В ореховой урне с сургучной печатью
во Флоренции вновь захоронены останки великого Джотто
Алексей БУКАЛОВ
Рим
Бренные останки великого итальянского живописца Джотто ди Бондоне захоронены во флорентийском кафедральном соборе в очередную годовщину со дня смерти художника, случившейся в 1336 году. Джотто предан земле рядом с могилой другого основоположника искусства Возрождения - архитектора Филиппо Брунеллески. Останки скелета, бережно уложенные в маленькую урну орехового дерева с надписью "Джотто", запечатанную сургучной печатью, помещены под полом собора, в древней крипте Санта-Рипарата, в той ее части, которая недоступна посетителям. Архиепископ Флоренции, кардинал Сильвано Пиованелли, отслужил заупокойную молитву.
Джотто похоронен в том же склепе, где 30 лет назад во время раскопок были обнаружены его предполагаемые останки, которые все эти годы проходили научную экспертизу и вызвали немало споров специалистов. Основные исследования проводил профессор палеонтологии и антропологии Пизанского и Палермского университетов Франческо Малленьи. На основании методики, разработанной московским профессором Михаилом Герасимовым и судмедэкспертами США, ученому удалось, в частности, по черепу восстановить лицо человека, а по костям - его фигуру. В результате выявлено необыкновенное сходство реконструированного человека со свидетельствами современников о внешности Джотто. Маэстро отнюдь не слыл красавцем (несмотря на всю свою легендарную любвеобильность), наоборот, обладал внешностью, которую многие находили отталкивающей. Он, судя по воспоминаниям, был коренастым коротышкой, с огромной головой на бычьей шее, выпученными глазами и маленьким острым носом на асимметричном лице. К тому же он прихрамывал. Восстановленное по черепу лицо почти полностью совпало с автопортретом художника на известной фреске "Страшный суд" в Падуе.