Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 11 (7268) 22 - 28 марта 2001 г. 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Ситуация

Частные лавочки древностей

300 экзотических коллекций без официального статуса

МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО

Анна МАРТОВИЦКАЯ
Фото В.СМОЛЬЯНИНОВА


Не только "комки" и фастфуды прочно вошли в нашу жизнь вместе с перестройкой. За последние десять лет в стране появилось немало бизнесменов и прочих состоятельных энтузиастов, которые стали вкладывать деньги в культуру. И, как выяснилось, не без пользы для себя. На первых порах частные музеи и галереи плодились с невероятной скоростью. Сейчас процесс как-то застопорился. Руку к этому приложило государство, не желающее признавать новую генерацию музеев. Аргументы чиновников просты: сначала поставь свою коллекцию на госучет, получи у Министерства культуры лицензию, а уж потом труби об открытии собственного музея.

Прежде в нашей стране единственным субъектом музейной деятельности были музеи государственного и, в самом крайнем случае, ведомственного подчинения. Именно они определяли политику в области сохранения и демонстрации исторических реликвий и произведений искусства. Бесспорно, это в значительной степени влияло на процесс отбора предметов национального достояния. Экспозиции и конъюнктура существовали неразлучно, словно близнецы-братья.

В начале 90-х ситуация начала меняться: в музейное дело пришли граждане. Кто-то желал увековечить свое имя в искусстве, кто-то посчитал, что учреждение культуры - неплохой способ заработать на хлеб. Минувшее десятилетие помнит несколько громких разбирательств с новоявленными музейщиками. До сих пор на слуху дело гражданина Карманова. Он под видом организации музея орденов и наград нещадно обирал ветеранов и их семьи, а полученные "экспонаты" продавал на Запад.

ДОСЬЕ

Музей паровозов Уже десять лет он существует под Переславлем-Залесским. Ярославский бизнесмен, один из первых кооператоров города, Анатолий Гусев еще в начале перестройки начал воплощать в жизнь свою мечту - стал владельцем собственной железной дороги. Под Переславлем-Залесским он купил четыре десятка километров Купанской узкоколейки и паровозное депо. Сюда со всей России начали собирать экспонаты. Сегодня их в коллекции Гусева около 50: паровозы, выпущенные в разные годы в СССР, пассажирские и товарные вагоны, железнодорожные автодрезины, станционные колокола и привокзальные вывески. Частный музей паровозов уже стал членом Европейского союза железнодорожных музеев, а также вошел в Международную федерацию музейных и туристических дорог. Экспонаты для частного музея паровозов в Талицах его сотрудники вместе с другими энтузиастами ищут по всей России. Один паровоз 1955 года выпуска они привезли из-под Казани, где он много лет перевозил торф, а после появления электровозов надолго застрял в железнодорожном депо. Другой оживший экспонат - немецкий паровоз, сделанный после войны в Германии для СССР в качестве компенсации. В планах музея - восстановить по старым чертежам станционное здание, построить отдельный пакгауз и стрелочную будку. "Тогда уж мы проложим новый туристический маршрут", - любит повторять Анатолий Гусев.

Ломаковский музей старинных автомобилей и мотоциклов За 40 лет семья Ломаковых собрала уникальную коллекцию - 85 исторических автомобилей и мотоциклов. Среди экспонатов - мотоцикл "Пежо" 1914 года выпуска, оставленный французским экспедиционным корпусом в Архангельске во время интервенции 1918 года, "Чайка", подаренная Патриарху Всея Руси Пимену генсеком Леонидом Брежневым, "Мерседес-Бенц-540 СКЛ", считающийся самой красивой машиной этой марки, и "Хорьх-853", принадлежавший Герману Герингу. Автомобили из коллекции Ломаковых снимались более чем в 70 кинофильмах... У музея пока нет своего здания. За возможность построить на свои деньги (!) помещение, пригодное для экспонирования всех 900 авто, Дмитрий Ломаков борется с 1988 года. Всего четыре года назад Правительство Москвы зарезервировало за ним участок на улице Краснодарской. Музей был внесен в Генеральный план Москвы. Но до его реализации еще очень далеко: лишь начаты земляные работы. Зато на Каширке открыт временный зал Ломаковки. Туристы приезжают в нее со всего света.

Музей мебели Был основан в прошлом году мебельной фирмой "Смирвальд". Соучредителями выступили Правительство Москвы и Управление по охране памятников. Его появление обычно относят к разряду московских чудес. Правительство Москвы выделило фирме "Смирвальд" бывшую усадьбу вельможи Николая Аршеневского, что на Таганской улице. В музее попытались воссоздать быт семьи Аршеневского. Получилось весьма достоверно, есть кабинет, зал для танцев, зал для приемов, столовая, детская. Интерьер этих комнат максимально приближен к типичному интерьеру дворянской усадьбы павловского времени. Картину дополняют найденные когда-то на помойке и любовно отреставрированные предметы мебели иных эпох. Есть добротные вещи в востребованном сегодня стиле ампир. Естественно, продаются.

Подобные темные истории, конечно, нанесли урон самой идее частных музеев. Между тем плюсы очевидны. Новая волна частных коллекционеров резко повысила рейтинг отечественного искусства второй половины ХХ века. Стало модным собирать произведения современных российских художников и скульпторов - причем настолько, что и государство задумалось о необходимости создания музея современного искусства.

Еще одно бесспорное достоинство частных музеев: они заняли нишу, которую всеобъемлющие государственные собрания при всем желании не могли заполнить. Я имею в виду "экзотические" коллекции - кошек, часов, самоваров, автомашин... Подобные небольшие экспозиции удобны для восприятия и потому стали чрезвычайно популярными среди граждан. Это удовлетворяет и амбиции их владельцев. Вот что думает Дмитрий Ломаков, создатель "Ломаковского музея старинных автомобилей и мотоциклов": "Далеко не каждый гость столицы жаждет посетить Третьяковку: без специальной подготовки и личного интереса подобные экскурсии могут превратиться в самую настоящую пытку. В машинах же разбирается практически каждый, поэтому мои экспонаты никого не оставляют равнодушным". Заявление смелое, но отчасти верное. И дело не только в машинах. Частный музей освящен индивидуальностью своего создателя. Посетители приходят посмотреть не только на чудо-коллекцию, но и на человека, придумавшего музей.

В одной Москве насчитывается 170 негосударственных музеев. По стране же их около трехсот. И все они - головная боль отдела музеев Министерства культуры РФ.

Вопросов действительно масса. В российских законах совершенно не прописан механизм юридической и правовой ответственности владельца музея перед государством. А ведь многие собрания обладают раритетами, которые могли бы составить гордость общенационального музейного фонда. По идее, подобные экспонаты нужно хранить как зеницу ока, но частные музеи, не зарегистрировавшие свои сокровища, не несут за них никакой ответственности перед нацией, даже могут продать их за границу или обменять на что-нибудь более выгодное.

Нигде и никак не прописаны взаимоотношения государственных и частных музеев. Первые раздосадованы, что "эти" зарабатывают деньги, тогда как они сами вынуждены существовать на зарплату в 800 рублей в месяц, а "частники" боятся угодить "в кандалы" и раствориться в госсобрании, словно капля в море.

Неясно даже, каков, собственно, социально-культурный статус частных музеев. Что они такое - учреждение культуры, прибыльное предприятие или только красивое название, которое пришлось по душе некоторым нашим гражданам? Нам кажется, что любой из этих ответов может быть принят обществом. Ведь именно эти "лавочки", как их называют настоящие музейщики, добавляют пестроты в полотно отечественной культурной жизни.

КОММЕНТАРИЙ

Александр СЕРПЕНСКИЙ, сотрудник отдела музеев Министерства культуры РФ:

- В законе черным по белому сказано, что любой музей есть УЧРЕЖДЕНИЕ, то есть юридическое лицо, получившее у нашего министерства разрешение на подобную деятельность, поставившее на учет свои коллекции и затем получившее от нас же лицензию. Вы думаете, в нашей стране есть организации, выполнившие все эти условия? Нет, конечно. И это отчасти объяснимо. Коллекционеры опасаются регистрировать свои собрания по двум причинам: во-первых, они будут ограничены в операциях по продаже и обмену своих произведений искусства, а во-вторых, боятся, что подобная "утечка информации" повлечет за собой кражи. Справедливости ради хочу отметить, что кое-кто все же решился на эту хлопотную операцию и сейчас ждет заключения наших специалистов. Министерство культуры действительно с большим недоверием относится к созданию частных музеев. Коллекции их нередко весьма сомнительного достоинства, а прикрытие для бизнеса - весьма хорошее. Да и хозяева частенько, оказывается, имеют по нескольку судимостей. Время сейчас для частных музеев не самое подходящее. У министерства до них еще не скоро дойдут руки. В стране более двух тысяч государственных музеев. Многие малые собрания нами пока не учтены и соответственно не имеют нормативной базы, лишены госконтроля. А вы говорите, частные музеи!

Также в рубрике:

МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО

НАСЛЕДИЕ

ОБЩЕСТВО

СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;