Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 9 (7316) 28 февраля - 6 марта 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрИстория с биографией"Маскарад маркиза де Сада" в Театре им.Н.В.Гоголя Наталия КАМИНСКАЯ
Новая пьеса известного тележурналиста и писателя Андрея Максимова, поставленная режиссером М.Фейгиным под художественным руководством С.Яшина, будет собирать публику. И из-за заглавного героя (в сочетании маркиза де Сада с именем очень популярного и для многих весьма симпатичного ведущего программы "Ночной полет" есть свой дополнительный сюжет успеха. К счастью, абсолютно невинный). И из-за броскости зрелища, в котором видна крепкая рука главного режиссера Театра им.Гоголя. Однако упрямо интеллигентный на телеэкране, А.Максимов остался интеллигентом и в своем сочинении для театра. Невзирая на объект исследования. На пикантном имени "отца извращений", на биографии одной из самых скандальных фигур в истории человечества Максимов фантазирует интеллектуальный пассаж. Впрочем, весьма знакомый. Впрочем, и весьма актуальный. Сегодня принято развенчивать мифы, а также анатомировать следствия их воздействия на сознание толпы. Максимов придумывает событие, которое не произошло с маркизом в такой-то день в таком-то году, как уже придумывал не бывшие, но возможные сцены между Екатериной II и Петром III, между вождем мирового пролетариата и его женщинами. Одна пьеса была поставлена в "Модерне", другая - в Театре на Покровке. Не в первый раз карикатурным фоном сюжета идет у автора какая-нибудь революция (или переворот). Общественный катаклизм не однажды выглядит дешевой декорацией к самоценности происходящего с отдельно взятой личностью, тем паче, что это личность историческая. Однако изнанка разрушительной деятельности маркиза де Сада, нафантазированная А.Максимовым, оказалась любопытной. Маркиз раздвоился на философа-писателя, сочиняющего в башне из слоновой кости свои высоко безнравственные сюжеты, и полицейского инспектора Маре, проводящего эти сюжеты в жизнь. Двойничество, как нетрудно догадаться, едва не устранило из реальной жизни Теоретика, ибо Практик, в конечном счете, всегда оказывается в выигрыше. Этот сценический парафраз на тему... впрочем, на множество тем: и о границах дозволенного для внедрения в людские умы, и о желаниях, не подкрепленных возможностями, и о собственном "пиаре", который часто заменяет в "раскрученной" личности ее самое... короче, этот парафаз вполне современен. К тому же разыгран актерами темпераментно и временами даже изящно. Последнее замечание более всего адресовано дуэту двойников, О.Гущину (де Саду) и А.Мезенцеву (инспектору Маре). Эта пара красиво играет тему "зеркала", в какой-то миг обнаруживая лукавое и почти полное портретное сходство Теоретика и Практика. Есть еще разбитная революционерка (А.Лапина) - очень эмоциональная пародия одновременно и на "Свободу на баррикадах" с картины Делакруа, и на активисток из группы поддержки булгаковского Швондера. Вообще актеры (включая А.Алексеева - охранника и артистку Театра им.Вл.Маяковского Д.Повереннову - слугу Латур) играют отменно. Декорация молодой Н.Яшиной впечатляет той самой избыточностью, которой, вероятно, и окружал легендарный де Сад свою легендарную жизнь. К слову, о легенде. Желающим увидеть на сцене содержимое четырех томов маркизовых сочинений можно не беспокоиться. Спектакль - не Про Это. Он как раз про опасную самодостаточность легенды, про обоюдоострую суть мифотворчества. Он с этой точки зрения вполне утилитарен и ясен. "Маркиз де Сад ныне - кассовая фигура", - так сказал автору пьесы один режиссер. Это справедливое замечание не оставил без внимания Театр им.Гоголя. Но остался при этом в рамках интеллектуальных приличий. Одним словом, не игнорируя кассу, не роняет репутации. Также в рубрике:
|