Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 2 (7259) 18 - 24 января 2001г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаНИКОЛАЙ ПЕТРОВ: "В своих устремлениях я одинок"Беседу вела Анна ВЕТХОВА
В этом сезоне Николай Петров открыл свой персональный абонемент, куда включил 14 ансамблевых концертов - двойных и тройных (из 600 существующих на сегодняшний день концертов для фортепиано с оркестром - в его репертуаре 67!). Весьма заманчивой маэстро представляется идея сыграть четверной концерт Баха и Пятый Бранденбургский с солирующими фортепиано и флейтой, хотя у него и есть сомнение, выдержит ли сцена БЗК четыре рояля. А новый век пианист начал с не менее интересного проекта: на сцене БЗК прозвучали два концерта для двух фортепиано с оркестром Феликса Мендельсона в исполнении самого маэстро и стипендиатов его благотворительного фонда Александра Гиндина, Ольги Папикян и Полины Беспалько в сопровождении Госоркестра (художественный руководитель и главный дирижер Василий Синайский) п/у Федора Глущенко. Оба сочинения принадлежат перу тринадцатилетнего Мендельсона, оба безумно виртуозны и полны юношеского очарования. Интересно, что московской публике эти сочинения практически неизвестны (ми-мажорный концерт был единственный раз исполнен Гавриловым и Шоном в 1977 году, а ля-бемоль-мажорный не исполнялся в России вообще). Задуманная Николаем Петровым музыкальная премьера стала еще и первой пробой сцены БЗК для его учениц Ольги Папикян и Полины Беспалько, которые солировали в ми-мажорном концерте. За блеском пассажей, что легко и непринужденно "выбегали" из-под пальцев пианисток, был слышен и настоящий дуэт двух индивидуальностей, обладающих своим исполнительским почерком, дуэт, основанный на контрасте лирики (Папикян) и феерического блеска (Беспалько). Николай Петров и Александр Гиндин в ля-бемоль-мажорном концерте явили ансамбль иного свойства, трактуя концерт не как соперничество характеров и манер, но как музыкальное поле, на котором двое превращаются в одного, добиваясь идентичности звука, единой логики в развитии образов, одним словом, абсолютного слияния с музыкой Мендельсона. После концерта Николай Петров дал интервью для нашей газеты. В первую очередь я попросила маэстро сказать несколько слов о его ученицах. - Мне кажется, они замечательные пианистки, и есть все предпосылки к тому, чтобы у них сложился прекрасный ансамбль. Я им об этом сказал, но не знаю, послушают старика-профессора или нет. Полина Беспалько пришла ко мне в класс в 17 лет, пришла, к сожалению, являя собой образец достижений нынешней педагогики. Колоссальные технические возможности и удивленные глаза, когда речь заходит о звуке. Оля Папикян окончила Мерзляковское училище у замечательного педагога и моего партнера профессора Тиграна Алиханова, ученика великого Оборина, поэтому со звуком у нее дела обстояли значительно лучше. Сегодня я с большой радостью констатирую, что Полина за эти шесть лет выросла в серьезного музыканта. Выдающаяся виртуозность осталась при ней, но она научилась правильно работать с партитурой, ее интерпретации стали очень интересными. Я надеюсь, что у Полины впереди яркая, насыщенная творческая жизнь. С Олей мы много занимались оттачиванием виртуозного мастерства, и сегодня она прекрасно справляется с такими трудными сочинениями, как, например, Вариации на тему Паганини Брамса. Она стала лауреатом на конкурсе в Англии, и я думаю, что это не последняя ее победа. Сейчас Оля и Полина готовятся к выпускным экзаменам в консерватории, потом останутся у меня в аспирантуре. - Каково педагогическое кредо профессора Николая Петрова? - Я очень рад тому, что научил своих учеников самому главному, тому, на что в свое время потратил много усилий мой педагог, незабвенный Яков Зак, - правильной и точной работе с текстом. Большинство наших молодых пианистов и музыкантов, глядя в партитуры, видят там лишь черные крючки, не знают, в чем разница между редактурой и уртекстом, их никто этому не учил. Многие умеют великолепно "играть в рояль" и умеют играть значительно лучше меня в смысле головоломных всяких рапсодий, но самая важная вещь в рояле - звук, над которым в наших учебных заведениях, и в Московской консерватории в частности, почти никто не работает. Из-за этого колоссальное количество талантливейших фортепианных гладиаторов, ковбоев и т.д. так и не становятся полноценными музыкантами. Я 12 лет преподаю в консерватории. Денег я там не получаю - стыдно их брать, поэтому моя работа - абсолютное миссионерство. В общей сложности у меня было 15 студентов. Но если я возьму полноценную нагрузку, это приведет к тому, что я либо буду играть, как большинство профессоров Московской консерватории, из года в год дрейфующих между Хельсинки и Токио, либо мои ученики будут получать от меня столько, сколько они получают от нынешней гастролирующей профессуры, - ничего. Соединять полнокровное преподавание и полнокровную концертную жизнь, на мой взгляд, невозможно, поэтому в классе у меня занимаются всего четыре человека. - Все участники концерта - стипендиаты вашего благотворительного фонда. Расскажите, пожалуйста, об этом вашем детище. - Сейчас готовимся ко Второму фестивалю в Кремле. Мы не претендуем ни на какие особые лавры, но постараемся выполнить свою задачу - это открытие новых имен, их презентация. В России сейчас довольно много организаций, которые делают бизнес на детях. С одной стороны, слава богу, что они этим занимаются, потому как делают талантливым детям карьеру. Но в системе их работы есть одна порочная вещь: дети практически ничего за свой труд не получают. Поэтому они и ждут того момента, когда можно будет "слинять" за границу. Я всегда договариваюсь, чтобы филармонии, где выступают стипендиаты моего фонда, платили детям гонорары. Тогда они чувствуют, что их труд чего-то стоит. Кстати, у меня уже есть договоренность о серии абонементных концертов с участием стипендиатов фонда с Екатеринбургской, Ярославской, Ялтинской филармониями. Наши стипендиаты ежемесячно выступают и в Москве, в зале фонда на Остоженке, 22, а теперь будут регулярно играть и в Оружейной палате. Мне бы хотелось, чтобы молодые дарования попытались найти себя здесь. Тогда, может быть, не все и уедут. Но боюсь, что в своих устремлениях я одинок. Также в рубрике:
|