Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 13 (7320) 28 марта - 3 апреля 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Театральная провинцияОлег Рыбкин хлопнул дверью "Красного факела"Сергей САМОЙЛЕНКО Собранные на этой странице материалы посвящены событиям российской театральной жизни. А событием в театре, в первую очередь, является интересный спектакль. Однако по логике жизни сцены столичной ли, провинциальной ли, любой, творчески значимых премьер следует ожидать там, где во главе коллектива есть сильный художественный лидер. Возможны, конечно, фрагментарные достижения - отдельно взятая удачная постановка. Но когда театр ведет осознанная творческая воля руководителя, успех, как правило, перестает быть случайным. Сегодня в театрах России катастрофически не укомплектован штат художественного руководителя. Поэтому каждый новый уход режиссера воспринимается с тревогой. Уходом Олега Рыбкина с поста главного режиссера академического театра "Красный факел" закончилась постановочная история спектакля "Роберто Зукко" по пьесе Бернара-Мари Кольтеса. Этим спектаклем самый молодой главный режиссер академического театра в России завершил свою театральную трилогию, поставленную по пьесам современных западных авторов (до этого были "Ивонна" Гомбровича и "Президентши" Шваба), и свою карьеру в Новосибирске. В основе пьесы французского драматурга, скончавшегося в Париже в 1989 году в возрасте сорока одного года, - реальная история знаменитого убийцы, положенная, кстати, в основу недавнего фильма Седрика Кана. В Европе эту пьесу ставили Штайн и Бергман, в России Олег Рыбкин обратился к ней одним из первых. Заявленный как психологический триллер, спектакль, однако, несет в себе черты античной трагедии рока: "сладкий мальчик" Роберто Зукко (Виталий Коваленко) больше похож на смертоносный механизм, запущенный неизвестно кем, страдающий от этого, но неспособный остановиться. Преступник, убивший родителей, парадоксальным образом вызывает сочувствие и жалость - вплоть до финального самоубийства, ставшего выходом из дегуманизированного, фальшивого мира, побегом на свободу. Решение Олега Рыбкина оставить пост главного режиссера театра стало полной неожиданностью как для труппы, так и для всей новосибирской театральной общественности. По его словам, он написал заявление об уходе после "прогона", состоявшегося 15 марта, и последовавшего за ним разговора с директором театра Александром Кулябиным, в котором, по словам Рыбкина, тот обвинил его в том, что театр призывает этим спектаклем к убийству родителей и является плодом больного сознания. Олег Рыбкин сказал, что этот конфликт стал последней каплей терпения в череде сплошных компромиссов с директором, с которым у него "генетическая несовместимость". По версии же Александра Кулябина, причиной стало то, что он не позволил Олегу Рыбкину уехать сразу после премьеры, а вовсе не претензии к спектаклю. Александр Кулябин заявил также, что главный режиссер, подолгу отсутствуя в театре, не исполнял своих должностных обязанностей и, в частности, собираясь уезжать, не представил никакого плана будущих постановок. Как бы то ни было, Олег Рыбкин покинул театр, в котором без малого пять лет проработал главным режиссером (26 июня кончался срок контракта) и поставил пятнадцать спектаклей, из которых три ("Зойкина квартира", "Ивонна" и "Три сестры") номинировались на "Золотую Маску". Более того, в ситуации конфликта преимущество, несомненно, осталось на стороне Рыбкина: его поддержала большая часть труппы, а в глазах общественности он играет роль безвинной жертвы произвола ретрограда-директора. Кроме того, накануне фестиваля "Золотая Маска", на котором он представлен спектаклем "Приглашение на казнь", поставленным в Омском драматическом театре, Олег Рыбкин получил такую рекламу и "раскрутку" в средствах массовой информации, о которой нельзя было и мечтать. Наибольшую тревогу вызывает судьба театра "Красный факел", труппы и рыбкинских спектаклей в репертуаре, многие из которых, честно сказать, идут при полупустом зале. Александр Кулябин говорит, что из афиши исчезнет в первую очередь спектакль по Хармсу "Жизнь победила смерть", не пользующийся успехом у публики. Сам Олег Рыбкин считает, что постепенно со сцены сойдут все его постановки, кроме "Зойкиной квартиры", вот уже шесть лет собирающей полный зал. Как бы ни оценивать эстетику Олега Рыбкина, следует признать, что "прививка" авангардизма к провинциальному "дичку" пошла новосибирскому театру на пользу. К его постановкам относились по-разному, но никто не отрицал его таланта и профессионализма. Упреки в некассовости и крене в сторону авангардной западной драматургии, возможно, и справедливы, но и две последние постановки, осуществленные Борисом Цейтлиным и Петром Шерешевским на сцене "Красного факела", нельзя по большому счету назвать успехом. Остается надеяться, что театр недолго будет находиться в подвешенном состоянии. По словам директора Александра Кулябина, выбор нового главного режиссера будет осуществляться на конкурсной основе, а о новых постановочных планах станет известно в ближайшие дни. Также в рубрике:
|