Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 10 (7267) 15 - 21 марта 2001г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Вокруг ТВСинее пламя голубого экранаТелесезон идет уже полгода - и что? Елена ГРАНДОВА Сразу хочу принести свои извинения мифологическому Орфею. Фракийский певец, укрощавший своим голосом дикие силы природы, верный возлюбленный, спустившийся в ад за Эвридикой, никак не заслуживает пренебрежительного обращения. "Орфейкой" я теперь называю приз главной национальной телевизионной премии ТЭФИ, превратившейся для меня из "Орфея" первых лет существования премии именно в "Орфейку" (да простит меня также Эрнст Неизвестный, автор скульптуры Орфея, ставшей в уменьшенном варианте призом ТЭФИ). Почему? Телезрители, регулярно усаживающиеся перед голубым экраном, не дадут соврать: потому что отечественное телевидение приказало всем нам очень долго жить. То самое телевидение, ради которого, собственно, и был придуман праздник награждения лучших из лучших. Тогда, семь лет назад, было что награждать. А значит - и было что смотреть. Последняя церемония вручения ТЭФИ-2000 с убийственной однозначностью показала: а король-то голый! То есть ни показывать, ни смотреть, ни награждать практически нечего и некого, если такой "шедевр", как "Убойная сила", взял "Орфея" в номинации "Телевизионный художественный фильм", соревнуясь с моноспектаклем "Евгений Онегин" в год двухсотлетия Пушкина. И не нами придуманный "О, счастливчик!" стал победителем в номинации "Телевизионная игра" отечественного, не зарубежного ТВ. Все за предыдущие годы уже все получили. А отсутствие главной номинации - "Информация" - в национальном телевизионном конкурсе ТЭФИ-2000 лично для меня поставило жирную точку вместо вопроса: нужен ли вообще подобный пир в ситуации телевизионной чумы последних, скажем, трех лет. А ситуация одного лишь предыдущего года такова, что телесобытий вроде бы пруд пруди. Но имеют ли все они отношение к тому, что зрители видят на экране? Формирование СМИ "Лукойла" и приход команды Олега Попцова на ТВЦ, конкурс на "третью кнопку" и переход Олега Добродеева с НТВ в ВГТРК, формирование СМИ Березовского и скандал вокруг "Медиа-Моста", создание "Медиасоюза" и "Медиа-Комитета". И в довершение всего, словно какое-то скорбное предупреждение свыше, - пожар Останкинской башни... Это только из наиболее громких, есть и множество частных. А что в сухом остатке? Принесли эти события на домашние экраны новые передачи, циклы программ, может, новые лица появились? В том-то и дело, что практически нет! Из чуть более двухсот "идей года" (по подсчетам КТА "Телескоп") света не увидела почти треть. А между тем у нас официально публикуют в СМИ свои программы двенадцать каналов. Нетрудно подсчитать, сколь "часты" творческие проблески на каждом из них. Да неужели отечественное телевидение так уж обнищало талантами, яркими индивидуальностями, чтобы своим "пением" укрощать дикие силы природы и, добавим, общества?! А если не обнищало, почему эти проблески не имеют выхода на экраны? Возьмем хотя бы одно лишь государственное ТВ - "вторую кнопку", канал РТР. Уж сколько раз говорилось о засилье на нем дешевого латиноамериканского мыла, об отсутствии передач и программ, рассчитанных на, так сказать, "выше пояса". Непостижимым образом исчезли из сетки циклы "Театр + ТВ", "Кино+ТВ", остается загадкой, что в очередной раз стало с "Командой-2", почему так и не появилась разрекламированная в свое время "Музыка+ТВ", куда делась хоть и плохонькая, но все же с интеллектуальными попытками пятничная "Панорама"? По чьему указанию глубокой ночью, считай, под утро, идет по-настоящему просветительский цикл программ Владимира Молчанова "И дольше века..." На каком основании пропала замечательная и очень нужная молодежи, да и не только ей, "Акуна матата"? Список можно продолжать. Что появилось взамен? Сериалы. Как художественные, так и документальные, об уровне которых - отдельный разговор. К чему все эти рассуждения, вроде бы с ТЭФИ начали? - вправе спросить читатель, добавив, что церемония проходит теперь осенью, а цыплят по осени считают. В ответ привожу другую пословицу - готовь сани зимой. Телевизионный сезон вот уже как полгода идет - и что? См. выше. А между тем не так давно состоялось собрание Совета учредителей Академии российского телевидения (АРТ), на котором шла речь о ее реорганизации и реорганизации Российского фонда развития телевидения (РФРТ). Напомним, что АРТ была создана как общественная организация (не юридическое лицо) при РФТР. Именно академики и стали главными судьями, арбитрами, высоким ареопагом и т.д., и т.п. ТЭФИ. В результате обсуждения было принято решение о фактическом переименовании РФТР в Академию российского телевидения с сохранением юридического статуса Фонда. Президентом реорганизованной академии был избран Владимир Познер, который и возглавлял ее прежде. На должность генерального директора назначена гендиректор фонда Раиса Беспечная. А что же бывший президент РФТР Григорий Шевелев, телевизионщик с немалым стажем, внесший значительную лепту в становление отечественного эфира, не у дел что ли останется? Планируется ввести в академии институт вице-президентства, Григорию Шевелеву предложено занять означенную должность. Все эти движения-передвижения вроде бы также относятся к событиям телевизионной жизни. Более того, Совет учредителей постановил, что нынешний состав академии будет расширен, и как вариант рассматривалась схема расширения за счет победителей ТЭФИ прошлых лет, впорчем, возможны и другие варианты. Подлежит реформированию и схема проведения ТЭФИ. В частности, со следующего года конкурс будет разделен на два самостоятельных: для национальных вещателей и для их коллег в регионах. Таким образом, регионалы смогут принимать участие как в своем, местном, так и в общенациональном конкурсе. Возможно, будет расширено и количество номинаций. Двадцать шесть, существующих ныне, как показывает практика, не в состоянии оценить многообразие такого понятия, как телевидение. Все это делается, насколько я понимаю, для того, чтобы придать новый импульс развитию национальной телевизионной премии, коль скоро она уже получила путевку в жизнь. А жизнь что-то не складывается. Но вот какая мысль не дает мне покоя. Можно как угодно двигать-передвигать, реорганизовывать, менять названия институтов, впрямую не занимающихся телепроизводством, а призванных помогать ему советом, пиаром, лоббированием в государственных структурах. В конечном счете - оценивать это самое телепроизводство посредством вручения "Орфеев". Но изменится ли что-нибудь от всех этих передвижений на наших с вами экранах? Президент АРТ Владимир Познер с успехом ведет на ОРТ свою новую программу "Времена". Подчеркну - новую. Пока что из новых на телевидении, на мой взгляд, ни одна не в состоянии составить конкуренцию "Временам". Да и вообще с новыми по всем имеющимся номинациям очень негусто. Не выдвигать же главному академику на ТЭФИ-2001 свое собственное детище... Тогда что еще? Листаю телепрограмы за полгода, пытаюсь найти, хочу найти. Увы. А время движется неумолимо, даже если завтра такие программы появятся, на их раскрутку, на возможность их оценить не только высокому ареопагу, но прежде всего нам, зрителям, нужны недели, которые складываются в месяцы. Не за горами и лето - как известно, для телевидения мертвый сезон. А там и осень - стало быть, очередной "Орфей". Извините, но лично для меня в нынешней телевизионной ситуации все-таки на сегодня "Орфейка". Также в рубрике:
|