Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 9 (7316) 28 февраля - 6 марта 2002г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Кино

АЛЕКСАНДР ВЕЛЕДИНСКИЙ: "Никто не снял дипломную картину"

Беседу вела Эльга ЛЫНДИНА
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ принадлежит к новому поколению российской кинорежиссуры, которая достаточно уверенно входит в профессиональную жизнь, правда, в основном снимая телесериалы. Возможно, поэтому в кругу новых имен Велединского выделяет его успешный дебют в большом кино, хотя снял он фильм короткометражный, под названием "Ты да я, да мы с тобой". Картина участвовала в одной из программ Каннского кинофестиваля, завоевала две награды на фестивале стран СНГ и Балтии "Киношок", взяла Гран-при на фестивале "ЭКСПО" в Нью-Йорке, после чего Саше предложили контракт в Америке.

    

- Когда-то вы были инженером. Как пришла в голову идея все оставить и уйти в кино?

- Поначалу была мысль о кино, и уже потом - а пока побуду инженером. Думал о кино лет с семи. К семнадцати годам я знал о нем слишком много, и, представьте, это мешало. Казалось: я никогда не поступлю во ВГИК... Надо прежде просто пожить, накопить какой-то багаж. И в результате выбрал Нижегородский политехнический институт. После окончания меня распределили в "ящик", поездил по стране, повидал много чего. Сменил массу профессий. Вплоть до продавца на Нижегородской ярмарке. Мне было двадцать восемь лет, когда я написал свой первый рассказ. Все делал очень поздно. А в тридцать один год наконец решился поступать на Высшие режиссерские курсы.

    

- Что вас так долго удерживало?

- Я не считал себя вправе оставить всех и уехать, у меня двое детей. В 1991 году на курсах был объявлен набор, причем в мастерские Никиты Михалкова, Владимира Мотыля, Александра Кайдановского. Я послал в Москву свои работы, меня допустили к экзаменам. Конкурс был невероятный. Помню счастливые лица тех, кого приняли, в том числе ныне известных режиссеров Сергея Урсуляка, Сергея Дворцевого. А я оказался среди аутсайдеров.

Но вскоре снова сдавал экзамены. Мастерскую набирали Валерий Приемыхов и Александр Прошкин. Во время учебы снял первый фильм "Анфан терибль", уехал в родной Нижний Новгород с оператором Володей Башта. Друзья помогли купить пленку на сормовском заводе. Показывали на фестивале "Святая Анна", где его успешно прокатили. Как и в Санкт-Петербурге на фестивале "Послание человеку". Вот и вся жизнь моей картины.

    

- Вы окончили курсы в самый пик кризиса нашего кино, когда снималось десять - двенадцать фильмов в год. Это очень тяжелый старт для дебютантов.

- Моим предшественникам больше повезло. Но мы еще успели снять курсовые работы на пленке, сейчас и с этим худо. А дальше все было для нас обрублено, никто не снял дипломную картину, ни один из нас. Парадоксально, но я - член Союза кинематографистов, у которого нет диплома режиссера.

    

- Думаю, вас это печалило куда меньше, нежели отсутствие работы. Вы учились у реалистов Приемыхова и Прошкина. Совпадало ли это с вашим мировидением?

- Вышло так, что уже в начале моей учебы Валерий Михайлович запустился со своим фильмом, и я остался на попечении Александра Анатольевича. С одной стороны, он вроде бы ничему нас не учил - то есть ничего не навязывал... И при этом научил многому - видеть мир в подробностях, в деталях. Я до сих пор повторяю его слова: лучшие фильмы заставляют плакать и смеяться.

    

- После курсов у вас была пауза. Чем вы ее заполняли?

- Уехал на полтора года в Нижний Новгород. Надо было зарабатывать на жизнь себе и близким. По вечерам писал.

В общем, все продолжалось до тех пор, пока я не увидел по телевизору передачу "Перпендикулярное кино", где шла речь о том, что затевается проект создания малобюджетных фильмов. После чего сказал себе: "Все! Хватит! Надо ехать в Москву, там что-то происходит".

    

- Но в результате вы так и не участвовали в "малобюджетном" проекте, обратившись к нормальной короткометражной ленте и телевизионному многосерийному фильму?

- Началось со звонка сокурсника, сказавшего: "Надо срочно написать сценарий короткой картины, есть возможность запустить "Киноальманах". Я стал лихорадочно соображать, к чему обратиться.

    

- И обратились к рассказу Вячеслава Пьецуха.

- Я читал этот рассказ еще до своей киношной жизни. Рассказ-то всего полторы страницы. Многое в нем происходит не так, как в нашей картине. Не было в рассказе диалогов, их надо было писать. Не было обходчицы Ковалевой, просто один из братьев набирал номер, просил Ковалеву и клал трубку. Одна строчка. И тюрьмы не было, куда попадает Серафим. И сна Василия, в котором он видит хоровод женщин вроде состава поезда, а сам он - паровозик, который ведет этот состав. Была жизнь двоих людей, коротко описанная. Как-то они подрались, один из них убил собаку и скормил другому. Не надо было усугублять, акцентировать.

    

- Притом, что вы любите фильмы Тарантино.

- Люблю. Люблю и "Трайспоттинг", "Неглубокую могилу", они рождены временем. Но я очень люблю и нашу классику, картины Бориса Барнета, Абрама Роома. И не люблю кинематограф 90-х годов, в котором авторы назойливо борются с советской властью. Скучно мне все это.

Я уверен, что снимать можно только про себя. Наши прокатчики жалуются: не идет народ на российские фильмы. А не идет потому, что подражаем, в том числе и хорошим режиссерам. Нет национального начала, и людям это неинтересно.

    

- Своим успехом фильм во многом обязан прекрасным актерским работам Владимира Стеклова и Сергея Маковецкого...

- С Маковецким я познакомился на съемках "Русского бунта", где работал видеоинженером. Пристально наблюдал за ним. Видел, как перед съемкой он разговаривает с людьми, курит, рассказывает анекдоты, смеется. Но как только раздавалась команда "Внимание! Мотор!", Маковецкий в мгновение преображался и становился Швабриным.

Я очень люблю артистов. Люблю давать им играть. Давать долгие крупные куски, чтобы была видна смена состояний, нюансы переходов от одного к другому.

    

- Вашим продюсером был Дмитрий Пиорунский, человек волевой и эмоциональный. Сейчас наши режиссеры все больше и больше испытывают над собой власть продюсеров. Было ли давление с его стороны на вас?

- Нет. Пиорунский впервые занялся продюсерством со мной. Ему было интересно попробовать себя в новом деле, видеть процесс изнутри. В начале работы он попросил почитать сценарий, режиссерский, конечно. А дальше отпустил нас в свободное плавание, то есть в экспедицию. Потом я показал ему несколько вариантов решения окончательного монтажа, и мы сошлись во мнении. Можно и без давления все друг другу объяснить. Сейчас заканчиваю двадцатичетырехсерийный фильм на РТР, мой продюсер - Валерий Тодоровский. Он следит за сроками, но в творческом плане у меня развязаны руки. Никаких запретов, все решает режиссер.

    

- Вы принимали участие в работе над сценариями многосерийных телефильмов "Дальнобойщики" и "Бригада"?

- На "Дальнобойщиках" у нас была сценарная группа из пяти человек, я возглавлял ее, был "хедрайтером", как это называют на Западе.

    

- Главой коллектива то есть?

- Слишком сильно звучит. Все началось с предложения моего сокурсника и друга Алексея Сидорова, договорившегося с главой Ассоциации каскадеров Александром Иншаковым и продюсером Анатолием Чеушевым о создании сериала. Им понравилась предложенная Сидоровым идея. К нам присоединился третий друг и сокурсник Игорь Порублев. До этого мы, трое, прожили два года под одной крышей, в общежитии ВГИКа. Курили одни и те же сигареты, ели одну и ту же гречневую кашу, думали в унисон. Получили аванс. Это были первые деньги, заработанные профессионально в кинематографе. Отталкивались в чем-то от любимых нами картин "Крестный отец" и "Однажды в Америке", но, писали, разумеется, о России. Такой квазиэпос о последнем десятилетии российской жизни. Судьба мальчиков, чья жизнь оказалась изуродованной безумием времени. История молодого человека, с которым несправедливо поступили, в ответ на что он решает: "Я хочу создать мир справедливый. И докажу всем, что он справедлив". Для чего собирает вокруг себя "бригаду". Как вы понимаете, реализовать его идею очень трудно. Невозможно. Он осознает это в финале. Съемки заканчиваются. Режиссер Алексей Сидоров замечательно снял картину. Снова не могу не вспомнить о наших продюсерах Владилене Арсеньеве и Валерии Тодоровском. Они помогают прийти в кино новым людям. У Тодоровского на РТР сейчас много дебютантов. Наше кино не умрет в такой ситуации.

    

- Третий из сериалов, над которым вы работали, - "Закон", и вы его режиссер...

- Наш фильм ни в коем случае не сериал, это что-то вроде киноромана. Мы снимали его на видео, но наш замечательный оператор Сергей Михальчук работал так, будто все фиксируется на пленке. Важно, в сущности, не то, на чем снимаешь, а твое отношение к тому, что снимаешь.

    

- Какова идея "Закона"?

- Суд человеческий - суд Божий, все об этом. Добро учит злу, зло - добру. Все взаимосвязано. В центре два главных героя, антагонисты, судья и священник. Судью играет Дмитрий Назаров - актер Театра Российской Армии. Это его первая большая кинороль. Священника - Виктор Раков. Всего у нас снимались триста актеров, в том числе блистательные - Нина Усатова, Владимир Стеклов, Ростислав Янковский, Сергей Юшкевич. Много дебютантов. Много талантливых белорусских артистов: съемки проходили в Минске.

    

- Ощущаете ли вы, что вместе с вами в кинематограф входит новое поколение?

- Мы начали учебу на курсах 1 октября 1993 года. 3 октября был расстрел Белого дома. Из общежития ВГИКа мы пошли в Останкино посмотреть, что там. Увидели, как убивают людей. Полегли человек сорок. На моих глазах убили французского журналиста, стоявшего рядом. Все это очень изменило мироощущение, отношение к власти. Ко всему, что происходило в стране в это время.

На следующий день мы были у Белого дома, где расстреливали людей. А за углом рабочие мирно приваривали решетку к окнам первого этажа одного из домов. Стояла очередь за мороженым. Все вместе. Все рядом. Слышатся выстрелы. Только в России такое может быть. Только у нас никогда не будет скучно.

Все, о чем сейчас говорю, относится к моему поколению. Помнится, Занусси кричал нам, выступая на курсах: "Выучитесь и никогда не будете снимать! Кино умерло, кино кончилось..." А после Останкино, после Белого дома мы сидели и говорили: "Пусть что хотят говорят, все равно мы будем снимать кино..." И мы снимаем.

Также в рубрике:

КИНО

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;