Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 3 (7260) 25 - 31 января 2001 г. 2001г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаСтрасть, что за Рогнеда!Гастроли Белорусского балета Виолетта МАЙНИЕЦЕ
На сцене Большого театра балетом "Страсти" А.Мдивани (подзаголовок "Рогнеда") в постановке В.Елизарьева были открыты Дни культуры Республики Беларусь в Российской Федерации. Перед спектаклем с приветственными речами выступили два президента - Владимир Путин и Александр Лукашенко. Прозвучали гимны двух государств. Были вручены медали. Возникло даже ощущение, что мы вернулись в те дни, когда белорусский Большой театр последний раз гостил в Москве (лет четырнадцать назад)... В эстетике 70 - 80-х годов поставлен и сам балет "Страсти", рассказывающий о междоусобной борьбе князей Полоцкого и Киевского, предшествовавшей крещению Руси. Хотя впоследствии сам князь Владимир и был причислен к лику святых, в балете изображены не столько богоугодные дела князя, сколько его ужасные злодеяния. "Владимир запятнал себя убийством Рогволода и его сыновей, которые были ни в чем не виноваты и даже не воевали с ним. Он изнасиловал дочь Рогволода Рогнеду. Та даже хотела убить Владимира, мстя за смерть отца и братьев... Предал он и своих боевых товарищей - варягов. У этого князя, и тому свидетельство летопись, грехов было достаточно", - писал Л.Гумилев в книге "От Руси к России". Именно князь Владимир - убийца, зверь и изверг (даже после крещения он остается в черном!), стал центральным персонажем двухактного хореографического действа, мало похожего на балет в привычном смысле слова. Хотя его первая часть и называется "Страсти по Рогнеде", а вторая - "Путь к покаянию", тем не менее Рогнеда в нем второстепенный персонаж. Да и с покаянием в спектакле весьма проблематично. Точнее, его и вовсе нет. Самое интересное, на мой взгляд, в этом масштабном и, безусловно, зрелищном пластическом "триллере", где выжигают глаза и насилуют направо и налево, - его концепция, которая волей-неволей вычитывается из контекста увиденного. Насилие господствует и в мире язычников-пантеистов, и в мире православных византийцев, и в государстве киевском, где всех, как скот, загоняют в реку да скопом осеняют крестным знамением. В страстном, достойном куртизанки Эгины танце, "византийская блудница" Анна Багрянородная (Т.Шеметовец) обольщает князя Владимира (Р.Минин), ослепляет его золотом, а потом при помощи кнута и примитивных кичевых пластических картинок (несение креста, pieta и т.п.) "объясняет" обращенному герою суть нового вероисповедания, учит его креститься да каяться... Все это не мешает вновь испеченному "христианину" Владимиру в дальнейшем преспокойно прикончить жену Рогнеду (Ж.Лебедева) и самому подохнуть на авансцене. Лишь их сын, похожий на святого отрока с нестеровских картин, соединяет руки погибших смертельных врагов - христиан и язычников. Любовь друг к другу - единственный путь к просветлению и духовному возрождению людей. Бог должен быть в душе, а не в церкви. Аллюзий с современностью хоть отбавляй... И тут, словно испугавшись собственных откровений, постановщик и художник В.Окунев помещают на заднике символический образ православной святой Софии. Это вносит изрядную путаницу в хореографическое действо с претензией на историческую фреску в духе ранних балетов самого В.Елизарьева ("Тиль Уленшпигель", особенно "Сотворение мира"), которые когда-то столь монументально оформил в почти апокалиптическом духе художник Е.Лысик. Декорации "Страстей" созданы В.Окуневым в том же близком В.Елизарьеву ключе. В течение всего балета словно разматывается некий свиток на исторические и религиозные темы. Сменяя друг друга, появляются "космические видения" то с ликом Богоматери, то с всевидящим оком, то с простертой к людям дланью божией. Все узнаваемо, все хрестоматийно. Чрезвычайно грамотно-балетной предстала и партитура А.Мдивани. Лиричны лирические герои, злые - злобны. Трубный глас возвещает прибытие одетых в золото византийцев. Сладострастен дуэт их царевны и киевского князя. Народные мотивы слышатся в массовых сценах, беснуются ударные в сценах сражения, насилия и убийств... Многофигурные пластические композиции выстраивает балетмейстер на ярусах железных конструкций, которые то образуют параллельную рампе "тюремную решетку", то разъезжаются в разные стороны. На сцене много беготни, перемещений, впечатляющих народных картин (спасибо труппе за усердную работу!) и чрезвычайно мало танца. Лексика хореографа скромна донельзя - властные гран батманы и отчаянные падения на шпагат у женщин, жете ан турнан во всех вариантах, направлениях и сочетаниях у мужчин. Еще пара лирических дуэтов среднеарифметической классики, приплясывание в народном духе да прямые цитаты из "Свадебки" и "Весны священной" Б. и В.Нижинских, прекрасных балетов Ю.Григоровича... Валентин Елизарьев, безусловно, классик белорусского балета ХХ века. Но мы-то живем сегодня уже в XXI... P.S. Спонсор Большого театра Республики Беларусь - компания "Филип Моррис". Также в рубрике:
|