Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 11 (7268) 22 - 28 марта 2001 г. 2001г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаС полным набором отмычекЮбилей Юрия Симонова Анна ВЕТХОВА
"Я вступил в третью треть своей жизни. Тридцать лет учился, тридцать лет набирался опыта. Теперь же я могу пойти в глубь музыки. Моя задача - сыграть все девять симфоний Бетховена так, как их никто еще не играл". Юрий Симонов Четвертого марта венгерская Академия им. Ф.Листа отметила 60-летний юбилей Юрия Симонова. В честь маэстро выступили четыре лучших венгерских оркестра, один из которых, - "Лист - Вагнер" оркестр - был недавно создан специально для Юрия Ивановича. В Венгрии, куда Симонов приезжает в год по 5 - 6 раз уже в течение 30 лет (со времен триумфальных гастролей Большого театра), маэстро любят, как, наверное, нигде больше. Любят и чтят - правительство вручило ему Офицерский крест Венгерской Республики. Там он чувствует себя очень комфортно, работая постоянным приглашенным дирижером Государственного оркестра и осуществляя постановки в Венгерском национальном оперном театре, где с 1988 года под его руководством вышли в свет практически все оперы Вагнера, в том числе и "Кольцо". Юрий Симонов делит свое время между работой в Венгрии, в России, где он третий год руководит оркестром МГАФ, и в Бельгии, где он является директором национального оркестра. Кроме того, он пишет две книги, одна из которых посвящена воспоминаниям о значительных музыкантах XX столетия, другая - секретам дирижерского мастерства. В последней Юрий Иванович собирается представить, как он выразился, "полный набор отмычек", необходимых дирижеру для работы с оркестром. Маэстро страдает только от отсутствия времени, дефицит которого при такой занятости не позволяет ему работать еще больше (Юрий Иванович очень ответственно подошел к интервью, которое дал нашей газете, решив несколько дольше обычного поработать над текстом, поэтому его высказывания, вероятно, появятся на наших страницах чуть позже). В распорядке его дня, организованного с немецкой практичностью, не пропадает ни одной минуты. Книги он пишет в самолетах и автомобилях (поэтому, кстати, и не водит машину сам), к репетициям готовится загодя, используя свой собственный беспроигрышный метод: за 4 - 5 дней он подробнейшим образом выписывает штрихи и динамику в каждой партии, размножает "голоса" и ставит на пульт каждому музыканту скрупулезно выверенный текст. Так он экономит репетиционное время. По мнению Симонова, при таком раскладе у дирижера может возникнуть только одна просьба к музыкантам: играть, как написано в нотах. А еще Юрий Симонов не терпит неэстетично написанных нот: его раздражают небрежные пометки музыкантов, сделанные во время репетиций ("И где они берут такие жесткие карандаши, которыми можно только дырку в нотах сделать?!" - не перестает удивляться маэстро), поэтому он делает все сам, заранее. О том, сколько времени Симонов проводит на репетициях оркестра филармонии, когда бывает в Москве, ходят легенды. Ежедневно с 10.00 до 20.30 он занимается на сцене и в классах, прорабатывая партии с отдельными группами музыкантов. У многих оркестрантов это вызывает раздражение, и кое-кто уходит искать более спокойной жизни под началом других дирижеров. Но Симонов неумолим: с маниакальным упорством он очищает смычки и раструбы своих оркестрантов от стилевой и технической грязи. Дирижер считает, что экономические проблемы у музыкантов существовали во все времена, и от них не должно зависеть качество звучания оркестра. Нельзя сказать, что финансирование вверенного ему коллектива совсем уж не беспокоит Юрия Ивановича. За последнее время произошли изменения в структурных подразделениях оркестра: пришел новый директор (Алевтина Левина, работавшая до этого, например, в МСО п/у Владимира Зивы), появились постоянные приглашенные дирижеры - Дмитрий Яблонский (ученик Симонова, а также виолончелист, живет в США) и Константин Орбелян (обладатель собственного камерного оркестра, живет преимущественно там же). С их помощью Юрий Иванович рассчитывает наладить регулярную дополнительную работу, которая будет приносить более ощутимые доходы оркестру. Яблонский уже проявил себя в роли импресарио, свозив оркестр в зарубежные туры и записав с ним несколько CD. Орбелян пока лишь воспользовался симоновскими кадрами, переманив в свой российско-американский коллектив несколько филармонических музыкантов (среди них концертмейстер виолончелей Александр Загоринский). Несмотря на то, что Константин Орбелян до сих пор никак особенно не проявил себя в качестве дирижера (что, естественно, не исключает его выдающихся способностей импресарио), Симонов не боится доверять ему оркестр. Во-первых, он уверен, что сможет контролировать процесс, давая маэстро консультации, во-вторых (и это еще одна своеобразная черта натуры Юрия Ивановича), он убежден, что между дирижером и музыкантами существует обратная связь: оркестр также способен влиять на дирижера. * * * Российские торжества по случаю юбилея Юрия Симонова случились 11 и 15 марта на сцене БЗК. Президент РФ наградил маэстро Орденом почета. А ректор МГК Александр Соколов предложил ему вернуться к профессорской деятельности (ответ отрицательный - по причине нехватки времени и отсутствия интереса со стороны молодых дирижеров - никто из них, как сказал маэстро, не посещает его репетиций и не просит у него консультаций). Так что Россия вроде бы не осталась в долгу, хотя маэстро ощущает свой долг по отношению к России, наверное, в большей степени, поскольку, не жалея сил, пытается наладить звучание оркестра МГАФ, вернув ему уровень времен Кирилла Кондрашина. Мастерство Юрия Симонова и его дирижерская воля вызывают искреннее восхищение. То, что оркестр филармонии заиграл на новом уровне, слышно ясно и отчетливо. Все представленные на юбилейных концертах партитуры проработаны до мельчайших деталей, да так, что просто диву даешься. Даже вертикаль не так поражает сбалансированностью звучания оркестровых групп, как горизонталь, - то, как этот баланс живет во времени, видоизменяясь, трансформируясь, создавая естественное движение музыкального потока. Но, кроме техники (тут еще, конечно, не все благополучно: может случиться и фальшивая нота, и "разъезд" оркестровых групп), существует и искренняя эмоция, не затертая за время поисков технологически совершенной игры. Юрий Симонов царит за пультом. Его жест, мне кажется, понятен даже дилетантам, а его артистизм не имеет ничего общего с манерой некоторых маэстро порисоваться перед публикой в томной позе или "вылезти из фрака" в кульминации. Впрочем, стиль у всех свой, гораздо важнее то, что выходит из-под палочки маэстро. Восьмая симфония Бетховена получилась очень легкой, прозрачной, с четко очерченными границами формы и замечательно найденными дирижером оттенками; сдержанный, несколько суховатый Рахманинов (Третья симфония) немного обескуражил: мы все же привыкли, что музыка Рахманинова поет, у Симонова она, скорее, говорила. О чем? Наверное, о темпераменте маэстро, который в большей мере созвучен немецкому романтизму. Потому, быть может, сильнее прозвучала "Трагическая увертюра" Брамса, где сквозь взвешенность каждой ноты чувствовалась с трудом сдерживаемая эмоция, где оркестр запел совершенно немецким звуком - глубоким и благородным. Благородство - не только в звуке, но и по отношению к солисту Николаю Петрову - было сохранено оркестром и в аккомпанементе Третьего фортепианного концерта Бетховена. С одной стороны, музыканты отошли в тень, предоставив карт-бланш пианисту, нисколько не помешав его высказываниям, с другой - Юрий Симонов создал превосходный ансамбль: фразировка, манера звукоизвлечения, темпы, энергетика развития пребывали в одном русле со стилистическим видением этого сочинения Николаем Петровым. Особая статья - Первая симфония Сибелиуса. В этом сочинении, кажется, сошлось все: и техника, и смысл, и вдохновение. Оркестр был в тонусе, не потерял ни одного соло, нигде не сбился на "общее место". Замечательно прозвучали струнные в начале второй части - очень тепло и мягко; отличилась медь, продемонстрировав отменный ансамбль; колоритно и многообразно высветилась партия литавр. Грустная и страстная исповедь Сибелиуса сообщила оркестру то самое вдохновение, ощутив которое, забываешь о технологии как таковой: оркестр играл музыку, и у него это получалось. Также в рубрике:
|