверти участников получили больше 20. А жюри отнюдь не склонно было специально поддерживать молодежь или раздавать щедрые авансы - только строгий профессиональный разбор, суд, оценка". В 1942 году, в самый трагический период Великой Отечественной войны, Правительство СССР специальным постановлением отозвало в тыл ушедших на фронт народников и предписало спасти инструменты Андреевского оркестра. Их собирали зимой в блокадном Ленинграде. Сохранились воспоминания: в пустой, промерзшей насквозь квартире лежал погибший от голода музыкант, он бережно, как ребенка, сжимал в руках закутанную в платок старенькую балалайку. Так ли дорожат своим предназначением нынешние начинающие музыканты? Праздничная конкурсная атмосфера не предполагала столь серьезных вопросов. Хотя, с другой стороны, для многих поездка в Тверь оказалась непростым испытанием. Нужно было внести конкурсный взнос, найти деньги на дорогу, оплатить проезд и проживание концертмейстера. Большинство конкурсантов решали финансовые проблемы самостоятельно. Вообще на первый в новом веке и новом тысячелетии смотр исполнителей на народных инструментах приехали представители нового, тоже в чем-то первого поколения юных граждан России. Они не склонны сетовать на отсутствие господдержки и требовать к себе особого отношения. Необходимость самостоятельно бороться за выживание, зарабатывать деньги сказалась в подборе репертуара и манере исполнения - особенно у ансамблей, участники которых, как правило, старше остальных конкурсантов и работают в областных и республиканских филармониях. Их коллективы, часто похожие друг на друга, сочетают зрелищность и несколько поверхностную виртуозность, строят репертуар преимущественно на так называемых "стопроцентных хитах": народных, эстрадных, классических. Конечно, лезгинка, "Кукарача", вариации на темы американского джаза или многострадальный "Полет шмеля" пройдут "на ура" в любом зрительном зале. Но от конкурса всегда ждешь чего-то более серьезного, настоящего. Впрочем, конкурс - это индикатор отношения общества к своему народному национальному искусству. И именно сегодня необходимо задуматься о том, как оно будет развиваться в новом столетии. "Нет композиторов, - с сожалением констатирует руководитель лучшего российского народного оркестра. - Старые мастера ушли, а новых больше интересует сочетание народного голоса, народных инструментов с электроникой". Николай Калинин пришел в Оркестр имени Осипова 22 года назад: "Все это время мы только тем и занимаемся, что будоражим общественность. Ведь можно сделать одну программу и много лет благополучно кататься с ней по России и миру. Мы же практически каждый месяц выступаем в Зале Чайковского с новой программой. К звучащему, живому, способному реагировать на что-то новое оркестру тянутся композиторы. Но и здесь возникают проблемы. Автору, конечно же, необходимо, чтобы его произведение прозвучало. Он не может и не должен писать в стол. Но после того, как оно исполнено, тем более успешно, композитор должен получить деньги. И тут нужна финансовая поддержка, система грантов, чего в народной музыке в отличие от театра, кино, литературы почти нет. Народная музыка - душа России. Так вот пока эта душа влачит нищенское существование". * * * Обаяние интеллекта, высочайшая внутренняя культура, галстук-бабочка, фрак, балалайка... Таким навсегда вошел в отечественную историю Василий Андреев. Таким, незадолго до трагической смерти в 1918 году, он запомнился зрителям последних его концертов - солдатам Гражданской войны. Тогда так же мучительно, как и сейчас, решался вопрос национального самоопределения. Что же такое русский народ, куда движется Россия, каково ее место в мире? У Андреева был свой ответ: чувство стиля, аристократизм духа, талант, верность не внешним диким традициям, а движению сердца, способного любить, печалиться, радоваться, верить - наивного и мудрого русского сердца... Также в рубрике:
|