Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 3 (7260) 25 - 31 января 2001 г. 2001г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Одна неделяВ поисках утраченной гармоникиВ Москве открыт новый музей Алла МИХАЙЛОВА Говорят, мы сегодня ищем национальную идею, а между прочим, в Музее истории города Москвы ее уже нашли. На Второй Тверской-Ямской открылся филиал: Музей русской гармоники А.Мирека. На протяжении примерно полутора столетий гармоника была "нашим всем". Мечта любого мещанина, гармоника наряду с лубочными картинками удовлетворяла потребности россиянина в прекрасном. В романе М.Булгакова она, подобно балалайке, могла бы стать символом окончательного очеловечивания Шарикова. Организаторы музея убеждают нас: гармоника - вещь серьезная, с большими связями за границей, среди ее родственников и баян, и аккордеон, и концертино, и фисгармония. При знакомстве с экспозицией поражает встречающее зрителя при входе "генеалогическое древо основных видов гармоник". Ему могут позавидовать и самые родовитые завсегдатаи дворянских собраний, а уж количество поколений гармоники просто библейское. Самый интересный из четырех разделов выставки первый, посвященный возникновению гармоники в Петербурге и ее бытованию в России с XVIII до начала ХХ века. Увы, первый инструмент, показанный в северной столице в 1783 году, не сохранился, но зритель может полюбоваться на его точную копию - реконструкция выполнена с соблюдением исторической достоверности. Экспозиция первого зала разворачивается в пространстве между мастерской и чайной; здесь воссозданы и обстановка мастерской, где делали гармоники, и обстановка чайной, где такие же мастеровые слушали граммофонные пластинки с записями самой народной музыки. Родиной российской гармоники стала Тула, где организовали серийное производство инструмента. Позднее фабрики появились и в других городах. Украшали инструменты в соответствии с местными художественными вкусами и традициями: резьба по дереву и металлические накладки то принимали вид вологодских кружев, то копировали тульские ружейные орнаменты, то, поближе к столицам, облагораживались ампирным декором. Уже сто лет назад гармонику начинают признавать частью той самой искомой национальной идеи. На Всемирной выставке в Париже в 1900 году инструмент выставлялся в роскошном деревянном футляре-витрине, выполненном в неоклассическом духе. Вот она, наша классика, однозначно. В то же время в России в соответствии с западноевропейской традицией меломаны самоорганизуются и возникает Общество любителей игры на хроматических гармониках. Экспонаты выставки свидетельствуют: общество имело свой устав, устраивало концерты и танцы. Кроме нот и программ, здесь представлен и специальный пюпитр; так, входя в большую музыкальную жизнь, неприхотливая дотоле гармоника сразу потребовала соответствующего к себе отношения и тех же аксессуаров, что и другие музыкальные инструменты. Фотографии и афиши свидетельствуют: после Октябрьской революции гармонику уважали - собирается первый в СССР симфонический оркестр гармоник. Проводятся конкурсы, в состав жюри одного из них входили М.М.Ипполитов-Иванов, Е.Ф.Гнесина и В.Э.Мейерхольд. Со временем внешний вид гармоник становится все более роскошным и пышным - как, например, у "Красного партизана" (модель 1936 г.), нахально подбоченившегося на витрине. В послевоенные годы гармоника постепенно была вытеснена из обихода более интеллигентной декадентско-диссидентской гитарой. Подобно керосиновым лампам, примусам и пенсне, гармоника, уходя, забрала с собой в небытие и связанные с ней легенды, предания и шутки. В филиале Музея Москвы их пытаются воскресить. Гармонику "музеефицировали" - да здравствует гармоника! Также в рубрике:
|