Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 3 (7260) 25 - 31 января 2001 г. 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Страсть, что за Рогнеда!

Гастроли Белорусского балета

Виолетта МАЙНИЕЦЕ
Фото И.ЗАХАРКИНА


Сцена из спектакля

На сцене Большого театра балетом "Страсти" А.Мдивани (подзаголовок "Рогнеда") в постановке В.Елизарьева были открыты Дни культуры Республики Беларусь в Российской Федерации. Перед спектаклем с приветственными речами выступили два президента - Владимир Путин и Александр Лукашенко. Прозвучали гимны двух государств. Были вручены медали. Возникло даже ощущение, что мы вернулись в те дни, когда белорусский Большой театр последний раз гостил в Москве (лет четырнадцать назад)...

В эстетике 70 - 80-х годов поставлен и сам балет "Страсти", рассказывающий о междоусобной борьбе князей Полоцкого и Киевского, предшествовавшей крещению Руси. Хотя впоследствии сам князь Владимир и был причислен к лику святых, в балете изображены не столько богоугодные дела князя, сколько его ужасные злодеяния.

"Владимир запятнал себя убийством Рогволода и его сыновей, которые были ни в чем не виноваты и даже не воевали с ним. Он изнасиловал дочь Рогволода Рогнеду. Та даже хотела убить Владимира, мстя за смерть отца и братьев... Предал он и своих боевых товарищей - варягов. У этого князя, и тому свидетельство летопись, грехов было достаточно", - писал Л.Гумилев в книге "От Руси к России".

Именно князь Владимир - убийца, зверь и изверг (даже после крещения он остается в черном!), стал центральным персонажем двухактного хореографического действа, мало похожего на балет в привычном смысле слова. Хотя его первая часть и называется "Страсти по Рогнеде", а вторая - "Путь к покаянию", тем не менее Рогнеда в нем второстепенный персонаж. Да и с покаянием в спектакле весьма проблематично. Точнее, его и вовсе нет. Самое интересное, на мой взгляд, в этом масштабном и, безусловно, зрелищном пластическом "триллере", где выжигают глаза и насилуют направо и налево, - его концепция, которая волей-неволей вычитывается из контекста увиденного.

Насилие господствует и в мире язычников-пантеистов, и в мире православных византийцев, и в государстве киевском, где всех, как скот, загоняют в реку да скопом осеняют крестным знамением. В страстном, достойном куртизанки Эгины танце, "византийская блудница" Анна Багрянородная (Т.Шеметовец) обольщает князя Владимира (Р.Минин), ослепляет его золотом, а потом при помощи кнута и примитивных кичевых пластических картинок (несение креста, pieta и т.п.) "объясняет" обращенному герою суть нового вероисповедания, учит его креститься да каяться... Все это не мешает вновь испеченному "христианину" Владимиру в дальнейшем преспокойно прикончить жену Рогнеду (Ж.Лебедева) и самому подохнуть на авансцене. Лишь их сын, похожий на святого отрока с нестеровских картин, соединяет руки погибших смертельных врагов - христиан и язычников. Любовь друг к другу - единственный путь к просветлению и духовному возрождению людей. Бог должен быть в душе, а не в церкви. Аллюзий с современностью хоть отбавляй...

И тут, словно испугавшись собственных откровений, постановщик и художник В.Окунев помещают на заднике символический образ православной святой Софии. Это вносит изрядную путаницу в хореографическое действо с претензией на историческую фреску в духе ранних балетов самого В.Елизарьева ("Тиль Уленшпигель", особенно "Сотворение мира"), которые когда-то столь монументально оформил в почти апокалиптическом духе художник Е.Лысик.

Декорации "Страстей" созданы В.Окуневым в том же близком В.Елизарьеву ключе. В течение всего балета словно разматывается некий свиток на исторические и религиозные темы. Сменяя друг друга, появляются "космические видения" то с ликом Богоматери, то с всевидящим оком, то с простертой к людям дланью божией. Все узнаваемо, все хрестоматийно. Чрезвычайно грамотно-балетной предстала и партитура А.Мдивани. Лиричны лирические герои, злые - злобны. Трубный глас возвещает прибытие одетых в золото византийцев.

Сладострастен дуэт их царевны и киевского князя. Народные мотивы слышатся в массовых сценах, беснуются ударные в сценах сражения, насилия и убийств...

Многофигурные пластические композиции выстраивает балетмейстер на ярусах железных конструкций, которые то образуют параллельную рампе "тюремную решетку", то разъезжаются в разные стороны. На сцене много беготни, перемещений, впечатляющих народных картин (спасибо труппе за усердную работу!) и чрезвычайно мало танца. Лексика хореографа скромна донельзя - властные гран батманы и отчаянные падения на шпагат у женщин, жете ан турнан во всех вариантах, направлениях и сочетаниях у мужчин. Еще пара лирических дуэтов среднеарифметической классики, приплясывание в народном духе да прямые цитаты из "Свадебки" и "Весны священной" Б. и В.Нижинских, прекрасных балетов Ю.Григоровича...

Валентин Елизарьев, безусловно, классик белорусского балета ХХ века. Но мы-то живем сегодня уже в XXI...

P.S. Спонсор Большого театра Республики Беларусь - компания "Филип Моррис".

Также в рубрике:

МУЗЫКА

ХРОНИКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;