Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 3 (7260) 25 - 31 января 2001 г. 2001г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияАЛЕКСАНДР СОКОЛОВ: "Наша судьба пока в наших руках"С МОСКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИЕЙБеседу вела Анна ВЕТХОВА В начале ноября, после того как Министерство культуры отправило в отставку ректора Московской консерватории Михаила Овчинникова, Михаил Швыдкой был настроен назначить нового ректора из людей Минкульта. После общения с профессорско-преподавательским составом МГК у Михаила Ефимовича сложилось ощущение "всеобщего запустения, безразличия, какой-то обветшалости, в частности, и нравственной тоже" (из интервью газете "Культура" от 2 ноября 2000 года), вследствие чего он решил, что консерватория в нынешней ситуации не способна самостоятельно сделать разумный выбор. Александр СОКОЛОВ - проректор по научной работе МГК - мыслил иначе: "Финансово-правовые проблемы, возникшие в консерватории, никак не означают кризиса самой консерватории", и оказался способным убедить в этом министерство. В соответствии с законом он был назначен исполняющим обязанности ректора. - Александр Сергеевич, в конце концов вы добились от Минкульта права самостоятельно откорректировать Устав консерватории, определенно нуждавшийся в этом, и как один из его пунктов - положение о выборах ректора... - Претензии к уставу были вполне справедливые. Сейчас довольно быстро меняется законодательство, и эти перемены, естественно, затрагивают и высшую школу. А устав консерваторский переутверждался в последний раз в 1997 году, поэтому многие его положения расходятся с тем, что сегодня общепринято. К тому же давно не соответствует действительности отраженная в нем структура консерватории: у нас, например, появились новые подразделения, такие, как Центр русской церковной музыки, Вычислительный центр, Гуманитарный центр, Центр современной музыки. Но в работе над уставом, для которой сейчас создана специальная консерваторская комиссия, нет никакой спешки: Министерство культуры дает нам право вносить изменения поэтапно. - С Минкультом вы нашли общий язык. Что, кроме очевидного, это дало консерватории? - Контакт с министерством стал теснее, и установившиеся сейчас деловые отношения действительно дали ощутимый результат. Мы давно привыкли к урезанному госфинансированию, поступавшему исключительно на заработную плату и стипендии, но сейчас Минкульт перевел нам значительную сумму на капремонт и реставрационные работы. Отчасти это связано с предстоящим Конкурсом Чайковского, но переговоры с министерством позволяют рассчитывать на дополнительное вложение государственных денег, которые мы используем и на другие цели, например, на ремонт консерваторского общежития. - Какова в настоящий момент финансовая политика консерватории? - Самое главное сейчас - сделать эту политику "прозрачной", контролируемой Ученым советом. На последнем заседании совета были обсуждены и утверждены впервые разработанные у нас положения о надбавках, доплатах и премиях сотрудникам консерватории. Анализ финансовой ситуации позволил сделать вполне оптимистические выводы о гарантированном уровне материального обеспечения консерваторцев при правильном использовании бюджетных и внебюджетных источников финансирования. Подчеркиваю - я говорю о сегодняшней, еще далеко не отрегулированной ситуации. Перспектива же нашей финансовой политики связана с выведением ее на значительно более высокий уровень взаимодействия с государственными структурами, представителями крупного капитала, международными организациями и т.д. - Однако прежнее консерваторское руководство "прозрачности" избегало. Сейчас вам приходится разбираться и с арендой, и с делом скандально знаменитой швейцарской компании "П.И.Чайковский Консерватория А.Г.". Говорят, после расторжения договора с этой компанией ее глава Ино Миркович предъявил консерватории иск в размере 300 тысяч американских долларов. Если это действительно так, каким образом вы думаете разрешить эту проблему? - В настоящий момент договор со швейцарской компанией "П.И.Чайковский Консерватория А.Г.", заключенный в свое время ректоратом в обход Ученого совета консерватории, еще не расторгнут. Предстоит длительная и сложная юридическая процедура. Договор же этот Ученый совет расценил как кабальный для консерватории. И иск на 300 тысяч долларов, предъявленный Мирковичем, тому прямое свидетельство. Кстати, Ино Миркович - не глава, а лишь поверенный компании, и не он, как я вижу, в данный момент определяет развитие событий. К сожалению, в судьбу Московской консерватории вмешались люди, относящиеся к ней весьма цинично. Поэтому самым первым приказом, который я издал, приступив к исполнению нынешних обязанностей, был приказ о предельном ограничении права подписи документов финансового характера и отзыв всех ранее выданных доверенностей. Сейчас весь поток финансовой документации проходит непосредственно через мои руки. К сожалению, пока это неизбежно. Особую озабоченность вызывает утвердившаяся система взаимоотношений администрации консерватории с арендаторами. По этой части в последние годы совершено много противозаконных действий, расследуемых сейчас Управлением по борьбе с экономическими преступлениями МВД РФ и Комиссией КРУ Минфина. - Правда ли, что диплом Московской консерватории можно получить за пределами России - не без помощи все того же г-на Мирковича? - Наш Ученый совет недавно с изумлением узнал, что в Хорватии частная консерватория "Ино Миркович" ведет обучение студентов якобы по лицензии Московской консерватории. Этот факт возмутил и Министерство культуры России, которое намерено сделать соответствующий официальный запрос. Нам известно, что уровень образования в заведении Мирковича не дотягивает до уровня российских периферийных музыкальных училищ: несколько профессоров Московской консерватории были приглашены поработать там по контракту и буквально пришли в ужас от того, что там творится. Поэтому, по существу, речь идет о беспардонной профанации диплома Московской консерватории. - Есть и еще одна проблема у консерватории - Большой зал. Последнее время концертная деятельность, осуществляемая на его сцене, получает много нареканий. Не очень ясна ситуация и с арендой зала Московской филармонией. Есть ли у вас какие-то соображения на этот счет? - Я думаю, в концертную деятельность надо вносить существенные коррективы: сегодня она организована крайне неудачно. Происходит очень много накладок, поскольку пересекаются полномочия разных людей, постоянно пребывающих во взаимной конфронтации. Но самая важная проблема, которой я сейчас намерен заниматься, - взаимоотношения консерватории и филармонии. С одной стороны, существует давняя традиция присутствия филармонии на сцене БЗК, с другой, БЗК - собственность консерватории. Не забывая ни о том ни о другом, нужно искать какой-то разумный компромисс, в равной степени устраивающий обе стороны. Я думаю, что это вполне реально. Филармония, как известно, озабочена не только возросшей арендной платой, но и меньшим, чем прежде, количеством концертов в месяц. Необходимо выработать такую концепцию взаимодействия, в которой будет предусмотрена общая ответственность за планирование концертов, дабы не было многократных повторов одних и тех же сочинений в концертных программах и, кроме того, на прославленную сцену не проникали посредственные, но добившиеся успехов в саморекламе исполнители. Финансовую сторону отношений, на мой взгляд, надо выстраивать, исходя из реальных отчислений от концертной деятельности, которые, разумеется, зависят от успеха того или иного концерта. Эту модель отношений еще никто прежде не обсуждал. - У вас, по-моему, особое отношение к тому, что происходит на сценах консерваторских залов. Вы, как я заметила, один из немногих представителей консерваторской профессуры, с завидной регулярностью посещающих самые разнообразные концерты. - Моя тяга к живому концертному исполнительству вполне объяснима: прежде чем посвятить себя профессии музыковеда, я окончил Гнесинскую десятилетку по классу скрипки. Не скрою, мне хорошо знакомо ощущение сцены, а что уж заложено с детства, то, наверное, проявляется и в течение всей жизни. У меня это - любовь к музыкальному исполнительскому искусству и к литературе. Последним увлечением я обязан своему деду, известному писателю Ивану Сергеевичу Соколову-Микитову, в семье которого я воспитывался. P.S. Главное событие, которое ожидается в Московской консерватории - выборы ректора, - произойдет 7 марта. Минкульт будет присутствовать, но не будет диктовать. Специально созданная комиссия из профессуры займется подготовкой конференции, на которой состоятся обсуждение претендентов и тайное голосование. Голосовать будут делегаты конференции, а именно Ученый совет, чья численность не превышает половины делегатов конференции, остальная часть которых - представители всех консерваторских кафедр. Также в рубрике:
|