Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 10 (7267) 15 - 21 марта 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №33
№32 №34  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Под занавес

Из поколения победителей

Выставка М.Маркова-Гринберга в галерее "ФотоСоюз"

Жанна ВАСИЛЬЕВА
Фото А.БАСКАКОВА


М.Марков-Гринберг в галерее "ФотоСоюз"

Союз фотохудожников России открыл свою галерею "ФотоСоюз". Предвкушаемую череду выставок классиков отечественной фотографии открыл вернисаж Марка Борисовича Маркова-Гринберга. 25 отпечатков с раритетных негативов автора собраны в маленьком зале в Потаповском переулке, 16/5.

Кадр этот обошел все журналы и выставки - человек с фотоаппаратом на крыше гостиницы "Москва" снимает первомайскую демонстрацию 1934 года. Не снимок, а визитная карточка советской фотожурналистики. У человека с фотоаппаратом есть имя - настолько известное, впрочем, что стало почти нарицательным.

Встреча челюскинцев. 1934 г.

Сказать, что Марк Борисович Марков-Гринберг, которому в ноябре исполнилось 93 года, классик, - значит ничего не сказать. Его фотографии: от фотодиптиха "Поворот истории" (запечатлевшего момент замены двухглавого орла на кремлевских башнях рубиновыми звездами) до знаменитого снимка "На Курской дуге" (1943), треугольник композиции которого образуют стенки траншеи и нависшие над солдатами гусеницы танка, - поражают не только совершенством композиции, но также и изобретательностью мастера в поисках точки съемки. Марк Борисович мог бы с чистой совестью повторить слова Архимеда: "Дайте мне точку опоры, и я переверну мир!" Дело, впрочем, не в том, что в поисках неожиданного ракурса он забирался на трамвайную ремонтную вышку, чтобы снять регулировщика ночью на Арбате (1931), или на крышу - чтобы встреча челюскинцев на улице Горького обрела красоту геометрической законченности... Самые утонченные изыски формы, игры света (чего стоит его знаменитая ночная девушка с веслом из Парка культуры и отдыха, оживающая в лунном свете, словно русалка!) не были, похоже, самоцелью. Для него (как, наверное, и для поколения мастеров 20 - 30-х) фотография была именно тем рычагом, которым они переворачивали мир. Речь не шла о том, чтобы этот мир отражать, подобно фланирующему по бульвару денди. Они сдвигали тяжелое колесо истории - отсюда бескомпромиссная резкость взгляда, напор или торжествующее ликование юной силы, так впечатляющие даже в снимках отдыха ("Под парусами"), не говоря уж о фотографиях физкультурных парадов (1935) или портретах героев труда.

И.Сталин и К.Ворошилов на трибуне Мавзолея. 1935 г.

Впрочем, история врезается в кадр иногда самым неожиданным образом. Врезается буквально. Командуя фотографом, как мальчишкой-подручным. На выставке в "ФотоСоюзе" можно увидеть фотографии Максима Горького, сделанные на Красной площади в 1936 году. С одной стороны, великого пролетарского писателя окружает сплошная чернота, с другой - люди есть, но фигура в шинели у Мавзолея зацарапана странными каракулями. Причина проста - полкадра негатива просто обрезано, поскольку рядом с Горьким (как выяснилось годом позже) оказался "враг народа". Другой "враг", по-видимому, охранял Мавзолей, и его тоже пришлось ликвидировать (на снимке). "Враги народа" недостойны места не только в большой Истории, но и в тесном пространстве кадра.

"Молодость". 1932 г.

Похоже, что фотография рассматривалась почти как пропуск в вечность. Естественно, его достойны только герои. Сегодня эти ставшие классикой портреты, сделанные Марковым-Гринбергом обычной "Лейкой" или "ФЭДом", поражают сходством с эстетикой... Голливуда. Взгляните на портрет летчика Михаила Громова (1934) - и Джордж Клуни, и Харрисон Форд могут отдыхать... Мужественность этого героя предполагает не тонкость рефлексии, а жесткую целеустремленность и сосредоточенность силы, очевидность которой не требует демонстрации. Кроме этого, есть еще одно, что сближает советского легендарного летчика и героев американского кино, - очевидное обаяние успеха. Портреты Михаила Громова и шахтера Никиты Изотова, Полины Осипенко и неизвестного пулеметчика (1945) - это портреты победителей.

Сам автор этих шедевров тоже из этой породы. Из поколения тех, кто уходил в сентябре 1941-го рядовым на фронт. Тех, кто не привык ссылаться на трудности - трудности, с их точки зрения, для того и существуют, чтобы их преодолевать. У Марка Борисовича есть только одна слабость. "Люблю фотографию. С ней прожил с 17 лет", - сказал он на открытии выставки. Но это как раз из тех слабостей, которые оборачиваются силой.

Также в рубрике:

ПОД ЗАНАВЕС

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;