Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 3 (7260) 25 - 31 января 2001 г. 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №33
№32    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Событие

Алконост дает прикурить

Новый "Невидимый град Китеж" в Мариинском театре

МУЗЫКА

Елена ТРЕТЬЯКОВА
Санкт-Петербур
Фото Н.РАЗИНОЙ


Сцена из спектакля

"Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" - первая премьера Мариинского театра в третьем тысячелетии. Честь открыть новую эру выпала не только Валерию Гергиеву, что естественно для руководителя театра, к тому же упорно возвращающегося к "Китежу" (вот уже в четвертый раз за десять лет), но также и Дмитрию Чернякову, выступившему в роли режиссера и сценографа очередной сценической версии оперы

Н. Римского-Корсакова. На премьеру съехались многочисленные гости из Москвы. И потому, что Черняков, выпускник ГИТИСа, столице вполне известен (в прошлом году на "Золотой маске" можно было увидеть его постановку оперы В.Кобекина "Молодой Давид" по либретто А.Парина, привезенную Новосибирским театром оперы и балета). И потому, что продюсером спектакля стал Э. Бояков - генеральный директор "Золотой маски", имеющий вкус, а может быть, и страсть к рискованным экспериментам. Правда, непонятно, кто в данном случае рисковал больше - В.Гергиев, который спектаклей Чернякова не видел и ведал о них только с чужих слов, или те, кто эти слова произносил. В любом случае затевалось нечто для Мариинского театра нетрадиционное. Впрочем, сегодня трудно сказать, что для этого театра привычно, что нет. Здесь уже все попробовали - и музейные варианты типа "Силы судьбы" по эскизам А. Роллера 1862 г., и возобновления спектаклей полувековой давности вроде "Мазепы" и "Аиды", и современный евростандарт, представленный "Дон Жуаном" и "Золотом Рейна" И. Шаафа.

Что касается "Китежа", приятно уже то, что доверен он был режиссеру из поколения тридцатилетних (а это нечастое явление на больших столичных сценах). Само отношение молодой режиссуры к национальным святыням, в число которых, безусловно, входит "Град Китеж", обусловило повышенное внимание к премьере. Выяснилось, что святыня осталась святыней (от первой до последней ноты без купюр) и по-прежнему в начале списка лучших дирижерских работ В. Гергиева. И Д. Черняков подошел к прочтению оперы-легенды Римского-Корсакова без разрушительного радикализма и с полным уважением к духовным ценностям отечества. Но при этом собственное видение произведения на сцене явил. Почти столетняя театральная жизнь "Китежа" предстала как суммарный опыт культуры ХХ века. Здесь живописные занавесы с эскизов К. Коровина и А. Васнецова к мариинской премьере 1907 г., предваряющие или завершающие каждый акт, - то подробно воспроизводящие лесные чащи, то рисующие белокаменный град Китеж реальным, а затем опрокинутым в озерную гладь... Первая картина достойна полотен Магритта, Дельво, Дали - здесь спокойно соседствуют увеличенный в размерах умывальник, прибитый к дереву, что-то вроде античной амфоры и изящный кувшин-молочник, много выше человеческого роста. Они возвышаются прямо посреди пустыни, которая разбивается вертикалями вековых стволов деревьев, иглами сухих трав и корявыми лестницами, устремленными в небо... Во второй картине возникает типичный петербургский двор-колодец времен Достоевского и наших - что, впрочем, одно и то же, - грязный, обшарпанный, с разбитыми окнами. Внутри этого замкнутого пространства обитает живописная драная толпа совершенно современных алкашей, нищих, бомжей, пьющих и продающих все на свете. Сюда сквозь пролом стены вламывается механический троянский конь-звездолет с дымовой завесой и глазами-прожекторами - символ татарского нашествия (или нашествия вообще). И люди в шкурах заполняют городское дно, как полчища чудовищных крыс. В третьем акте - сцене гибели Китежа, - молельном, очистительном, открывается подиум с одинокой белой лестницей, ведущей в никуда. На подиуме сотни людей из разных времен русской истории - бояре, духовенство, крестьяне, дамы в кринолинах, персонажи Серебряного века или предвоенных 1930-х... Они все в одинаковом мертвенно-сером цвете и свете и проявляют равное и высокое достоинство перед исходом в невидимый град... "Сеча при Керженце", блистательно сыгранная гергиевским оркестром, сценически решена предельно просто. Над подиумом, где остаются лежать одежды ушедших на гибельное сражение воинов, зависают и начинают раскачиваться тюремные лампы-колокола, а потом пробиваются сквозь мглу силуэты захватчиков, похожих на кишащую мохнатую массу нелюдей. Здесь, и в спектакле в целом, работу художника по свету Г. Фильштинского можно признать совершенной, если только таковое в искусстве вообще возможно...

В четвертом акте объяснение-прощание Февронии с Гришкой разворачивается в подземном тоннеле, куда открывается крышка канализационного люка и начинают лететь хлопья снега... И, наконец, смерть Февронии. Обряд омовения, переодевания, но все происходит на санках, которые волокут за собой райские птицы Сирин и Алконост (две усталые женщины в валенках или ботах, темных пальто, завязанных по-бабьи платках). Они притаскивают санки к домику на болотах, где жила Феврония, и посреди мрака сквозь разнокалиберные окна начинает светиться лампочка - не то это скворечник, не то теплушка, оторвавшаяся от поезда. Здесь можно покурить тихонько в форточку, что и проделывает... птица Алконост...

В финале открывается черная завеса за домиком, и жители невидимого града, уже в белых одеждах (тех же шляпках и кокошниках, митрах и папахах, фуражках и косынках), поют под колокольный перезвон свадебную песнь в честь венчания Февронии и Всеволода, так и не состоявшегося при жизни, но возможного в смерти. А потом черная завеса опять заслоняет белый небесный свет, оставляя в ночи огонек наскоро сколоченного домика, притулившегося словно на краю земли...

Художественная ткань спектакля пока еще не лишена узелков и ниток черновой работы - особенно второй акт, где толпа пусть и в шокирующих бомжовых прикидах, но ведет себя порой шаблонно, изображая всеобщее полупьяное оживление. А главное, в безудержном потоке этого разудалого и типичного для всякой русской оперы гуляния теряется сцена Февронии (О.Сергеева) и Гришки Кутерьмы (Ю.Марусин) - завязка трагического конфликта. Впрочем, то же происходит и с развязкой, хотя в тоннеле (четвертый акт) герои одни и никто им не мешает... В спектакле вообще сцены, решенные обобщенно, крупным штрихом, где ясно прочерчен режиссерский сверхсюжет, кажутся более стильными, выстроенными и значимыми. Они несут главную смысловую нагрузку. Персонификация - решение главных героев - видимо, требует какого-то иного способа актерского существования. Очень трудно остаться на грани образа и характера, обобщения и конкретики, психологии, выраженной в процессе переживания или сугубо внешними средствами, заостренно пластически. Новый "Китеж" - спектакль трудный. Он не из тех, что заставляет погружаться в себя без оглядки и сопротивления. Но зато он долго не отпускает, будто содержит тайну, в которую хочется проникнуть. К нему возвращаешься вновь и вновь. Он существует не в категориях "нравится - не нравится". В искусстве театра это, быть может, самое интересное.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

ТЕАТР

ЮБИЛЕЙ

НАШИ ЗА ГРАНИЦЕЙ

АРТ-ПРОЕКТ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;