Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 13 (7320) 28 марта - 3 апреля 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраДама пик в пику МосквеПервая биеннале графики в Санкт-Петербурге Марина ГУЛЯЕВА
В последнее время Петербург иначе как культурной столицей и не называется. Однако, как говаривали авторитетные люди, мало прорубить окно в Европу, надо в ней закрепиться. А потому, пользуясь материальной базой подготовки к грядущему 300-летию, невские энтузиасты решили прибавить в послужной список славного города еще один, даже не российский, а мировой титул. Уже давно будоражила умы идея осмыслить Петербург как город "графический", да что там город, как некую "графическую" мекку, разумеется, позиционируемую в противовес пастозно живописной Москве. Но сей графический град ждал своего Петра, своего культуртрегера, который поднял бы знамя его и покатил воз организационных и прочих проблем. И наконец свершилось. В Петербурге прошла Первая биеннале графики. В последнее время, несмотря на то, что продолжают активно работать признанные мастера, издаются неведомые до того книги, возникают новые печатные мастерские и новые учебные заведения, в выставочной деятельности художников-графиков был будто провал. Петербург графический не смотрелся монолитным телом, а его представители вяло игнорировали сборные выставки-солянки. Да и на таких выставках промеж великих и ярких полотен специфики графики было не ощутить. Теперь же трудами Олега Яхнина со товарищи созидается графический образ Петербурга. И его нарождающееся тело по своему великолепию грозит затмить все европейские и прочие аналогичные выставки. Биеннале с ее Гран-при, премиями и дипломами всегда для художника несет дух состязательности и провоцирует на творческие поиски. Аналога же петербургской биеннале нет и по количеству номинаций, и по самому принципу отбора работ. Понимание графики как произведения на бумажном носителе расширяет сию сферу невероятно и втягивает в свой круг и тех, кто привычно называется живописцами, скульпторами и фотографами. Недаром первую премию взял именно живописец - Евгений Барский. А само такое расширенное понимание специфики говорит о том, что графика всегда была местом творческой экзальтации и отдохновения художников. На малые формы не было такого прессинга, они всегда умудрялись существовать несколько обособленно, и мир графики был фантастичен и прихотлив сколь ему угодно. Биеннале развернулась на двух выставочных площадках - в Союзе художников и в столь почитаемом книжниками месте, как площадка журнала Нева - галерея "Невограф", и вобрала в себя около двухсот участников. И несмотря на то, что на сей раз около семидесяти процентов экспонентов были петербуржцы, едва прошел слух о выставке, как возникла возбужденная волна от Калининграда до самых до окраин и бывшие союзники почли за честь приехать и отметиться в Петербурге. Так что пробный шар удался, а эмиссары биеннале уже активно ведут переговоры во всех Америках и Азиопах, и через два года ожидается уже нечто феерическое как по составу, так и по качеству мысли. Ибо идея устроителей скромна - всего лишь сделать Петербург международной столицей графики. А пока что удивительно монолитно в своей шокирующей густоте явились перед ценителями воедино художники трех поколений: старая гвардия со своей уверенной бороздой, творцы в самом расцвете сил и юнцы, ибо самому молодому участнику биеннале 14 лет. Все они и разыграли между собой премии по номинациям: станковой и малой формы печатной графики, иллюстрации и авторской книги, а также премию имени недавно ушедшего из жизни академика В.Ветрогонского. Гран-при же, сообразуясь с тем, что выставка посвящена 300-летию города, получил Михаил Мишин за самую что ни на есть петербургскую тему - иллюстрации к "Пиковой даме". Также в рубрике:
|