Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 1 (7258) 11 - 17 января 2001г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаТрадиционный синдром, или Синдром традицииЕлена ГРАНДОВА По традиции бой кремлевских курантов возвестил начало нового года, века, тысячелетия и новогодней телевизионной ночи. За триста лет существования этого любимого народом праздника мало-помалу все чудеса, которые связывали с волшебной новогодней ночью, свелись к ожиданию блистательного, феерического, остроумного и душевно-теплого телечуда, которое бы мерцало, искрилось и переливалось всеми гранями таланта, профессионализма и современных технологий на всех без исключения каналах, обеспечивая нам полную свободу выбора лучшего среди лучших. Однако в эту ночь, практически уже в третьем тысячелетии, стало ясно: чудес не бывает. Наши телеканалы, как "красавицы минувших лет", подхватившие в богатом на странные выдумки ХХ веке модную болезнь "синдром усталости", перетряхнули "старый гардероб": кто-то добавил бантик, кто-то шарфик. И пожалуйста, "от кутюр" уже прошлого века. Впрочем, возможно, это тоже традиция, как и то, что народ встречает Новый год за столами со столичным салатом и батареей бутылок. Куранты пробили. Шампанское заиграло, водка забулькала. Понеслось! Взоры обратились к голубым экранам. А там - Алла Борисовна с семейством. На одном канале, на другом, на третьем. Вошли, можно сказать, в каждый дом. Пролетарии телевизионного труда правильно угадали настроение масс. Синдром усталости наступит позже, а вначале - важно добавить эмоционального градуса. Добавили. Очень старыми песнями о главном - поновее ничего не нашлось. Очень "голубым огоньком", довольно быстро превратившимся в обычный концерт. Очень запутанными "ментами" - интересно, кто-нибудь смог, сидя за столом, врубиться в фабулу? Но переваривалось все, ведь хозяйки, главные зрительницы, устали от новогодних хлопот и приготовлений, было им не до телетонкостей. Хотя давали по разным каналам в последний день уходящего года бенефис Эльдара Рязанова: "Карнавальную ночь", "Служебный роман", естественно, "Иронию судьбы", "Старых кляч", "Тихие омуты" - заявку на новую новогоднюю сказку. Но нельзя дважды войти в одну и ту же воду. Героические усилия Александра Абдулова, Любови Полищук, Андрея Макаревича и других любимых в народе артистов в общем-то положения не спасли. И музыка вроде бы "под Таривердиева", "под Окуджаву". Да не получается "под". Авторская задумка заключалась, видимо, в реконструкции того, из прошлого, эмоционального состояния души. Но души спустя четверть века стали какими-то другими. Потому что проблемы другие. Прочь проблемы в новогодние каникулы! Ночь перед Рождеством. Святой праздник узаконили. День для разговения освободили. Телевидение Рождественскую службу протранслировало - синдром традиции. Не традиция, а именно - синдром. Снова нечто медицинское. Ведь если всю ночь давать богослужение из храма Христа Спасителя с традиционными врезками благостных лиц первых персон государства, то не встык с "Альфонсом" - фильмиком про предприятие по обслуживанию одиноких женщин. Могут возразить: кто не хочет смотреть, пусть переключится на другой канал. Но в том-то и дело, что, случайно нажав на "четвертую кнопку" при желании приобщиться к службе и увидев там Панкратова-Черного, Джигарханяна, Ильина, Гундареву с их отнюдь не скромными приключениями, переключаться уже не захочется. Увы, человек слаб. Впрочем, НТВ легко извинить - канал еще в декабре отпраздновал Рождество европейское... Но не только "четвертой кнопкой" жив человек. Есть, к примеру, и государственное телевидение. А там - "Театр + ТВ". Екатерина Уфимцева пригласила в гости самых любимых артистов - Табакова и Гурченко, Караченцова и Ширвиндта, Фрейндлих и Волчек. Как в старые добрые времена на "Театральных встречах", если кто помнит. Но почему-то получилось, что передачу вела не Уфимцева. Извините за выражение, но на "раздаче" весь вечер стоял министр культуры Михаил Швыдкой. Надо отдать ему должное - стоял неплохо. Хоть и очень вспотел лицом. А вспотеть было от чего. То ли редакторы программы не подготовили участников, то ли слишком понадеялись на импровиз, который всегда вывозит, но только никак не "раскочегаривались" лицедеи, лишь к самому концу завелись. Дождались ли зрители этого самого конца - началась-то программа ближе к ночи? Вопрос, конечно, риторический... И снова, как спасение, Алла Борисовна. На этот раз в "Рождественских встречах" и с той же обоймой звезд, что кочевали с канала на канал все эти долгие вечера. Хотя и "Караоке по-русски" никогда не помешает. Одним словом, встреча нового века на телевидении практически ничем не отличалась от встречи какого-нибудь рядового предшествующего года, за исключением, разумеется, государственного гимна, который обрел-таки наконец и музыку, и слова. Не покидало ощущение, что телевидение произвело инвентаризацию всего придуманного за последние годы. Жанр, возможно, полезный, но очень скучный: ни тебе фантазии, ни блеска, ни игры. А ведь уверяют, что телевизионные технологии у нас давно уже в XXI веке, да и профессионализм достиг невиданных высот. Может, дело как раз в том, что, как советовал герой "Покровских ворот" мастеру слова Велюрову, актер должен переодеваться? Впрочем, с какой стати мы и в третьем тысячелетии настаиваем, что телевидение должно быть умнее, интереснее и оригинальнее нас? Строго глядя на вещи, оно на нас похоже. И мы к нему привязаны. Не дай Бог, что-нибудь снова случилось бы с Останкинской башней и домашние экраны в новогодние дни потухли бы не на три дня, как это было в августе, а хоть на три часа. Пролетарии телевизионного труда, мы любим вас, несмотря ни на что. Только уж и вы нас не обижайте. Также в рубрике: |