Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 11 (7268) 22 - 28 марта 2001 г. 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

С полным набором отмычек

Юбилей Юрия Симонова

Анна ВЕТХОВА
Фото И.КАЛЕДИНОЙ


Ю.Симонов

"Я вступил в третью треть своей жизни. Тридцать лет учился, тридцать лет набирался опыта. Теперь же я могу пойти в глубь музыки. Моя задача - сыграть все девять симфоний Бетховена так, как их никто еще не играл".

Юрий Симонов

Четвертого марта венгерская Академия им. Ф.Листа отметила 60-летний юбилей Юрия Симонова. В честь маэстро выступили четыре лучших венгерских оркестра, один из которых, - "Лист - Вагнер" оркестр - был недавно создан специально для Юрия Ивановича. В Венгрии, куда Симонов приезжает в год по 5 - 6 раз уже в течение 30 лет (со времен триумфальных гастролей Большого театра), маэстро любят, как, наверное, нигде больше. Любят и чтят - правительство вручило ему Офицерский крест Венгерской Республики. Там он чувствует себя очень комфортно, работая постоянным приглашенным дирижером Государственного оркестра и осуществляя постановки в Венгерском национальном оперном театре, где с 1988 года под его руководством вышли в свет практически все оперы Вагнера, в том числе и "Кольцо".

Юрий Симонов делит свое время между работой в Венгрии, в России, где он третий год руководит оркестром МГАФ, и в Бельгии, где он является директором национального оркестра. Кроме того, он пишет две книги, одна из которых посвящена воспоминаниям о значительных музыкантах XX столетия, другая - секретам дирижерского мастерства. В последней Юрий Иванович собирается представить, как он выразился, "полный набор отмычек", необходимых дирижеру для работы с оркестром. Маэстро страдает только от отсутствия времени, дефицит которого при такой занятости не позволяет ему работать еще больше (Юрий Иванович очень ответственно подошел к интервью, которое дал нашей газете, решив несколько дольше обычного поработать над текстом, поэтому его высказывания, вероятно, появятся на наших страницах чуть позже).

В распорядке его дня, организованного с немецкой практичностью, не пропадает ни одной минуты. Книги он пишет в самолетах и автомобилях (поэтому, кстати, и не водит машину сам), к репетициям готовится загодя, используя свой собственный беспроигрышный метод: за 4 - 5 дней он подробнейшим образом выписывает штрихи и динамику в каждой партии, размножает "голоса" и ставит на пульт каждому музыканту скрупулезно выверенный текст. Так он экономит репетиционное время. По мнению Симонова, при таком раскладе у дирижера может возникнуть только одна просьба к музыкантам: играть, как написано в нотах. А еще Юрий Симонов не терпит неэстетично написанных нот: его раздражают небрежные пометки музыкантов, сделанные во время репетиций ("И где они берут такие жесткие карандаши, которыми можно только дырку в нотах сделать?!" - не перестает удивляться маэстро), поэтому он делает все сам, заранее.

О том, сколько времени Симонов проводит на репетициях оркестра филармонии, когда бывает в Москве, ходят легенды. Ежедневно с 10.00 до 20.30 он занимается на сцене и в классах, прорабатывая партии с отдельными группами музыкантов. У многих оркестрантов это вызывает раздражение, и кое-кто уходит искать более спокойной жизни под началом других дирижеров. Но Симонов неумолим: с маниакальным упорством он очищает смычки и раструбы своих оркестрантов от стилевой и технической грязи. Дирижер считает, что экономические проблемы у музыкантов существовали во все времена, и от них не должно зависеть качество звучания оркестра. Нельзя сказать, что финансирование вверенного ему коллектива совсем уж не беспокоит Юрия Ивановича. За последнее время произошли изменения в структурных подразделениях оркестра: пришел новый директор (Алевтина Левина, работавшая до этого, например, в МСО п/у Владимира Зивы), появились постоянные приглашенные дирижеры - Дмитрий Яблонский (ученик Симонова, а также виолончелист, живет в США) и Константин Орбелян (обладатель собственного камерного оркестра, живет преимущественно там же). С их помощью Юрий Иванович рассчитывает наладить регулярную дополнительную работу, которая будет приносить более ощутимые доходы оркестру. Яблонский уже проявил себя в роли импресарио, свозив оркестр в зарубежные туры и записав с ним несколько CD. Орбелян пока лишь воспользовался симоновскими кадрами, переманив в свой российско-американский коллектив несколько филармонических музыкантов (среди них концертмейстер виолончелей Александр Загоринский). Несмотря на то, что Константин Орбелян до сих пор никак особенно не проявил себя в качестве дирижера (что, естественно, не исключает его выдающихся способностей импресарио), Симонов не боится доверять ему оркестр. Во-первых, он уверен, что сможет контролировать процесс, давая маэстро консультации, во-вторых (и это еще одна своеобразная черта натуры Юрия Ивановича), он убежден, что между дирижером и музыкантами существует обратная связь: оркестр также способен влиять на дирижера.

* * *

Российские торжества по случаю юбилея Юрия Симонова случились 11 и 15 марта на сцене БЗК. Президент РФ наградил маэстро Орденом почета. А ректор МГК Александр Соколов предложил ему вернуться к профессорской деятельности (ответ отрицательный - по причине нехватки времени и отсутствия интереса со стороны молодых дирижеров - никто из них, как сказал маэстро, не посещает его репетиций и не просит у него консультаций). Так что Россия вроде бы не осталась в долгу, хотя маэстро ощущает свой долг по отношению к России, наверное, в большей степени, поскольку, не жалея сил, пытается наладить звучание оркестра МГАФ, вернув ему уровень времен Кирилла Кондрашина. Мастерство Юрия Симонова и его дирижерская воля вызывают искреннее восхищение. То, что оркестр филармонии заиграл на новом уровне, слышно ясно и отчетливо. Все представленные на юбилейных концертах партитуры проработаны до мельчайших деталей, да так, что просто диву даешься. Даже вертикаль не так поражает сбалансированностью звучания оркестровых групп, как горизонталь, - то, как этот баланс живет во времени, видоизменяясь, трансформируясь, создавая естественное движение музыкального потока.

Но, кроме техники (тут еще, конечно, не все благополучно: может случиться и фальшивая нота, и "разъезд" оркестровых групп), существует и искренняя эмоция, не затертая за время поисков технологически совершенной игры. Юрий Симонов царит за пультом. Его жест, мне кажется, понятен даже дилетантам, а его артистизм не имеет ничего общего с манерой некоторых маэстро порисоваться перед публикой в томной позе или "вылезти из фрака" в кульминации. Впрочем, стиль у всех свой, гораздо важнее то, что выходит из-под палочки маэстро.

Восьмая симфония Бетховена получилась очень легкой, прозрачной, с четко очерченными границами формы и замечательно найденными дирижером оттенками; сдержанный, несколько суховатый Рахманинов (Третья симфония) немного обескуражил: мы все же привыкли, что музыка Рахманинова поет, у Симонова она, скорее, говорила. О чем? Наверное, о темпераменте маэстро, который в большей мере созвучен немецкому романтизму. Потому, быть может, сильнее прозвучала "Трагическая увертюра" Брамса, где сквозь взвешенность каждой ноты чувствовалась с трудом сдерживаемая эмоция, где оркестр запел совершенно немецким звуком - глубоким и благородным. Благородство - не только в звуке, но и по отношению к солисту Николаю Петрову - было сохранено оркестром и в аккомпанементе Третьего фортепианного концерта Бетховена. С одной стороны, музыканты отошли в тень, предоставив карт-бланш пианисту, нисколько не помешав его высказываниям, с другой - Юрий Симонов создал превосходный ансамбль: фразировка, манера звукоизвлечения, темпы, энергетика развития пребывали в одном русле со стилистическим видением этого сочинения Николаем Петровым.

Особая статья - Первая симфония Сибелиуса. В этом сочинении, кажется, сошлось все: и техника, и смысл, и вдохновение. Оркестр был в тонусе, не потерял ни одного соло, нигде не сбился на "общее место". Замечательно прозвучали струнные в начале второй части - очень тепло и мягко; отличилась медь, продемонстрировав отменный ансамбль; колоритно и многообразно высветилась партия литавр. Грустная и страстная исповедь Сибелиуса сообщила оркестру то самое вдохновение, ощутив которое, забываешь о технологии как таковой: оркестр играл музыку, и у него это получалось.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;