Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 3 (7260) 25 - 31 января 2001 г. 2001г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрОчевидное и вероятноеРейтинг московских премьер Отдел театра По уже сложившейся в газете традиции, рейтинг премьер московских театров захватывает половину текущего сезона. В данном случае - с сентября 2000 года по январь 2001-го. На вопросы: какие, на ваш взгляд, лучший и худший спектакли, почему? - отвечают театральные обозреватели ведущих центральных и московских печатных изданий, а также свободные критики. При выборе респондентов, как и прежде, мы стремились услышать мнение представителей разных поколений, носителей разных вкусов и взглядов на современный театр. Объединяет же респондентов лишь одно весьма важное качество: они много смотрят и регулярно пишут рецензии. Однако результаты нынешнего опроса показали, что ни возрастные, ни вкусовые различия не помешали критикам единодушно отметить очевидное. Павел РУДНЕВ 1. Лучший спектакль. "Семейное счастие" (Мастерская Петра Фоменко, постановка П.Фоменко). Кажется, нет таких слов, чтобы описать то чудо, которым нас одаривает Петр Фоменко. 2. Худший спектакль. Спектакли молодых: "Жанна д'Арк при дворе и на войне" (Антреприза Т.Аугшкап, режиссер Г.Стрелков). "Маскарад" (Театр им. К.С.Станиславского, режиссер В.Шамиров). "Венецианская ночь" (Центр драматургии и режиссуры, режиссер О.Субботина). С ужасом осознаешь: из режиссерского поколения 30-летних состоялась на сегодня одна Е.Невежина. Наталия БАЛАШОВА ("Московская правда") 1. В этом сезоне я пока не посмотрела спектакль, который могла бы назвать лучшим. 2. "Маскарад". "Птицы" (Театр эстрады, режиссер Б.Мильграм). "Царь Максимилиан" (Театральный центр им. М.Н.Ермоловой, режиссер Вл. Андреев). "Кухня" (Театральное товарищество 814, режиссер О.Меньшиков). Худших спектаклей несколько, но критерии "хужести" у них одинаковые: отсутствие ясной режиссерской мысли, зато явственное стремление режиссеров сделать нечто из ряда вон выходящее. Марина МУРЗИНА ("Аргументы и факты") 1. "Семейное счастие". Спектакль Петра Фоменко абсолютно адекватен и конгениален незнаменитой, скромно-семейной истории, сочиненной гением, в своей безыскусности, искренности и лукавстве оборачивающейся, как и положено в истинном искусстве, высоким смыслом, "ересью неслыханной простоты". 2. "Прекрасное лекарство от тоски" (Школа современной пьесы, режиссер И.Райхельгауз). У спектакля есть все составляющие незаурядности и успеха: любопытно задуманная современная пьеса известного отечественного драматурга С.Злотникова, талантливое оформление И.Кио, М.Хазовой, Б.Лысикова, замечательный актер А.Филозов, выдающаяся балерина Л.Семеняка - но состыковки составляющих не произошло. Что за этим - просчеты драматурга, режиссера или вина вечно "без вины виноватых" исполнителей? Наталья СТАРОСЕЛЬСКАЯ 1."Белая овца" (Эрмитаж, постановка М.Левитина). В нем есть все: точность атмосферы, бережность по отношению к тексту, высокая культура, ощущение единого потока времени. 2. "Маскарад". Потому что в нем всего этого (см. пункт 1) нет. Елена ЯМПОЛЬСКАЯ ("Новые "Известия") 1. "Лесная песня" (МХАТ им. Чехова, постановка Р.Козака). Если уж этот спектакль судить по гамбургскому счету, то основную сцену МХАТа ("Лесная песня" идет на Малой) вообще надо закрыть. 2. "Прекрасное лекарство от тоски". Чем такое лекарство, лучше здоровая тоска. Инна СОЛОВЬЕВА 1. "Семейное счастие". Спектакль необыкновенно обнадеживает тем, что с ним, может быть, открывается новая полоса нашей театральной жизни: новый, свежий и нежный ход к вечным темам. 2. Назвала бы "Маскарад", если бы ясно не видела, что его режиссер Шамиров на такой результат и нарывается. Чудесному актеру Шакурову - мои сожаления. Роман ДОЛЖАНСКИЙ ("Коммерсантъ") 1. Из лучшего - полные залы в Москве и провинции. 2. "Миллионерша" (Антреприза "Независимый театральный проект", постановка В.Мирзоева). "Маскарад". Не просто неудачи, но спектакли, показавшие тупик двух режиссеров, к которым многие сезоны было с надеждой приковано пристрастное внимание профессионалов. Ольга ФУКС ("Вечерняя Москва") 1. "Семейное счастие". Говорят, во время смерти человека весы фиксируют потерю в 20 граммов - "вес" души. Спектакль П.Фоменко виртуозно фиксирует, как из отношений двух самых близких людей уходят "20 граммов счастья", памятью о которых им предстоит жить до конца своих дней. 2. "Миллионерша". Претенциозно, скучно, невнятно, затянуто. Участие по-настоящему талантливых людей во главе с самим В.Мирзоевым только усиливает ощущение провала. Геннадий ДЕМИН 1. Притягательнейшие из виденных - восстановленные "Эмигранты" (режиссер М.Мокеев), "Чинзано" (режиссер Р.Козак) в Театре-студии "Человек", что подчеркнуло нынешнее падение столичной сцены. Из новых - "Семейное счастие" (хотя оно и уступает вихревой "Деревне" того же Фоменко). 2. "Уйди-уйди" ("Современник", режиссер Н.Коляда) - суперпошлость, "Маскарад" - гиперпретенциозность, "Песочный человек" (Табакерка, режиссер А.Марин) - сверхнеумелость, "Обнаженные одеваются" (Театр им. Пушкина, режиссер Р.Козак) - крайняя омертвелость, "Птицы" - запредельный непрофессионализм. Наталья КАЗЬМИНА 1. "В ожидании Годо" (Театральный центр "Вишневый сад", постановка А.Вилькина). Умная режиссура. 2. "Маскарад". Глупая режиссура. Татьяна ШАХ-АЗИЗОВА Есть спектакли серьезные, многообещающие и случайные, необязательные. К первым я бы отнесла "Вишневый сад" в Театре им. Моссовета (режиссер Л.Хейфец), "Записную книжку Тригорина" в Театре им. Гоголя (режиссер С.Яшин), "Семейное счастие", "Счастливый принц" (режиссер К.Гинкас, МТЮЗ), "Сон" (режиссер С.Арцибашев, Театр на Покровке). Среди случайных лидирует "Велосипед Чингисхана" (режиссер В.Андреев, Центр им. Ермоловой). Пустая, примитивная пьеса, хотя актеры стараются. Марина ГАЕВСКАЯ 1. Удачами конец тысячелетия не порадовал. Полностью понравившегося спектакля назвать не могу. Запомнились лишь отдельные актерские работы: В.Бочкарев в "Дельце" (режиссер В.Драгунов, Малый театр), Ю.Беляев в "Белой овце" и С.Шакуров в "Маскараде". Занятной оказалась версия "Евгения Онегина" в агентстве "Богис" (режиссер М.Крылов). Нахально, но талантливо. Вызывающе пародийно, но остроумно и азартно. 2. "Ярких" неудач тоже не наблюдалось, но поток однообразной бесцветности огорчает не меньше. * * * Безусловным лидером в номинации "Лучший спектакль" стала постановка Петра Фоменко "Семейное счастие" по Л.Н.Толстому (6 баллов). На втором месте - остальные названные спектакли, каждый из которых набрал по одному баллу. 2 из 12 респондентов лучший спектакль не назвали. Зато номинация "Худший спектакль" ни одного из респондентов не застала врасплох. "Победителем" вышел "Маскарад" (7 баллов). Следом идут "Лекарство от тоски" (2 балла), "Миллионерша" (2 балла) и "Птицы" (2 балла). Остальные 8 спектаклей названы по одному разу. Однако и над сухими цифрами стоит призадуматься. Число удовольствий (9) уступает числу недовольств (12). Плохого получилось больше, чем хорошего. Явная неудовлетворенность критиков первой половиной сезона сквозит уже в самой готовности назвать аутсайдеров, причем 4 респондента не ограничились в этой номинации одним названием. Судя по опросу, выбрать из неудачного оказалось куда легче, чем из успешного. В сравнении с предыдущим сезоном, где успехи столь явно теснили провалы, что последние зачастую и не назывались размякшими от удовольствий критиками, картина получается унылой и печальной. Есть моменты, попросту вызывающие тревогу. Так, многие из опрошенных в своих кратких резюме объединились в тяжком обобщении: отказали в доверии молодой режиссуре, еще вчера подававшей надежду. Не раз помянуты и репертуарные оплошности Театра им. М.Ермоловой, и надоевшие претензии модного режиссера Вл.Мирзоева. Больше того. И лидерство в "лучших" "Семейного счастия" полного (простите за каламбур) счастья все же не дает. Ибо блистательный Петр Фоменко, в прошлом сезоне покоривший публику и критику "Одной абсолютно счастливой деревней", все же уступил тогда пальму первенства К.Гинкасу с его "Черным монахом", а в нынешнем - пока что пребывает вне конкуренции. Из мастеров старшего поколения премьерами порадовали К.Гинкас и М.Левитин. Но первый упомянут лишь один раз, а второй, возможно, и не был увиден подавляющей "критической массой". Как ни бестактны любые арифметические подсчеты по отношению к живому искусству, но иногда все же полезно произвести некие вычисления. Половина последнего московского театрального года выглядит растерянной и усталой. Ждем до конца сезона "Шута Балакирева" от М.Захарова, "Шантеклера" от К.Райкина, "Войны и мира" от того же П.Фоменко. Также в рубрике:
|